Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Личностное общение предполагает наличие обратной связи в форме встречной информации о результатах взаимодействия. Наиболее полно обратную связь отража...полностью>>
Психология->Реферат
Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает д...полностью>>
Психология->Реферат
Проблема лидерства активно изучается уже более 50 лет. В настоящее время для практиков и теоретиков доступны сведения о более чем несколько десятков т...полностью>>
Психология->Реферат
-окружающие лица, обнаруживающие воровство, постоянно ругают ребенка, не доводя, однако, свои воспитательные воздействия до завершения не возлагая отв...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рег№____________

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточно- Сибирская государственная академия образования»

Педагогический институт

Кафедра педагогики профессионального образования

специальность :050703 Дошкольная

педагогика и психология доп.

специальностью 050707

Педагогика и методика

дошкольного образования

квалификация: преподаватель

дошкольной педагогики и психологии

Форма обучения : очная

Салимгареева Яна Расиховна

«Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о взаимоотношениях в семье в процессе использования литературных произведений»

Дипломная работа

Научный руководитель:

Удова Ольга Владимировна,

Канд. псих. наук, доцент

Рецензент:

Середкина Наталья Дмитриевна

старший преподаватель

Работа допущена к защите ________________( дата)

Заведующий кафедрой __________________(подпись)

Защищен на «_________» «__»______________2010 г.

Иркутск 2010

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ…………………………………………………………………………….…7

1.1. Общие подходы к пониманию понятия «представление»………….……….7

1.2. Формирование и развитие представлений об отношениях в семье у дошкольников ……..….……………………………………............................…….10

1.3. Значение литературных произведений для развития представлений о семье………………………………………….……………………………………..16

Вывод ……………………………………………………...……………………….20

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДНТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ.....22

2.1. .База и методы исследования…………………………………………………22

2.2 . Результаты констатирующего этапа……………………………………....…24

Вывод ……………………………………………………...……………………….28

ГЛАВА3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ ……..………30

3.1.Цель, задачи, содержание и ход формирующего этапа исследования………………………………………………………………………..30

3.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента………………………………………………………………………..39

Вывод ……………………………………………………...……………………….42

Заключение………………………………………………………………………….43

Библиография…………………………………………………………………….....46

Приложение ………………………………………………………………….……..52

Введение

Современная семья выполняет одну из наиболее значимых общественных функций – воспитание детей. Для маленького ребенка, семья это не только люди, которые помогают ему, расти и развиваться, но и основная школа воспитания. Однако родители детей дошкольного возраста, часто озабочены сформированностью у детей навыков счета, письма, а о том, как у ребенка сформированы представления о семье, и какое это значение имеет для будущей взрослой жизни ребенка, зачастую не задумываются.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает их нормы поведения.

Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих, зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Изучением особенностей детско-родительских отношений занимались многие отечественные ученые: В.В. Абраменкова, Г. С. Абрамова, В. М. Даринская, В. Н. Дружинин, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, Л. В. Куликов, Е. А. Савина, А. С. Спиваковская, А. В. Суворов и др. Так же учеными (С. И.  Голод,  Т. М.  Баринова,  М. С.  Мацковский,  Э. К. Васильева) были предприняты попытки в изучении представлений о семье, которые складываются у детей стихийно.

Процесс развитие представлений дошкольников, требует создания целенаправленной работы. Решить эту проблему можно через использование художественной литературы. Так как литература – богатейший источник специфически человеческих чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Хорошо известна  побудительная сила детской книги. Ребенок стремиться подрожать героям,  которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в  детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к  духовному и нравственному опыту. Литература является искусством, а, следовательно, ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной  форме – в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный  герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном  произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.

Однако современные педагоги не уделяют должное внимание развитию представлений детей дошкольного возраста о семье и взаимоотношениях в ней по средствам литературных произведений. Исходя из этого, целью нашей работы являются изучение развития представлений детей старшего дошкольного возраста о семейных взаимоотношениях.

Объектом исследования являются представления детей старшего дошкольного возраста о взаимоотношениях в семье.

Предмет исследования: использование литературных произведений в процессе развития представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза: мы предполагаем, что представления дошкольников о семье будут разрозненными, противоречивыми, не полными; использование литературных произведений может оказать существенное влияние на развитие представлений о семье, а также повысить информированность детей (о ее составе, функциях, ролях и существующих в семье отношениях).

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть основное содержание проблемы.

  2. Подобрать методики диагностики представлений, изучить существующие представления детей о детско-родительских отношениях.

  3. Разработать и апробировать программу развития представлений дошкольников о взаимоотношениях в семье, определить ее эффективность.

Методологическую основу исследования составили положения:

- личностно - деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

- о сензетивности дошкольного детства к установлению эмоциональных отношений ребенка с близкими взрослыми (А. В. Запорожец);

- о взаимосвязи компонентов структурного "Я", разработанный К. Блага, М. Шебек;

- о важности отношений в развитии человека (В. Н. Мясищева);

Мы исходили также из понимания семьи, как важнейшего института социализации ребенка, и значении детско-родительских отношений, представленном в работах Э.Эриксона, А. Л. Болдуина, В. Сатир, А. Г. Варга Э.Г. Эйдемиллера.

Для осуществления целей исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс исследовательских методов:

- теоретический анализ литературы по проблеме;

- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

- качественный и количественный анализ полученных результатов;

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.

Практической базой исследования явилось МДОУ Хомутовский детский сад №1. Общее количество испытуемых 26 семей из них 22 являются полными, и 4– не полными семьями. Обследована группа детей старшего дошкольного возраста из них 12 девочек и 14 мальчиков.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке и апробации программы «Счастливая семья» с детьми старшего дошкольного возраста, использование которой в значительной степени повышает уровень знаний детей о семье, способствует информированности детей о составе семьи, функциях членов семьи и существующих в ней отношениях.

Основные положения и результаты данного исследования оглашались на педагогическом совете МДОУ Хомутовского детского сада №1, а также на родительском собрании для семей, принимавших участие в исследовании.

Структура работы и объем работы: исследовательская работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка (57 источником) и 3 приложения ( материалы к диагностическим методикам, ,план конспект занятий). Объем работы 47 страницы. В работе содержится 1 таблица и 3 рисунка.






Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного ...
  2. Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... у детей дошкольного возраста 2. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста 2.1. Изучение уровня развития творчества у детей старшей ...
  3. ... по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

    Дипломная работа >> Психология
    ... в семье и дошкольном образовательном учреждении Для исследования показателей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирующихся вследствие взаимоотношений ребенка ...
  4. Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... В процессе развития у ребенка формируется не только представление о ... в дошкольном образовательном учреждении и семье должны ... взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшей ...
  5. Сюжетно ролевая игра детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями ... , их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение ... развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Уровни развития у детей старшего дошкольного возраста ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018961429595947