Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Соціальна робота як фахова діяльність є взаємопов'язаною системою цінностей, теорії і практики, її місія полягає у наданні людям можливості якомога по...полностью>>
Социология->Отчет по практике
Социальная направленность данного учреждения – это, прежде всего больница, где пребывают пациенты с различными психическими заболеваниями и проблемами...полностью>>
Социология->Дипломная работа
Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости (на примере МУ «Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» Кирил...полностью>>
Социология->Реферат
Терроризм в настоящее время стал широкомасштабным явлением, представляющим угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государс...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1 Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях

Появление термина «пенитенциарная система» связано с именем монаха бенедиктианского ордена Жана Мабильона, который предложил особую систему мер исправления преступников. По его мнению, спасения человека, впавшего в грех преступления (его исправления), можно достичь через духовное очищение - молитвы и покаяние, а также содержания (наказания) греховной плоти в условиях сурового заключения.

В России в самом начале XIX века был образован Высший орган суда и надзора, который просуществовал до 1917 года. Времена монархического строя можно охарактеризовать тем, что в данный период образование в местах лишения свободы не вменялись. Царское правительство опутало всю страну сложной системой тюрем и постоянно ее развивало. Тюрьмы, ведомства, министерства юстиции с их огромным числом (719) составили небольшую часть этой сети. Их дополняли 495 этапов и полуэтапов, 704 арестных дома, 20 военных тюрем и дисциплинарных частей, 23 крепости, 23 гауптвахты, 7 тюрем морского ведомства, 20 монастырских тюрем, 61 учреждение для несовершеннолетних, 1000 арестных помещений при политических участках и 93 арестных помещения для сыскных отделений. К ним следует прибавить еще 16 371 арестное помещение при волостных судах. Ежегодно через эти тюрьмы проходило 185 931 человек.

При всей бесчеловечности содержания осужденных в досоветский период все же пробивались сквозь непробиваемую стену бюрократизма и произвола служителей Высшего органа суда и надзора голоса наиболее гуманистически настроенных деятелей в уголовно-исполнительных системах: «Прежде всего сердца, сердца!».

Советская власть от своих предшественников получила в наследство порядком расстроенную и запущенную службу исполнения уголовных наказаний. Особенно тяжелое положение сложилось с обеспечением нормальных материально-бытовых условий содержания осужденных. Но страна, пережившая первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции и ввергнутая в войну гражданскую, не имела необходимых материальных и людских ресурсов для основательного переустройства старой системы исполнения уголовных наказаний /7, с.25/.

От тюрем – к воспитательным учреждениям – таков был принцип Советского государства по совершенствованию деятельности мест лишения свободы. В Российской Федерации образовались две независимые друг от друга службы исполнения наказаний в виде лишения свободы: одна в ведении Наркомюста, другая – НКВД. Тем самым был заложен фундамент приснопамятной системы, именуемой ГУЛАГом. Все Исправительно-трудовые колонии России подразделялись на 3 группы.

Первую составляли учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера. Сюда входили: дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии – сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома.

Во вторую группу включались места заключения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера, в частности трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 16 до 20 лет.

Третья группа мест заключения – учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера – колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, больницы и иные медицинские учреждения.

При всем настрое мест лишения свободы на более-менее гуманистические начала, образование так же не вменялось. Если и были люди, пытавшиеся поставить данный вопрос, то на своем пути они встречали довольно существенные преграды.

Примечательным фактом развития обучения в ГУЛАГе является то, что 3.01.30 г. на должность начальника управления лагерей особого назначения принят Митрофан Васильевич Слонимский, бывший священнослужитель, отрекшийся от сана, ранее служивший в 1919 году политруком полка на Восточном фронте. В 1921 году он был командирован на должность председателя Иркутского ГУБЧЕКа для работы по борьбе с бандитизмом. С 27.12.32 г. – начальник управления ОГПУ по ДВК, а с 12.10.34 г. – начальнику управления рабоче-крестьянской милиции по ДВК. Осенью 1935 года М.В. Слонимский переведен в г. Калинин на должность начальника областного отдела милиции, где в 1938 году был арестован.

М.В. Слонимский наряду с привитием трудовых навыков заключенным лагерей, требовал поднять их интеллектуальный уровень и политическую грамотность путем общеобразовательного и профессионального обучения, а также ознакомления с основами Советского строя и обязанностей гражданина Советской республики. В своем приказе № 1 от 17.02.1930 года М.В. Слонимский обязывал сотрудников: «Обратить внимание на развертывание культурно-просветительской работы в лагерях. Особенно неотложной задачей в настоящее время является ликвидация общей и политической неграмотности рабочего и крестьянского населения заключенных. Культпросветработа в среднем должна соответствовать классовому характеру исправительно-трудовой жизни заключенных, происходящих из рабочего класса и крестьянства, соответствовать задачам коммунистического просвещения и воспитания, а также показать, что исправительная система лагерей, построенная на обязательном труде, даст заключенным возможность постепенного облегчения лагерного режима, включительно до приближения его к вольным работам».

В инструкции по проведению культурно-просветительской работы в лагерях особого назначения ПП ОГПУ ДВК в разделе «Школьная работа» говорилось:

«1. Минимум школьной работы заключается в ликвидации неграмотности среди заключенных. Причем преподавание должно поставить себе задачей научить читать книгу, газету и толкнуть заключенного на путь самообразования.

2. Занятия с неграмотными проводить ежедневно не менее одного часа, а с малограмотными не менее двух раз в неделю.

3. Посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных, не достигших 50-летнего возраста.

4. Наряду с общеобразовательными школами могут организовываться школы профессионально-производственного типа (сельскохозяйственные и др.), в зависимости от производственного уклона того или иного лагеря.

5. Программы школьных занятий вырабатываются учителями и зав. культ. отделом и утверждаются начальником лагеря» /7, с.34/.

Как уже было сказано, эта реформа встретила значительные препятствия и с арестом М.В. Слонимского затухла.

С началом Великой отечественной войны культурно-воспитательная работа с заключенными направлялась, главным образом, на усиление их трудовой активности, но ее возможности в значительной степени ограничивались отсутствием материальной базы и бытовых условий. В качестве основных форм идеологического воздействия использовались митинги, беседы, доклады, стенные газеты, средства наглядной агитации и др.

В качестве главной задачи культурно-воспитательных отделов впервые ставилась задача перевоспитания основной массы заключенных на основе высокопроизводительного, общественно полезного труда. Эти аппараты совместно с другими частями и службами ИТЛ, УИТЛК и ОИТК обязывались заниматься вопросами улучшения быта, организации их труда, повышения культурного уровня заключенных и рационального использования их свободного времени.

С окончанием войны ставилась задача по усилению культурно-воспитательной работы среди заключенных. Не везде имелись условия для ведения клубной и библиотечной работы. В сентябре 1945 года руководство ГУЛАГа принимает решение возвратиться к прежнему порядку руководства культурно-воспитательными отделами и подчиняет их заместителям начальников политотделов.

Усиление внимания воспитательной работе требовало более четкого определения ее основных направлений, форм и методов ее реализации, уточнения порядка привлечения заключенных к выполнению задач КВО-КВЧ. Все это и предопределило издание Временных указаний о работе культурно-воспитательных отделов, частей в ИТЛ, УИТЛК и ОИТК МВД, УВД от 24 ноября 1949 года, которыми администрация руководствовалась при организации культурно-воспитательной работы среди заключенных.

Во Временных указаниях впервые были четко сформулированы основные направления культурно-воспитательной работы с заключенными: политико-массовая, производственно-массовая, культурно-массовая работа, обеспечение режима содержания, улучшение быта. Организовывалась сеть стационарных библиотек при культурно-воспитательных отделах и библиотек-передвижек для обслуживания заключенных книгами. Открывались начальные школы по ликвидации неграмотности и малограмотности. Для лиц, не владеющих русским языком, организовывались кружки. При КВЧ предусматривалось создание культсоветов из числа заключенных (7—9 человек) и секций при них. Вводилось квартальное и месячное планирование данной работы /7, с.71 – 72/.

Краткий анализ ретроспективного очерка развития образования в РФ показывает необходимость сложившихся к началу 90-х гг. реформ пенитенциарной системы от репрессивной политики перевоспитания к гуманистическому подходу, основанному на человеке как высшей ценности, автономии его воли и необходимости активного вменения структуры непрерывного образования.

В современной реальности образование в пенитенциарной системе должно развивать научных подход в разработке методологии образования и перевоспитания осужденных с приоритетом экзистенциальных, личностных методик, обращающих большое внимание на внутренний мир каждого осужденного, его способности, мотивацию поведения, изучение интересов и потребностей каждого осужденного в колонии индивидуально. Этот тезис связан с тем, что правовой основой содержания, надзора, социально-педагогических основ в пенитенциарной системе всегда являлись ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, наставления), не отражающие научного подхода к его правовой регламентации и значения в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Для решения ряда проблем, касаемых развития образования в пенитенциарной системе, необходимо рассмотреть генезис пенитенциарной системе в общем контексте современных ему процессов социальной эволюции. Это поможет точнее понять соотношение общеэволюционных и иных причин появления необходимости качественного образования в местах лишения свободы. Очевидно, что образование в пенитенциарной системе связано с большим ростом рецидивной преступности, стихийного обучения асоциальным нормам в условиях изоляции от общества, дезадаптации осужденных и неумении адекватно адаптироваться к быстрому потоку развивающихся информативный технологий, к переменчивости рыночного устройства экономической сферы, к переходу государства на социальные принципы, подразумевающие под собой качественное образование каждого из членов государства и развитие общественного благосостояния в целом.

Все это привело к усложнению среднего уровня жизни, следствием чего возникла объективная потребность в поисках новых способов организации пенитенциарной системы и интеграция ее с социальными, педагогическими и психологическими институтами.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Дипломная работа >> Социология
    ... осужденных. 1. Становление социальной работы в исправительных учреждениях 1.1 Характеристика социальной работы в современной Российской пенитенциарной системе ... получению образования. Это актуализирует развитие непрерывного профессионального образования в ...
  2. Содержание и технологии деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология
    ... пребывания осужденных в пенитенциарном учреждении деятельность, направленную на их подготовку к освобождению, содействовать приобретению ими образования ...
  3. Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе

    Дипломная работа >> Социология
    ... о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии ...
  4. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях

    Реферат >> Социология
    ... для работы с осужденными. Складывающаяся система профессиональной переподготовки и повышения квалификации социальных работников пенитенциарных учреждений должна: способствовать ...
  5. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе

    Лекция >> Психология
    ... ; создание системы непрерывной профессионально-специализированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов в ведомственных и региональных образовательных учреждениях ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001121997833252