Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмоционал...полностью>>
Психология->Реферат
Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергавшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций, в последнее время привлекает внимани...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения человека находится под прямым влиянием характера Характер человека связан с ег...полностью>>
Психология->Реферат
Если на уроке все учащиеся внимательны, то каждый внимателен по-своему Своеобразие ребят проявляется во всем: как они смотрят, слушают, когда им объяс...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Завершается первый раздел большой главой, в которой психологический стресс рассмотрен в контексте адаптации и развития личности. Здесь автор выходит за рамки собственно психологии и психофизиологии, анализируя связь психологического стресса с экономическими и социальными условиями, с состоянием здоровья людей. Приводятся конкретные данные, которые, к сожалению, из зарубежных источников, хотя эта проблема сейчас очень актуальна и в России, при этом в литературе имеются отдельные материалы. В параграфе "Стресс как фактор развития личности" представлены интересные результаты эмпирических исследовании, из которых следует вывод, что "не только умеренный, но и сильный стресс может послужить стимулом для личностного развития" (с. 112).

Второй раздел монографии посвящен проблемам преодоления стресса. Он является центральным в книге, поскольку содержит много информации, имеющей исключительно большое значение для понимания сущности разнообразных "психопрактик", которые сейчас распространены на рынке психологических услуг. В. А. Бодрову удалось достаточно лаконично и одновременно содержательно сделать аналитический обзор исследований в этой области.

Начинается изложение с формулировки личной позиции автора по рассматриваемой проблеме. На наглядных примерах показана социальная значимость этой темы: разнообразие имеющих место стрессогенных жизненных ситуаций и резко возросшая востребованность психологической поддержки людей.

В параграфе "Социальные аспекты преодоления стресса" рассмотрены различные факторы, провоцирующие стрессы - изменение социальных ролей женщин, структуры ценностных ориентации людей и способов решения ими жизненных проблем. Определена связь между социальной поддержкой определенных групп населения и индивидуальными способами предупреждения или преодоления стрессов. Вводится понятие "психосоциальная адаптация".

Большое внимание уделено описанию способов преодоления стресса и их классификации. Автор приводит различные трактовки понятия "преодоление", иллюстрируя некоторые из них схемами и таблицами. Интересно обоснованное Н. Хаан деление психологических механизмов преодоления на собственно преодоление, защиту и избегание. Раскрыто содержание этих механизмов, рассмотрены различия между социально-психологической адаптацией человека, преодолением и эмоциональными реакциями.

В главе "Стратегии и стили преодоления стресса" представлены их классификации с последующим содержательным описанием наиболее значимых и используемых в практике (например, типология индивидуальной саморегуляции Л. Дикой и В. Щедрова). Автор на основе результатов собственных и проведенных под его руководством исследований, а также данных литературы разработал и подробно изложил свою классификацию стратегий преодоления стресса. Она включает шесть основных типов: преобразующую, приспособления к трудным ситуациям, контроля за стрессом, "самораскрытия и катарсиса", избегания трудных ситуаций и "самопораженческую". Отдельно рассмотрены психические процессы, лежащие в основе преодоления. Представления автора о них в значительной степени опираются на исследования отечественных специалистов в области психической регуляции функциональных состояний. Показана роль взаимодействия личностного и социального факторов.

Большой интерес представляет глава "Роль личности в развитии и преодолении стресса". Здесь проанализированы типологии личности К. Юнга, К. Сперлинга, Дж. Роттера, Г. Айзенка, Л. Анцыферовой и др., с точки зрения связи определенных психологических типов со стрессоустойчивостью человека. Приводятся результаты исследований некоторых отечественных психологов в области изучения эмоциональной устойчивости и возможностей развития способностей по преодолению стресса.

Третий раздел книги имеет четкую практическую направленность: в нем описаны разнообразные приемы профилактики и коррекции состояний психологического стресса, при этом важно, что этим приемам даны теоретические обоснования. Позитивно следует оценить и логику построения раздела. Вначале излагается авторская базовая теоретическая позиция - это основательно разработанная отечественными психологами и физиологами концепция функциональных состояний человека. Затем анализируются предлагаемые различными авторами (В. Медведевым, А. Леоновой и А. Кузнецовой, В. Марищуком и В. Евдокимовым, Л. Дикой и др.) приемы управления такими состояниями. В результате В. А. Бодров обосновывает и приводит в виде блок-схемы собственную классификацию методов профилактики и коррекции состояния стресса, которые затем последовательно раскрываются и интерпретируются. Так, например, приемы профилактики подразделяются на групповую и индивидуальную профилактику стресса, а коррекции - на внешнюю регуляцию и психическую саморегуляцию стресса.

К групповой профилактике стресса отнесены эргономическое проектирование профессиональной деятельности и формирование профессиональной пригодности субъекта труда. Автор весьма квалифицированно раскрывает сущность эргономики, приводит статистические данные об ошибках специалистов, работающих в системах "человек-машина", обусловленные разными причинами, в том числе связанными со стрессовыми состояниями. Следует отметить хорошую формулировку автором широко используемого, но произвольно трактуемого понятия "человеческий фактор": "человеческий фактор - это индивидуальные характеристики человека (профессиональные, психологические, физиологические, физические и др.), проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия с объектами управления" (с. 341). Далее это понятие анализируется с позиций профилактики стрессовых состояний, которые могут быть вызваны эргономическими недостатками техники, рабочих мест, производства в целом. Кратко описаны основные эргономические рекомендации.

Специальные параграфы посвящены обеспечению личностной стрессоустойчивости человека в аспекте профессиональной ориентации, профессионального психологического отбора и адаптации к условиям труда. Они написаны очень лаконично, однако содержат ссылки на ранее изданную в издательстве "ПЕР СЭ" монографию В. А. Бодрова "Психология профессиональной пригодности" (2001).

В главе, посвященной индивидуальной профилактике стресса, основательно описаны сущность здорового образа жизни, роль физической подготовки и активного отдыха, правила рационального питания. При этом достаточно известные рекомендации представлены в систематизированном виде и научно обоснованы применительно к стрессовой проблематике. Физиотерапевтические и фармакологические способы воздействия, массаж, "эстеторегуляция" иллюстрируют выделенные автором приемы индивидуальной внешней регуляции (коррекции) стресса.

В главе, повествующей о психической саморегуляции, представлен широкий спектр приемов, основанных на использовании биологической обратной связи, аутогенной тренировки, медитации и др. Конечно, их описания не являются подробными методическими рекомендациями, но они хорошо ориентируют читателя и показывают возможности их использования для решения специальной задачи - преодоления стресса, уменьшения силы стрессовых воздействий на человека. Читателей, которые хотят получить более подробную, прагматически значимую информацию, автор вполне корректно отсылает к соответствующим литературным источникам.

Завершает книгу солидное, отнюдь не формальное заключение. В нем В. А. Бодров содержательно характеризует состояние научной проблемы психологического стресса и намечает перспективы ее дальнейшей разработки. Представляет интерес выдвинутая им гипотеза о двух уровнях психологических ресурсов.

Впечатления от содержания книги не снижает и то, что ряд вопросов в ней изложены очень подробно, а отдельные - излишне кратко, "пунктирно". С сожалением можно отметить также малое количество фактических данных в работе, выраженных в количественной форме и представленных в виде графиков, диаграмм или таблиц.

Вячеславу Алексеевичу Бодрову удалось написать труд междисциплинарного характера. В нем проблема психологического стресса раскрыта не только с позиций психологии, но и физиологии, социологии, медицины, эргономики. Книга имеет еще одну важную особенность: она одновременно является научной монографией, учебником и методическим руководством. Более того, в силу значительной социальной актуальности проблемы и высокого лингвистического качества текста, книга может заинтересовать не только специалистов, но и любого думающего человека.

Г. М. Зараковский, доктор психол. наук, Москва

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ: ВОЗРАСТНОЙ, ГЕНДЕРНЫЙ, ЭТНИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ" ПОД РЕДАКЦИЕЙ А. А. БОДАЛЕВА, Н. В. ВАСИНОЙ

Автор: Е. А. КЛИМОВ, Т. П. СКРИПКИНА

СПб.: Речь, 2005

Материалы, включенные в коллективный труд, отражают сложившиеся на сегодня теоретические, эмпирические и практические тенденции известной отечественной психологической школы, получившей название "познание человека человеком", создателем которой является доктор психологических наук, профессор, академик РАО А. А. Бодалев. На сегодняшний день под руководством его учеников созданы и успешно развиваются различные направления социальной психологии общения и познания людьми друг друга во многих регионах России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Эффективность любой совместной деятельности во многом определяется взаимоотношениями людей, в основе которых всегда лежит межличностное познание и межличностное общение. Рецензируемая работа посвящена анализу основных составляющих процесса познания людьми друг друга в общении, изучению наиболее значимых факторов, влияющих на его протекание и последствия. За многие годы развития этого направления в отечественной психологии под руководством А. А. Бодалева и его последователей проведено большое количество исследований, посвященных возрастным, гендерным, этническим и профессиональным аспектам общения и познания людьми друг друга в разных социокультурных условиях. Это своего рода энциклопедия, освещающая основные составляющие процесса познания людьми друг друга в общении. Только простое перечисление исследований, проведенных в русле данного направления, заняло бы множество страниц. Поэтому остановимся на кратком анализе наиболее актуальных для сегодняшней реформируемой России тем, поднятых исследователями.

Монография начинается с анализа общих особенностей познания людьми друг друга. Подчеркивается, что в общении всегда реализуются своеобразные субъектно-субъективные отношения, в которых каждый из взаимодействующих людей одновременно является и "субъектом воздействия на других, и объектом воздействия с их стороны" (с. 16). С этой точки зрения социальную перцепцию можно интерпретировать как частный случай специфической формы психического отражения, имеющий два аспекта изучения: атрибутивный и фактологический. Показано, что теоретико-методологическим основанием социально-перцептивного подхода, единицей анализа является образ другого, понимаемый как целостный психический акт и обладающий всеми свойствами результата отражения: пространственно-временной локализацией, предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью, структурностью. Своеобразием здесь выступает то, что в психический образ включается характеристика психологических качеств личности, которая не дана воспринимающему субъекту в той же непосредственности, как, например, физические свойства объекта. Однако именно эти качества следует рассматривать как главный предмет познания людьми друг друга (с. 24). Таким образом, познание людьми друг друга является процессом актуализации психологического содержания личности, которое закрепляется признаками внешности, поведения и деятельности человека в общественно-трудовой практике.

Однако, как показано многими авторами, зависимость между наличием социально-перцептивных способностей и тем, как они проявляются в деятельности, не носит линейного характера. В этой связи необходимо выясненить психологические факторы, опосредствующие эти связи. К ним авторы относят, прежде всего, особенности восприятия, мышления, способности к эмпатии в процессе познания людьми друг друга. В этом направлении исследований были выявлены общие и отличительные особенности так называемого гуманитарно-психологического мышления и мышления, изучаемого в классической психологии. Значительное внимание было уделено анализу условий и закономерностей развития вербального гуманитарно-психологического мышления, представляющего собой высшую генетическую ступень в отражении человека как личности и как субъекта познания, общения и труда. Эмпирически доказана взаимосвязь между эмпатией и некоторыми свойствами мышления и воображения, что подтверждает положение о том, что когнитивные и эмоциональные аспекты - мало обособленные и качественно определенные стороны в процессах социальной перцепции.

В настоящее время известны многие детерминанты и закономерности формирования первого впечатления о другом человеке. Показано, что первое впечатление - это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, где наибольшее значение имеют особенности внешнего облика и поведения. Были изучены возрастные, профессиональные и половые факторы, которые определяют ход и результаты этого процесса. Но это только часть переменных, более или менее сильно влияющих на характер формирующихся у людей впечатлений о человеке. В проявлениях личности, отраженных в первом впечатлении, находит выражение ее сущность, она может быть раскрыта лишь в ее главных связях с действительностью: в труде, познании и общении.

Исследования показали, что межличностное познание определяется характеристиками социально-ориентированной деятельности субъекта, в контексте которой оно осуществляется и носит активно-деятельностную природу. Блестящим подтверждением этой позиции стал цикл работ, выполненных в рамках акмеологического подхода, где изучались профессиональные особенности межличностного познания.

Исследование основных инвариантов профессионализма началось с изучения социально-перцептивных особенностей педагогов еще в 70-е гг. в Гродненском и Кубанском университетах. Проникновение в закономерности социально-перцептивной регуляции педагогической деятельности и общения требовало усиленного внимания к анализу формирующихся у учителя представлений и понятий об ученике как основном предмете педагогической деятельности. Разными авторами в различные периоды были выявлены и изучены уровни и типы социальной перцепции учителя, зависимость ее содержания от типа организации деятельности, от особенностей личности учителя; виды рефлексивных действий в структуре социальной перцепции учителя; содержание и функции социально-перцептивного эталона школьника; взаимозависимость содержательной, операциональной и мотивационной сторон социальной перцепции; творческие аспекты познания учителем личности ученика; формирование социально-перцептивных умений студентов педвузов; акмеологические аспекты становления перцептивно-рефлексивной сферы студентов и учителей; социально-перцептивные и рефлексивные аспекты конфликта; формирование способности к эмпатии и многое другое.

При изучении деятельности педагога высшей школы было обнаружено, что ее эффективность предполагает осознание им того, как его понимают и оценивают студенты, какие требования к нему предъявляют и насколько он сам удовлетворяет этим требованиям. Другой аспект этой проблемы - понимание студентами своих педагогов, умение с ними взаимодействовать - выполняет важную роль в профессиональной подготовке учителей. Проведенные исследования дают материал о возрастных, половых, профессиональных особенностях восприятия и понимания студентами своих преподавателей.

Важнейшее значение для современной теории и практики имеет цикл работ, посвященных изучению социально-перцептивной компетентности руководителя, а также социально-перцептивных эталонов в связи с личностными качествами госслужащих как факторов эффективности их труда; взаимосвязи возрастных, гендерных, личностных характеристик госслужащих и познания ими себя и других людей. На основе выявленных закономерностей разрабатываются современные и эффективные психотехнологии, направленные на развитие творческого потенциала госслужащих.

В рамках данного подхода сформировалось направление, получившее название теории затрудненного общения. Под ситуацией затрудненного взаимодействия понимаются обстоятельства, в которых один или оба партнера фрустрируют социальные потребности другого или друг друга, в результате чего испытывают острые эмоциональные переживания. Все это приводит к трениям, сбоям в интеракции, к нарушениям в развитии личности. На сегодняшний день накоплено достаточное количество сведений и фактов, описывающих интегральные характеристики личности, которые могут выступать как условия затрудненного общения и взаимодействия.

Существенную роль в системе поведенческих параметров играет выразительное поведение человека и его интерпретация другими людьми. Изучены многие аспекты, характеристики, закономерности функционирования мимики и пантомимики, позы, двигательной активности, речи. Разработаны теоретико-методологические положения, которые необходимо учитывать при разработке проблемы диагностики эмоциональных состояний по экспрессии.

В рамках данного направления выполнена серия работ, посвященных проблеме опознания эмоций другого человека. Показано, что опознание эмоций - сложный процесс, включающий как когнитивный, так и аффективный компоненты. Основными же его составляющими являются формирование перцептивного образа и сличение этого образа с хранящейся в памяти системой эталонов.

Значительное место в рецензируемой работе отведено обзору исследований социально-перцептивных особенностей речи. Отмечено, что в Ленинграде в 70-е гг. были проведены первые симпозиумы "Речь и эмоции", "Речь, эмоции и личность". Сегодня в рамках "речевых исследований", изучают особенности голоса для опознания говорящего, эмоционально обусловленные изменения голоса, отражение в голосе и речи различных свойств индивидуальности и многое другое. Авторами установлено, что познание человека по его речи - явление многоаспектное, многомерное, сочетающее различные уровни, виды, задачи, критерии познавательных процессов. Оно выполняет функцию индикации свойств и состояний говорящего, взаимосвязано с другими планами общения, другими функциями речи, прежде всего, семантической, имеет определенную специфику и особый механизм осуществления.

В целях изучения возрастных и гендерных факторов восприятия и понимания людьми друг друга раскрыта специфика познания других людей детьми дошкольного и школьного возраста, воспитывающихся в семье и различных детских учреждениях. Определено, что невербальное поведение взрослых с первых дней жизни младенца выступает в роли средства социального контакта, подготавливая само общение, и к первому году жизни ребенок усваивает образцы невербального поведения различных людей. Нарушения общения приводят к задержке формирования способности понимать и правильно интерпретировать невербальное поведение незнакомых людей, их эмоциональные состояния и отношение к себе.

С возникновением речи невербальное поведение начинает выступать выразителем некоторых психологических явлений, субъектных свойств человека, приобретает статус семантических актов. Складываются первые, еще элементарные обобщенные представления о других людях, которые в старшем дошкольном возрасте конкретизируются и обобщаются. Образ другого человека приобретает точность, дифференцированность, константность.

Другим направлением психологии восприятия и понимания людьми друг друга является изучение гендерных особенностей кодирования и интерпретации экспрессии в педагогическом общении. Результаты исследований показали, что кодирование экспрессии является коммуникативным феноменом, успешность которого зависит от ряда социально-психологических переменных, среди которых не только принадлежность к той или иной социальной группе, но и тип гендерной идентичности, представленный в совокупности черт и качеств личности.

Важным аспектом проблемы познания и понимания людьми друг друга выступают межэтническое восприятие и понимание. А. П. Оконешниковой - пионером в этой области - были раскрыты механизмы и динамика межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга. Она впервые в отечественной психологии выявила авто- и гетеростереотипные свойства, присущие людям из двух этнических групп: русской и якутской. Было показано, что эти свойства имеют сложную динамическую социальную природу формирования и функционирования, играют важную роль в самооценке, межэтническом восприятии и понимании людьми друг друга, а также зависят от половой и этнической принадлежности.

В целом, как видно из проведенного анализа основных направлений исследований, психология общения, познания и понимания людьми друг друга в настоящее время бурно развивается. Расширяется ее предметное поле, а постоянно увеличивающиеся проблемные области являются востребованными как теорией, так и практикой. В связи с этим, можно выделить ряд самостоятельных направлений и центров исследований. Так, в Санкт-Петербургском университете под руководством доктора психологических наук, профессора В. Н. Куницыной изучаются гендерные и возрастные проблемы межличностных отношений, а также взаимозависимость социального интеллекта и эффективности познания другого человека. В Ростовском государственном университете группой ученых, возглавляемых доктором психологических наук, профессором В. А. Лабунской проводятся масштабные исследования по изучению феноменов, механизмов, детерминант экспрессивного невербального поведения, а также затрудненного общения личности. Более тридцати лет назад в Белоруссии, в городе Гродно возник научный центр по изучению особенностей и закономерностей познания людьми друг друга в образовательном пространстве. Под руководством профессора СВ. Кондратьевой изучается процесс педагогической рефлексии как один из видов социальной перцепции. Молодое для нашей страны, но уже теоретически обоснованное и практически востребованное направление исследований, связанное с изучением роли имиджа представителей различных сфер профессиональной деятельности - политиков, предпринимателей, ученых и др. - представляет профессор Е. А. Петрова, глава Международной академии имиджеологии. Следует отметить, что это направление исследований возникло в ответ на запросы социальной практики в области познания людьми друг друга, но здесь имеется множество этико-психологических вопросов, связанных не только с изучением, но и с созданием имиджа -образа политического лидера, политического деятеля, депутата и др.

Ждет своих исследователей и проблема психологических аспектов общения на макроуровне, а появление новейших средств коммуникации актуализирует задачу изучения сетевого общения. Но исследований, посвященных изучению внедрения сети Интернет в различные сферы общественной жизни, еще очень мало.

Практически не изучен вопрос, связанный с виртуальными формами воздействия на психику человека. Выступая виртуальной реальностью, Интернет для многих заменяет реальность подлинную. Однако степень этого влияния, особенно на молодежь, остается пока неисследованной.

Особую актуальность приобретают исследования, связанные с социокультурными реалиями нашей жизни. Постижение особенностей межэтнического и межнационального общения; восприятия и понимания представителей иной культуры, иной этнической и расовой принадлежности, а также создание психологических технологий, направленных на формирование установок толерантного сознания по отношению к ним, стали задачами государственной важности.

Подводя итог сказанному, можно смело утверждать, что самобытная, оригинальная научная школа, изучающая фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга востребована практикой общественной жизни, а потому имеет большое будущее.

Е. А. Климов, академик РАО, доктор психол. наук, Москва

Т. П. Скрипкина, доктор психол. наук, Ростов-на-Дону



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология и педагогика. Учебное пособие

    Книга >> Педагогика
    ... отношениях в быту и организованном коллективе; • представление о психологии современного общества, проблемах и путях создания гуманного ... знания и его использования в обществе; 2) разработка методологии и методики педагогического исследования; 3) создание ...
  2. Психология и этика делового общения (1)

    Реферат >> Этика
    ... обратил внимание на необходимость разработки "коллективной психологии" как психологии различ­ных (больших и малых ... общения.         2.3. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения Проводимые в странах ...
  3. Разработка теории личности в отечественной науке первой трети XX века

    Научная статья >> Психология
    ... Современная психология распадается на такие разнородные части, как общая психология, экспериментальная психология, педагогическая психология, этнологическая психология ... общественным потребностям, приводит к разработке Н.А. Рыбниковым проекта Биографического ...
  4. Психология личности (11)

    Реферат >> Психология
    ... дискуссию между Рубинштейном и Леонтьевым с позиций современной психологии, мож­но, во-первых, заметить, что ... представлений о личности в отечественной психологии. Специфика разработки проблемы лично­сти в психологии связана с авторским характером личностных ...
  5. Психология в структуре современных наук

    Реферат >> Психология
    ... психологии 1.5 Взаимосвязь психологии и современных наук 1.6 Основные отрасли психологии Список использованных источников 1. Психология в структуре современных ... стало возможно только благодаря совместным разработкам психологов и социологов. Так, в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020670890808105