Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Биография
(1858 — 1921) Адріан Феофанович Кащенко народився 19 вересня 1858 року в родині Феофана Гавриловича Кащенка, родовід якого сягає часів Запорозької Січ...полностью>>
Литература и русский язык->Биография
(1778—1843) Григорій Федорович Квітка народився 29 листопада 1778 р. в слободі Основа поблизу Харкова в дворянській родині (від назви слободи й походи...полностью>>
Литература и русский язык->Биография
ОДЕН, Вістен Х'ю (Auden, Wystan Hugh - 21.02.1907, Йорк - 28.09.1973, Відень) - англо-американський письменник.Оден народився в англійському Йорку в р...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Действие пьесы происходит в мрачной ночлежке, где собрались люди, выброшенные из жизни. У них ничего нет, они никому не нужны. Большинство обитателей ...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Какие синтаксические конструкции преобладают в каждой части? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?

  • Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что показывает это наблюдение?

  • В чем разница выражений «гниют мертвецы» и «дремлют мертвые»?

  • Каков смысл открытого финала текста? Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

     Наблюдения над поэтической структурой стихотворения, организуемые учителем, помогают прояснить философский смысл стихотворения. Оно о смысле жизни, о месте последнего приюта человека. Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим. Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности. Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.

    УРОК 5. «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога!» Н. В. Гоголь. Урок внеклассного чтения. Тема дороги в лирике Пушкина.

     Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума, для чего провести учебное исследование в творческих группах учащихся. Школьники получают текст одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводят его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщают классу о результатах своих наблюдений.

    Задание 1

    Прочитайте стихотворение Пушкина «Зимняя дорога»

    1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

    2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?

    3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.

    4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?

    5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает лучше понять настроение?

    6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»?

    Задание 2

    Прочитайте стихотворение Пушкина «В поле чистом серебрится…»

    1. Каково настроение текста?

    2. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими?

    3. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?

    4. Какими звуками, красками наполнен текст?

    5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом.

    6. О чем думает и что чувствует лирический герой?

    7. Какой смысл придает тексту открытый финал?

    Задание 3

    Прочитайте стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы»

    1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?

    2. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?

    3. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксические конструкции и т. п.) прослеживается мотив движения, дороги?

    4. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?

    5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?

    6. Каков поэтический смысл последнего стиха?

    Задание 4

    Прочитайте стихотворение Пушкина «Телега жизни»

    1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?

    2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?

    3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?

    4. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?

    5. Найдите смыслообразующие особенности поэтической формы стихотворения на языковом и композиционном уровнях. Каков их поэтический смысл?

    6. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, не подвластного воле человека?

     Вывод урока. Тема дороги в лирике Пушкина — это тема движения жизни, тема бесконечного движения бытия, тема творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.

      Итогом изучения лирики Пушкина станет домашнее сочинение.

    Заключение

    Проблема изучения эмоциональной составляющей поэзии А.С. Пушкина показала необходимость акцента на исследовании особенностей художественной картины мира и человека, его эмоций в творчестве гениального художника слова и мыслителя, которая определяется логикой развития методологии гуманитарного знания вообще и литературоведения в частности.

    Общим итогом проведенного анализа лирики Пушкина с позиций мировоззренческого подхода выступает вывод: лирическое творчество поэта как непосредственное отражение всех перипетий его мировоззренческого движения, сложного сочетания рационально-эмоциональных и иррациональных, исторических, мифологических и религиозно-философских составляющих системы взглядов автора на мир, являясь в этом смысле универсальным художественным материалом.

    Концепция мира и человека в творчестве А.С.Пушкина рассматривается как жанрово-родовая форма, к которой автор серьезно обращается лишь во второй половине 1820-х годов, т.е. позже всех остальных родов и жанров.

    Наиболее значимые моменты мировоззренческой картины художника и мыслителя, проявляемые в приницпиально важных программных произведениях А.С.Пушкина различной жанрово-родовой принадлежности, говорят о безусловной взаимосвязи представлений автора и жанрово-родовой системы его творчества: лирические и лиро-эпические произведения, сопровождая весь процесс мировоззренческого движения автора, отражают все сложные перипетии и тонкости его, выступая в этом смысле в качестве универсальных.

    Пушкинское понимание творчества с точки зрения эмоциональной ее составляющей может способствовать формированию представлений юношества о высоте и сложности пути творческой личности, о ее ответственности перед собою и теми, к кому обращены плоды трудов и свершений.

    Среди стихотворений Пушкина, включенных в программу по литературе, есть стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» , в котором тема творчества, поэтического призвания, неоспоримой ценности поэтического слова составляет главное содержание. Анализ этого произведения подведет ученика к постижению вещей, чрезвычайно серьезных и сложных, если учитель сумеет сделать понятными для него шедевр пушкинской лирики, постарается раскрыть серьезность и масштабность самого явления «творчество», даст почувствовать то эмоциональное напряжение, которое вкладывает в представление о творчестве великий поэт, обратит внимание учащихся на то, что в лирике А.С.Пушкина тысячи чувственно-эмоциональных нитей связывают поэзию и жизнь.

    При изучении пушкинской лирики в школе учитель должен шире представлять различные аспекты творчества Пушкина. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», посвященном этой теме, у Пушкина поражает обилие и многообразие связей между объективным миром реальности и творцом, который предстает как естественная, органическая часть действительности, общества, эпохи и в то же время выходит из подчинения тривиальным закономерностям и обретает свободу, которой, кроме поэта, не обладает никто. Пушкин последовательно отстаивает внутреннюю самоценность и самодостаточность поэзии и независимость творца от утилитарных требований «века» и столь же последовательно утверждает включенность поэта в движение бытия, его связи и с основными, вечными законами жизни, и с конкретными проявлениями исторического времени.

    Библиография

    1. Абрамович С. Л. Пушкин в 1836 году. – Л., 1989. – 311с.

    2. Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. – Л., 1987. – 613с.

    3. Алексеев М. П. Пушкин: сравнительно-историческое исследование. – Л., 1987. – 613с.

    4. Алексеев М.П. Стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Проблемы его изучения. // Пушкин и мировая литература. – Л., 1987.

    5. Аношкина В. Н., Петров С. М. История русской литературы в 19 веке. 1800 – 1830-е годы. – М., 1989.

    6. Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина “Медный всадник” . – М., 1990. – 93с.

    7. Ахматова А. А. О Пушкине: статьи и заметки. – М., 1989.

    8. Бабаев Э. Г. Из истории русского романа 19 века. – М., 1984.

    9. Бабаев Э. Г. Творчество А. С. Пушкина. – М., 1988. – 204с.

    10. Баевский В.С. История русской поэзии. 1730 – 1980. Компендиум. – М.: Интерпракс, 1994.

    11. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. – М., 1953.

    12. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. – Изд. АН СССР. – М., 1954.

    13. Белый А. “Из Моцарта нам что-нибудь…” // Литературная учеба. 1990. №3. С. 151-157.

    14. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина /1826 – 1830/. – М., 1967.

    15. Бобылев Б.Г. «Не требуя венца…»: О стихотворении А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». // Литература в школе, 2000, № 6.

    16. Бонди С. М. О Пушкине: статьи и исследования. – М., 1978.

    17. Бочаров С. Г. О художественных мирах. – М., 1985.

    18. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина: Очерки. – М., 1974.

    19. Булгаков С. Н. Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.

    20. ВашкевичВ. С. “Руслан и Людмила” – ключ к истории русской мысли.// Молодая гвардия. 1994. №9. С. 179 – 195.

    21. Ветловская В. Н. Проблемы истории в художественном мире Пушкина // Русская литература. 1982. №1. С. 6 – 36.

    22. Виноградов В.В. Язык Пушкина. – М., 1941.

    23. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений: Книга для учителя. – М., 1989.

    24. Гей Н. К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М., 1989.

    25. Гессен А. Н. “Все волновало нежный ум…” – М., 1983, - 343с.

    26. Городецкий Б. П. Лирика Пушкина. – М. ; Л., 1962.

    27. Городин М. А. Величие “ничтожного героя” // Вопросы литературы, 1984, №1, с. 149 – 167.

    28. Гроссман Л. П. Пушкин. - М., 1958. – 526с.

    29. Гуминский В.М. Жизнь пушкинского «Памятника» во времени. // Литература в школе, 2000, № 6.

    30. Дейч Г. М. Все ли мы знаем о Пушкине? – М., 1989. – 268с.

    31. Иванов В. А. Пушкин и его время. – М., 1977. – 445с.

    32. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. – Л., 1976. – 339с.

    33. Карпов А. А. “Борис Годунов” А. С. Пушкина.// Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – с. 91 – 108.

    34. Коровина В. Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей. – М., 1978. – 303с.

    35. Кудряшев Н.И. Центральная тема курса: Творчество А.С.Пушкина. // Из опыта преподавания литературы (1Х класс) / Сост. Д.Л.Устюжанин. – М., 1975.

    36. Лежнёв Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. – М., 1966. – 263с.

    37. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся. / Сост. С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М., 1988

    38. Лобикова Н. М. “Тесный круг друзей моих…” – М., 1980. – 125с.

    39. Лотман Ю. М. А. С. Пушкин. – Л., 1981.

    40. Лотман Ю. М. Идейная структура “Капитанской дочки” // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова – Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.

    41. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Книга для учителя. – М., 1988.

    42. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы /1830 – 1833/. – Л., 1974. – 374с.

    43. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы./1833 – 1836/. – Л., 1982.

    44. Мясоедова Н. Е. Из историко-литературного комментария к лирике Пушкина.// Русская литература. 1995. №4. С. 27 – 91.

    45. Непомнящий В. С. Лирика Пушкина // Литература в школе, 1995, №1. С. 2 – 14.

    46. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987.

    47. Петрухина Н. Н. Проза Пушкина /пути эволюции/. – Л., 1987.

    48. Померанц Г. Медный всадник // Октябрь – 1994. №8. С. 134 – 162.

    49. Прийма Ф. Я. Проблема общенационального и общечеловеческого в творчестве Пушкина // Русская литература. 1972, №2, с. 207 – 220.

    50. Пумпянский А.В. Об оде Пушкина «Памятник». // Вопросы литературы, 1977, № 8.

    51. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997./далее в тексте указан том и страница/.

    52. Пушкин в школе: Сб. / Сост. В.Я.Коровина. – М., 1978.

    53. Розанов В. В. Мысли о литературе. – М., 1989.

    54. Сурат И.О. О «Памятнике». // Новый мир. – 1991. - № 10. – С. 193.

    55. Таборисская Е.М. Тема поэзии в пушкинской лирике. // Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Книга для учителя. / Под ред. М.Л.Семановой. – М., 1987.

    56. Тойбин Н. М. Особенности историзма Пушкина // Вопросы литературы, 1978, №3, с. 257 – 261.

    57. Тойбин Н. М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820-х и 1830-х годов. – Воронеж, 1980. – 123с.

    58. Тойбин Н. М. Формула Пушкина “Феодализма у нас не было, и тем хуже” . – В кн.: Искусство слова. – М., 1973. – с. 112 – 121.

    59. Томашевский Б. В. Пушкин. кн. 2. – М. -Л., 1961. – 575с.

    60. Томашевский Б. В. Пушкин. Работы разных лет. – М., 1990.

    61. Фомичев С. А. Драматургия А. С. Пушкина // История русской драматургии /XVII – первая половина XIX века/ - Л., 1982.

    62. Франк С. Л. Пушкин как политический мыслитель.// Русское зарубежье: Сборник. – М., 1993. – с. 65 – 86.

    63. Шайтанов В. Н. Географические трудности русской истории /Чаадаев и Пушкин в споре о всемирности/ // Вопросы литературы. 1995. №6. С. 160 – 203.

    64. Якубович Д.П. Античность в творчестве А.С.Пушкина. // В сб. Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. – М., 1941.



  • Загрузить файл

    Похожие страницы:

    1. Проблема эмоций в трудах отечественных и зарубежных психологов

      Курсовая работа >> Психология
      ... ПУШКИНА ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ факультет психологии и педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Проблема эмоций ... людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, ... тему эмоций, как необходимую составляющую изучения ... к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д. ...
    2. Философия как наука, история философии

      Книга >> Философия
      ... творчества? 2.В чем заключается трагедия творчества? 3.Опишите два смысла творчества. Созерцание как исток творчества ... эмоции, память, воля, фантазия (воображение), мышление. Первые пять составляющих ... дубровы... А. С. Пушкин Вопросы: 1.Расскажите о ... ведущих ...
    3. Формализм как школа (2)

      Сочинение >> Иностранный язык
      ... Г. А. Гуковского "Пушкин и проблемы реалистического стиля" ... и вообще всякие эмоции всегда в той ... для поздней поры творчества Бахтина лабораторные разработки ... себя историю литературы как составляющую). Ю. М. Лотман ... в нем Кристевой как ведущего теоретика, а также ...
    4. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество

      Книга >> Педагогика
      ... культура от Пушкина до Солженицына ... ее духовной составляющей, т.е. как опыт, как нечто, несущее ... оперирует эмоциями, а не инстинктами. Положительные эмоции, связанные ... ведущих ученых СССР к научной молодежи ([20], с. 5). Творчество нельзя рассматривать как ...
    5. Социология как наука об обществе (3)

      Самостоятельная работа >> Социология
      ... произведений А.С. Пушкина в формировании духовного ... отношений, составляющее важ­нейшую сферу ... формы художественного творчества. Учитывая внутреннюю ... При разводе как ведущие указываются три ... жизни, проявляющееся снача­ла в эмоциях и суждениях, а затем ...

    Хочу больше похожих работ...

    Generated in 0.007997989654541