Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Реферат
С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать пут...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Последний роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" считается одним из самых сложных произведений ранней советской литературы. Это одновременно гротескно...полностью>>
Литература и русский язык->Реферат
Русский историк В.О. Ключевский справедливо писал о том, что комедия «Недоросль» — «бесподобное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось стать прямо пе...полностью>>
Литература и русский язык->Конспект урока
Мета організації уроку. Ознайомити учнів з фактами життя письменника, які вплинули на формування світогляду, специфікою його майстерності та із змісто...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

При изучении пушкинской лирике в школе учитель должен шире представлять различные аспекты темы поэта и поэзии в художественном наследии Пушкина. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», посвященном этой теме, у Пушкина поражает обилие и многообразие связей между объективным миром реальности и творцом, который предстает как естественная, органическая часть действительности, общества, эпохи и в то же время выходит из подчинения тривиальным закономерностям и обретает свободу, которой, кроме поэта, не обладает никто. Пушкин последовательно отстаивает внутреннюю самоценность и самодостаточность поэзии и независимость творца от утилитарных требований «века» и столь же последовательно утверждает включенность поэта в движение бытия, его связи и с основными, вечными законами жизни, и с конкретными проявлениями исторического времени.

Традиция, к которой примыкает пушкинское стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», глубоко уходит в историю мировой культуры. Очевидно, что диалог с традицией явно входил в замысел поэта и именно через него Пушкин стремился осуществить свой замысел. В этой традиции пушкинистика выделила «горацианско-державинскую идею бессмертия поэзии (М.П.Алексеев), но, разумеется, одной идеей, пусть даже столь масштабной, она не исчерпывается. Так же как не сводима она и к историко-литературной схеме, предложенной в известной монографии М.П.Алексеева: римские метрические эпитафии – «Памятник» Горация и т.д. Традиционный смысл пушкинского стихотворения («Я заслужил посмертную славу, потому что сделал в своей жизни то-то и то-то»), конечно же, опирается на представления более древние и развивает идеи более общие.

Проблемой изучения лирики в школе занимались многие замечательные литературоведы и методисты: Белобровцева И.З., Дегожская А.С., Жаворонкова А.Н., Карсалова Е.В., Лахостский К.П., Мадер Р.Д., Македонов Е.В., Медведев В.И., Мотольская Д.К., Сопалова К.И., Рез З.Я., Страшнов С., Тодоров Л.В., Рыбникова М.А., Лотман Ю.М., Липкина А.И., Оморокова М.И. и другие.

Сравнительная характеристика программ литературного образования для 10 класса общеобразовательной школы.

Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Часы

Программа под редакцией В.Я. Коровиной

Часы

Пушкин

Слово о поэте

1

Слово о поэте

1

Дружба и друзья в лирике

1

“Евгений Онегин”

2

Свободолюбивая лирика

1

Тема дружбы

1

Любовная лирика

1

Тема любви

1

Тема поэта и поэзии

1

Тема поэта и поэзии

1

Образ природы

1

Философские размышления о жизни

1

“Евгений Онегин”

2

Свободолюбивая лирика

1

2.2. Система работы по изучению творчества А.С. Пушкина на уроках литературы в школе

УРОК 1. «Пушкин — это наше все» (Ап. Григорьев). Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути.

  Приступая к изучению темы, учитель, во-первых, должен вспомнить с ребятами, что они уже знают о Пушкине из курса литературы основной школы. Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:

Основные периоды жизни

и творчества Пушкина

Характерные

черты периода

Наиболее значительные произведения, созданные в этот период

Лицейский период (1813—1816 гг.)

 

 

Петербургский период (1817—1820 гг.)

 

 

    Творчество II половины 20-х годов Период Южной ссылки (1820—1824 гг.)

(1826—1830 гг.)

 

 

Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)Период ссылки в Михайловское

(1824—1826 гг.)

 

 

Творчество 30-х годов (1831—1836 гг.)

 

 

Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны четко усвоить идейно-эстетические позиции Пушкина в каждый период его творчества, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики. Учащиеся уже обращались к поэзии Пушкина в классах основной школы, подробно знакомились с его лирическими произведениями в 9 классе. В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению лирики Пушкина — обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, проблемно-содержательный анализ романа «Евгений Онегин».

На первых уроках по изучению произведений Пушкина стоит вспомнить основные этапы его биографии и творческого пути, заполнить хронологическую таблицу его жизни и творчества, записав в классе или дома характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода.

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.

В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.

Вопросы для обсуждения

  1. Какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии?

  2. Какие картины, характерные для русской жизни XVII века, изображены в трагедии?

  3. Какие социальные силы противопоставлены в пьесе?

  4. Почему автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и в центре пьесы — нравственные мучения царя?

  5. Какую роль играет в трагедии образ «мнения народного»? Как народ относится к царской власти?

  6. Как автор понимает роль народа в истории?

  7. В чем своеобразие композиции трагедии «Борис Годунов»?

  8. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии? В период после поражения декабристского восстания (1826—1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

 В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). 30-е годы — вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин», лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

УРОК 2. «Печаль моя полна тобою…» Любовная лирика Пушкина

На трех уроках, посвященных изучению лирики Пушкина, стоит затронуть основные мотивы его поэзии: тему любви, тему поэтического творчества и тему смысла жизни, главную в философской лирике, а на уроке внеклассного чтения по лирике провести практикум по стихам Пушкина, объединенным темой дороги. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения.

Первый урок по изучению лирики Пушкина можно посвятить теме любви — высшего проявления духовной жизни человека. Десятиклассники уже знакомились с любовной лирикой поэта в основной школе, знают ее адресатов, поэтому главным в 10 классе должно стать не изучение историко-биографических реалий, ставших поводами для написания любовных стихов, не конкретные факты биографии Пушкина, а выявление их обобщенного смысла, наблюдения над текстовыми особенностями создания лирического образа-переживания.

 Главное место на этом уроке следует отвести учебным исследованиям художественной формы стихотворений о любви, поиску таких их особенностей, которые помогают пониманию глубинных смыслов, то есть обучению интерпретации лирического текста.

Это возможно, когда знания об этих стихотворениях приобретаются не в готовом виде, например, из лекции учителя, а в результате самостоятельных наблюдений. Чтобы эти наблюдения не были поверхностными и стихийными, необходимо направлять мысль учащихся в нужное русло при помощи вопросов и заданий, которые выявляют смыслы, заложенные в особенностях художественной формы.

      Вопросы и задания к стихотворению «Сожженное письмо»

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?

  2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

  3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?

  4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проблема эмоций в трудах отечественных и зарубежных психологов

    Курсовая работа >> Психология
    ... ПУШКИНА ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ факультет психологии и педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Проблема эмоций ... людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, ... тему эмоций, как необходимую составляющую изучения ... к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д. ...
  2. Философия как наука, история философии

    Книга >> Философия
    ... творчества? 2.В чем заключается трагедия творчества? 3.Опишите два смысла творчества. Созерцание как исток творчества ... эмоции, память, воля, фантазия (воображение), мышление. Первые пять составляющих ... дубровы... А. С. Пушкин Вопросы: 1.Расскажите о ... ведущих ...
  3. Формализм как школа (2)

    Сочинение >> Иностранный язык
    ... Г. А. Гуковского "Пушкин и проблемы реалистического стиля" ... и вообще всякие эмоции всегда в той ... для поздней поры творчества Бахтина лабораторные разработки ... себя историю литературы как составляющую). Ю. М. Лотман ... в нем Кристевой как ведущего теоретика, а также ...
  4. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество

    Книга >> Педагогика
    ... культура от Пушкина до Солженицына ... ее духовной составляющей, т.е. как опыт, как нечто, несущее ... оперирует эмоциями, а не инстинктами. Положительные эмоции, связанные ... ведущих ученых СССР к научной молодежи ([20], с. 5). Творчество нельзя рассматривать как ...
  5. Социология как наука об обществе (3)

    Самостоятельная работа >> Социология
    ... произведений А.С. Пушкина в формировании духовного ... отношений, составляющее важ­нейшую сферу ... формы художественного творчества. Учитывая внутреннюю ... При разводе как ведущие указываются три ... жизни, проявляющееся снача­ла в эмоциях и суждениях, а затем ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0037798881530762