Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Литература и русский язык->Рассказ
И снова они замолчали. Сениста лежал на спине, до подбородка укрытый серым больничным одеялом, и упорно смотрел на Сазонку; ему хотелось чтобы Сазонка...полностью>>
Литература и русский язык->Рассказ
Уже пятнадцать дней прошло со времени события, а он все думал о нем - как будто само время потеряло силу над памятью и вещами или совсем остановилось,...полностью>>
Литература и русский язык->Рассказ
Вы хотели объяснения, и вот оно. Я знаю, вам станет холодно и больно, вы будете плакать весь нынешний вечер, а может быть, и завтра, но мне не жаль ва...полностью>>
Литература и русский язык->Рассказ
Мое одиночество очень велико. Я не нуждаюсь в друзьях, но Мне надо говорить о себе, и Мне не с кем говорить. Одних мыслей недостаточно, и они не вполн...полностью>>

Главная > Реферат >Литература и русский язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ставропольский государственный педагогический институт

Историко-филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Эмоция как ведущая составляющая в поэзии А.С. Пушкина»

студентки 6 курса

группы ФЗО 6 Б629Р

Барыленко Екатерины Александровны Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Козина Анна Владимировна

Рецензент:

кандидат педагогических наук,

Работа допущена к защите Дата защиты

«____» _____________ 2010 г. «___» _______________ 2010 г.

Зав. кафедрой _____________ Оценка «_______________»

Ставрополь 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Особенности выражения эмоции в поэзии А.С. Пушкина

    1. Общие черты чувственных образов поэзии А.С. Пушкина как отражение осоюой картины мира и человека…………………………………………..6

    2. Элегия и баллада: романтизм и эмоции в «поэзии действительности...30

    3. Мир русской деревни в эмоциональном выражении поэзии А.С. Пушкина……………………………………………………………………….37

    4. Эмоциональная составляющая поэзии А.С. Пушкина как авторское восприятие картины мира……………………………………………………..44

Выводы…………………………………………………………………………...57

Глава II. Изучение творчества А. С. Пушкина на уроках литературы в школе

2.1. Особенности изучения лирики А.С. Пушкина на уроках литературы в школе……………………………………………………………………………..61

2.2. Система работы по изучению творчества А.С. Пушкина на уроках литературы в школе…………………………………………………………………..62

Заключение……………………………………………………………………….76

Библиография…………………………………………………………………….81

Введение

Как и всякий гений, поэт, выражая специфику своего народа и своего времени, А.С. Пушкин представляет метафизические запросы, имеющие характер всечеловечности и вневременности. Одним из величайших завоеваний Пушкина, основополагающим его принципом явилось изображение личности человека, его чувственно-эмоционального мира в неразрывной связи с общественной средой, изображение личности человека в процессе его развития, в зависимости от объективных, конкретно-исторических условий жизни. В своих произведениях Пушкин показывает, что достоинство и ограниченность его героев, формы их духовной и нравственной жизни вырастают на определённой эмоциональной почве, в зависимости от общественной среды. Отсюда значимость его в решении современной проблемы экологии души и духа. Принципиальным моментом является на сегодняшний день факт реального осознания многими духовной подоплеки происходящего с миром и человеком, а следовательно, понимания того, что именно в эмоциональной сфере находится и реальная перспектива должного решения проблемы - в первую очередь, в ракурсе высокой духовности. «Его наследие – вдохновенная наука постижения истины» (1, 7), которая, по представлению одного из значимых и весомых пушкинистов современности В.С. Непомнящего, вне чувственно-эмоционального осмысления немыслима: «Авторитет Пушкина в культуре сопоставим с царским. Ему как бы определен статус своего рода помазанника. Выводить этот факт из причин эстетических, идейных, социальных по меньшей мере наивно… главная причина подобного авторитета Пушкина –…в том, что Пушкин глубже, шире, правильнее и гармоничнее всех ощущает священную, божественную природу бытия и человека – в том трагическом, страшном, часто постыдном противоречии с нею, какое являет реальная практика человеческого существования» (2, 14). Отсюда вытекает актуальность нашего исследования, напрямую связанная с современным состоянием российской литературоведческой науки.

В настоящей работе представлена попытка прочертить сложный духовный путь А.С.Пушкина, в процессе которого складывался взгляд художника на мир и человека, эмоциональную его составляющую. Целью нашего исследования явилось изучение эмоции как ведущей составляющей поэтических произведений А.С. Пушкина.

Невозможно охватить все многообразие проблемы мировоззренческих аспектов творчества поэта, писателя, драматурга, критика. Поэтому наше внимание будет направлено на исследование наиболее значимых моментов изображающих эмоциональный мир автора, проявляемых в принципиально важных программных произведениях художника, которые и выступают в качестве объекта исследования.

Предметом является изучение особенностей выражения эмоции в поэзии А.С. Пушкина.

Исходя из цели, выделим следующие задачи:

  • дать аналитический обзор имеющимся интерпретациям;

  • проанализировать наиболее значимые моменты эмоциональной картины мыслителя и художника, проявляемых в принципиально важных программных произведениях А.С. Пушкина;

  • рассмотреть проблему изучения эмоции как ведущей составляющей в поэзии А.С. Пушкина на уроках литературы в школе;

Для реализации поставленных задач нами была использована следующая система методов исследования:

  • анализ теоретической литературы;

  • сопоставительный анализ;

  • анализ методической литературы.

Элемент новизны работы связан с тем, что в ней исследуются:

  • специфика эмоциональной составляющей поэзии автора в зависимости от его духовного состояния и исторического контекста;

  • особенности пушкинской поэтики относительно отражения эмоциональных установок автора;

  • роль А.С. Пушкина в истории духовного осмысления основных мировоззренческих проблем русской классической литературой.

Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных историков и теоретиков литературы: М.П.Алексеев, Белинский В.Г., Виноградов В.В., В.М.Гуминский, Б.Г.Бобылев, Р.Д.Мадер, Е.М.Таборисская, А.Слонимский, В.Г.Маранцман, и другие.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, имеющие собирательный и сопоставительный характер, могут быть использованы в качестве материала для дальнейшего изучения вышеназванной темы в историко-литературном контексте. Предоставленный методический материал, может быть использован в качестве методических рекомендаций для учителей литературы в школе.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 64 наименований.

Глава I. Особенности выражения эмоции как основной составляющей поэзии А.С. Пушкина

1.1 Общие черты чувственных образов поэзии А.С. Пушкина как отражение особой картины мира и человека

Чувственный образ в искусстве, то есть то, что называют художественным образом, принципиально отличен от представления: художественный образ в отличие от представления выступает как мерка, эталон не реальных предметов и явлений, а воображаемых, фиктивных, носящих особый, художественно условный характер. Художественный образ всегда облечен в прекрасную форму и, что еще более важно, обозначает не истину, а ценность. Таким образом, овладение содержанием художественного образа является лишь предисловием к тому, что составляет подлинную сущность процесса взаимодействия человека с произведением искусства.

Поскольку художественный образ обозначает не истину, а ценность, то овладение его содержанием должно выступать и как оценка этого содержания, то есть, как то, что А.С. Пушкин определял как приговор художника отражаемой в произведении действительности.

Но так как в искусстве ценность обозначена не понятием, а чувственным образом единичного конкретного явления, то эта оценка должна выступать обязательно как оценка эмоциональная. Действительно, одна реакция возникает у человека, если он прочтет теоретический трактат о том, что ложь, обман, ханжество — отрицательные качества. И совсем другая, если он познакомится с художественным произведением А.С. Пушкина, где эта же самая мысль выражена во взаимоотношениях людей — воображаемых персонажей.

Для деятельности Пушкина как художника характерно постоянное стремление осмыслить принципы создания литератур­ных произведений. Конечно, в его творческом процессе проявлялась гениальная интуиция, но в целом этот процесс не был стихийным, эмоциональным (напомним его слова о работе над «Борисом Годуновым»: «Я пишу и размышляю...». Интереснейший материал, раскрывающий пуш­кинское понимание этих вопросов с точки зрения эмоции, содержится во всем наследии поэта — в художественных произведениях, статьях, заметках, в пере­писке (7,35). Здесь и наблюдения над собственным творчеством, тонкий и проникновенный самоанализ, и размышления о законах литератур­ного искусства и о роли художника в обществе.

Начнем с вопроса, которому поэт уделял особое внимание, — о целях творчества. Высказывая собственное представле­ние о назначении искусства, А.С. Пушкин, в частности, критиковал глав­ное положение эстетики классицизма, которое гласит; «...главное достоинство искусства есть польза» (1,78). Критики идеалисти­ческого направления пытались истолковать эти высказывания поэта как декларацию о приверженности его к «чистому искус­ству», проповедующему искусство без каких-либо задач и целей. Апологеты теории «чистой красоты» для доказательства близости Пушкина к этому течению привлекали и стихи о поэте и поэзии («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту») (7,69).

Представления свои по этому вопросу Пушкин высказывал вполне определенно и совсем в ином плане. Заранее за­данное, навязанное (внешне или внутренне) привнесение в произведение «цели» несовместимо, с точки зрения Пушкина, с подлинным искусством, дарящим подлинные восторженные эмоции. С этих позиций он отвергал манеру популярных французских драматур­гов — таких, как Жуй, Арно, Пиша, — которые писали свои траге­дии о героях древности под влиянием последнего номера газеты, заставляя римлян шестистопными стихами говорить о политических деятелях XIX века (11,86).

«От сего затейливого способа на нынешней французской сцене слышно много красноречивых журнальных выходок, но трагедии истинной не существует», — писал Пушкин (11).

Важнейшая особенность критики Пушкиным консервативно-тен­денциозной трактовки понятий «пели» и «пользы» заключается в том, что эта критика велась в борьбе за сближение литера­туры с эмоциональной жизнью человека, за ее демократизацию. Свои эстети­ческие декларации он вводит и в художественные произведения, нередко с полемическими целями. Так, в первоначальном наброске вступления к «Домику в Коломне» содержится полемика с теми, кто, упрекая поэта в «бесцелье», требовал подчинения творчества вполне определенной цели — восхвалению официозной героики:

Пока меня без милости бранят

За цель моих стихов — иль за бесцелье

И важные особы мне твердят,

Что ремесло поэта — не безделье,

Что славы прочной я добьюся вряд,

Что хмель хорош, но каково [похмелье]?

И что пора б уж было мне давно

Исправиться, хоть это мудрено.

Пока сердито требуют журналы,

Чтоб я воспел победы россиян

И написал скорее мадригалы

На бой или на бегство персиян...

Это вступление к поэме Пушкин затем заменил другим, но две заключительные строфы окончательного текста поэмы – диалог критика и поэта посвящены той же теме: о «пользе», «цели», «нравоучении».



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проблема эмоций в трудах отечественных и зарубежных психологов

    Курсовая работа >> Психология
    ... ПУШКИНА ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ факультет психологии и педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Проблема эмоций ... людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, ... тему эмоций, как необходимую составляющую изучения ... к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д. ...
  2. Философия как наука, история философии

    Книга >> Философия
    ... творчества? 2.В чем заключается трагедия творчества? 3.Опишите два смысла творчества. Созерцание как исток творчества ... эмоции, память, воля, фантазия (воображение), мышление. Первые пять составляющих ... дубровы... А. С. Пушкин Вопросы: 1.Расскажите о ... ведущих ...
  3. Формализм как школа (2)

    Сочинение >> Иностранный язык
    ... Г. А. Гуковского "Пушкин и проблемы реалистического стиля" ... и вообще всякие эмоции всегда в той ... для поздней поры творчества Бахтина лабораторные разработки ... себя историю литературы как составляющую). Ю. М. Лотман ... в нем Кристевой как ведущего теоретика, а также ...
  4. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество

    Книга >> Педагогика
    ... культура от Пушкина до Солженицына ... ее духовной составляющей, т.е. как опыт, как нечто, несущее ... оперирует эмоциями, а не инстинктами. Положительные эмоции, связанные ... ведущих ученых СССР к научной молодежи ([20], с. 5). Творчество нельзя рассматривать как ...
  5. Социология как наука об обществе (3)

    Самостоятельная работа >> Социология
    ... произведений А.С. Пушкина в формировании духовного ... отношений, составляющее важ­нейшую сферу ... формы художественного творчества. Учитывая внутреннюю ... При разводе как ведущие указываются три ... жизни, проявляющееся снача­ла в эмоциях и суждениях, а затем ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013110637664795