Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно сч...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные ...полностью>>
Социология->Статья
Разделение полномочий федерального центра и регионов (согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г № 122-ФЗ) при социальном инвестировании в прое...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Для своей курсовой работы я выбрала тему «Молодежь России: перед лицом проблем» Здесь я рассмотрю лишь некоторые проблемы Поскольку их очень много И н...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

– ограничения в обратной связи в пилотаже: из-за возможнос-ти различной трактовки пунктов топик-гайда понимание смысла вопросов может быть неодинаковым у разных людей;

– расхождения между модераторами: у каждого модератора существует особый стиль задавания вопросов, и порой это при­водит к значительным различиям в результатах.

По мнению Крюгера, топик-гайд чаще используется людьми, которые имеют значительный опыт работы в роли модератора и теми, у кого хорошо сформировано чувство уместности того или иного варианта вопроса и понимания того, что должно сработать в данной ситуации. Топик-гайд требует от модератора собранности и опыта, особых навыков оперативного изменения тем в после­довательность четко сформулированных вопросов, модификации вопросов в зависимости от хода дискуссии. Начинающим модера­торам на первых порах целесообразнее использовать подробный план вопросов.

В отличие от топик-гайда подробный план – это последова­тельность детально сформулированных вопросов. Преимущества подробного плана следующие:

– большее доверие заказчика (перечень подробных вопросов наглядно представляет то, что интересует заказчика);

– эффективность анализа (сводит к минимуму различия, воз­никающие при неодинаковой вербализации вопросов); О.Т. Мельникова 14

– слаженность (когда много модераторов работают над одним проектом).

К недостаткам подробного плана относятся [1]:

– возможная неловкость формулировок (вопросы могут быть построены таким образом, что не в каждой фокус-группе будут восприниматься естественно);

– необходимость длительной разработки (ввиду своей под­робности систему законченных вопросов приходится дольше подготавливать);

– упрощенность восприятия (перечень законченных вопросов провоцирует у заказчика впечатление, что получить от группы нужную информацию не составит никакого труда).

Однако, как показывает опыт, буквальное использование под­робного перечня вопросов в фокус-группе маловероятно. Одной из главных особенностей и преимуществ фокус-группового исследования является не только взаимодействие модератора с респондентами, но и тонко выстроенная атмосфера этого взаимо­действия. Модератор должен хорошо чувствовать группу и уметь подстраиваться под нее. Заготовленные заранее формулировки не могут предусмотреть всех возможных ситуаций, и если сле­довать только им, возникает риск нарушить атмосферу доверия и взаимопонимания, которая обеспечивает эффективность группы. Перечень сформулированных вопросов действительно может привести заказчика к ощущению того, что модератор уже и не очень нужен, поскольку приготовленные вопросы может задать любой человек. Поэтому подробный перечень вопросов если и может оказаться «подпоркой» для начинающего модератора, то неуклонное следование этому перечню будет свидетельствовать лишь о его профессиональной непригодности.

Независимо от того, выбирает исследователь топик-гайд или подробный план, ему необходимо знать о различных классифи­кациях и стратегиях расположения вопросов. В современной литературе существуют разные точки зрения как на основания Методики и техники фокус-группового исследования 15

для классификации, так и на желательные стратегии построения по-следовательностей вопросов.

Стратегии расположения вопросов. С. Белановский рас­сматривает способ структурирования в двух вариантах. Чаще практикуется «прямая воронка», когда дискуссия начинается с более широкой темы, а затем постепенно переходит к конкретным вопросам. «Обратная воронка» предполагает сначала конкретные высказывания с последующим постепенным расширением рамок обсуждения [6].

Подробную характеристику вопросов для фокус-группы приводят Н. Богомолова и Т. Фоломеева. В числе прочих они выделяют разработанную Дж. Гэллапом пятиступенчатую по­следовательность вопросов, стимулирующую интенсивность мнений и позиций респондентов: 1) степень осознания проблемы; 2) свободные мнения; 3) специфические отношения; 4) причины этих отношений; 5) интенсивность этих отношений [7].

С точки зрения важности, по Х. Уитли, вопросы могут быть основными, направляющими, проверочными или уточняющими, а также «безличностными» – для обсуждения деликатных тем, фактологическими и, наконец, организационными [8].

Говоря об общих правилах ведения фокус-группы, Крюгер отмечает некоторые важные моменты в построении оптимальной последовательности вопросов [1]. Разумно начинать фокус-группу с тех вопросов, которые дадут участникам возможность проана­лизировать свой опыт взаимодействия с предметом обсуждения. Первые вопросы становятся той базой, на которой в дальнейшем строится вся дискуссия.

Рекомендуемые стратегии проведения фокус-группового исследования предлагают определенный порядок построения вопросов [1].

1. Общие вопросы перед частными. Начиная с общего обзо­ра исследование плавно переходит к постановке уже более узких, специальных вопросов.О.Т. Мельникова 16

2. Позитивные вопросы перед негативными. Качест-венная вопросная стратегия предполагает работу с обоими полюсами опыта участников: позитивным и негативным. Фокус-группа бывает более эффективна, если начинать с проработки положи­тельных аспектов. Это особенно справедливо для тех ситуаций, когда участники группы уже имеют типичный и неприятный опыт столкновения с заданной темой. Бывает, что при обсужде­нии положительных сторон участникам не терпится высказать несогласие, и тогда от модератора требуется умение вдохновить группу на дискуссию о «плюсах» исследуемой темы в течение некоторого времени.

3. Открытые вопросы перед закрытыми. Обычно ответы в группе опираются на недавний опыт или впечатления, поэтому после того, как тема очерчена, модератор может предложить не­сколько примеров и попросить их прокомментировать. После обсуждения темы в целом модератор должен предложить какие-то ключевые понятия и узнать конкретные комментарии участников. Также имеет смысл спросить участников о том, что они считают наиболее значимым в обсуждаемой теме. Этот вопрос очень важен для дальнейшего анализа.

4. Правило приоритета: мнения участников прежде всех остальных. Бывает, модератору нужно, чтобы участники фокус-группы прокомментировали или проранжировали подходы, приме­ры и стратегии, разработанные людьми, не имеющими отношения к целевой аудитории. В таких случаях целесообразно вначале попросить респондентов определить собственные категории, прежде чем оценивать другие категории, иначе существует опас­ность, что респонденты попадут под влияние мнений и подходов этих «других» категорий.

5. Последовательность вопросов. Кроме этих общих ре­комендаций существуют и более дифференцированные приемы построения последовательности вопросов в фокус-группе. Крюгер приводит пример последовательности вопросов, выделяя 1) ознакоМетодики и техники фокус-группового исследования 17

мительные; 2) вводные; 3) переходные; 4) основные и 5) заклю­чительные [1].

Каждый из этих типов вопросов используется в фокус-группе. Однако ясно, что вопросы неравнозначны с точки зрения целей ис­следования: некоторые из них выполняют лишь вспомогательную роль, обеспечивая продвижение к моменту, когда можно будет за­дать более важные и серьезные, другие принципиально важны.

Модератор использует ознакомительные вопросы в начале фокус-группы. Задавать и разрабатывать их нужно с таким рас­четом, чтобы легко получить довольно быстрый ответ (обычно в пределах 30 секунд). Главное назначение ознакомительных вопросов – создать у участников группы чувство общности и от­ветственности за происходящее.

Вводные вопросы позволяют участникам быть в курсе дела и/или предоставляют им возможность обратиться к собственному опыту в связи с обсуждаемыми проблемами. Вводные вопросы акцентируют внимание на проблеме. Обычно достаточно закры­тых вопросов, которые дают возможность оценить, как участники видят и понимают соответствующую проблематику.

Переходные вопросы в отличие от вводных позволяют участникам углубиться в тему, поскольку апеллируют к их опы­ту. В то время как вводные вопросы задают контекст дискуссии, переходные обеспечивают должную согласованность участ-ников группы.

Основные, или ключевые вопросы обеспечивают получение центральной информации, являются основополагающими в иссле­довании. Они требуют особого внимания в процессе интерпретации полученных данных. Для модератора принципиально важно четко понимать, какие вопросы являются основными, чтобы обеспечить их максимально полное обсуждение за приемлемое время.

Заключительные вопросы способствуют завершению дис­куссии, побуждая участников еще раз обратиться к существенным моментам работы. Выделяют следующие виды заключительных О.Т. Мельникова 18

вопросов: обзорные, обобщающие и завершающие. В конце работы с фокус-группой целесообразно использовать обзорные вопросы, которые позволят уточнить позиции участников по принципиаль­ным аспектам дискуссии. Они помогают участникам дополни­тельно задуматься над сказанным и более ответственно выделить ключевые пункты. Обобщающие вопросы обычно относятся к резюме по ключевым вопросам и основным пунктам дискуссии. Участников спрашивают, насколько это резюме соответствует действительности. Такой вопрос имеет принципиальное значение для целей анализа. Завершающий вопрос в фокус-группе выпол­няет роль своеобразного «страховочного, контрольного вопроса». Единственная цель, которая преследуется здесь, – убедиться, что ничто важное не упущено из внимания.

С точки зрения функций можно выделить и другие типы во­просов [1].

Уточняющие вопросы – эффективная технология, помогаю­щая вскрыть «истинное» значение высказывания. Успешное уточ­нение требует от модератора большого опыта, так как далеко не вся информация представляет ценность. Избыточное уточнение значительно затрудняет развитие дискуссии, превращая ее в диа­лог между модератором и одним из участников.

Продолжающие вопросы, в отличие от уточняющих, проду­мываются и заранее вписываются в план исследования. Они часто имеют форму «если …, то…», где первая часть обычно обозначает интересующую исследователя ключевую идею, а вторая позволяет глубже развить такую идею.

Незапланированные вопросы. Иногда вопрос вообще не рас­сматривался при составлении предварительного плана, но его идея была спровоцирована текущими высказываниями участни­ков. Такие вопросы могут оказаться очень ценными, но их стоит придержать до конца фокус-группы, так как они могут увести обсуждение в незапланированное направление и отнять много времени. Методики и техники фокус-группового исследования 19

При разработке вопросов для фокус-группового интервью необходимо помнить о некоторых ограничениях, которые следует иметь в виду [1].

Лимиты времени и внимания. Средняя фокус-группа обыч­но длится около двух часов, что представляет собой физический и психологический предел эффективной работы для большинства участников. При увеличенной длительности группы необходим перерыв, чтобы участники могли отдохнуть и восстановиться. Чередование (например, вербальных и невербальных методик) видов деятельности в процессе группы также препятствует утом­лению участников.

Прямые вопросы. В связи с утомлением и потерей интереса к обсуждению иногда подвергается критике метод постановки прямых вопросов. При этом выдвигаются два основных аргу­мента. Во-первых, прямой вопрос задает структуру ответа, т.е. обладает наводящим воздействием. Во-вторых, прямые вопросы ориентированы на рациональные ответы, а, как известно, реаль­ные мотивы не всегда соответствуют рациональным трактовкам. Дж. Темплтон приводит более развернутую критику прямых во­просов, которая имеет непосредственное отношение к групповой динамике фокус-группы. Темплтон называет четыре основные причины, почему она избегает прямых вопросов в групповом интервью [9].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп

    Реферат >> Психология
    ... психолога у специалистов разных профессиональных групп. Методы исследования: методика личностного дифференциала, авторский опросник ... . На этом этапе также отрабатывалась техника проведения фокус-групп (групповых фокусированных интервью), составлялся ...
  2. Применение качественных и количественных методик в маркетинговых исследованиях

    Курсовая работа >> Маркетинг
    ... маркетинговой политики компании. К качественным методикам относятся метод фокус-групп, наблюдение и глубинное интервью, к ... устранить расхождения в результатах, вызванные различиями в технике опроса. Наконец, кодирование, анализ и интерпретация ...
  3. Исследование имиджа компании ООО Издательская группа Первая полоса

    Дипломная работа >> Маркетинг
    ... и односторонним зеркалом. в)Техники Проективные и стимулирующие техники Лэддеринг 3) "Репетиция роли" ... и т.п. Процедура формирования методики семантического дифференциала в рамках конкретного ... проведением серии фокус-групп, то в ходе 3–5 групп можно собрать ...
  4. Основные методы сбора первичной социальной информации

    Контрольная работа >> Социология
    ... методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность ( ... фокус-группы длятся 1.5-2.5 часа. Основное преимущество, связанное с использованием методики фокус-групп, можно свести к следующим моментам: фокус-группа ...
  5. Очень общая метрология, или метрологический взгляд на физику, технику, социологию и психологию

    Книга >> Остальные работы
    ... , развитие объектов и методик может привести (и приводит ... в технике - предоставить технике возможность ... фокус-группа, социограмма, социоматрица. Названия объектов: генеральная совокупность, выборка, подвыборка, группа малая, группа номинальная, группа ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020289421081543