Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Рос...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Формирование рынка труда региона - серьёзная экономическая и социальная проблема. Процессы экономической нестабильности приводят к возникновению безра...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Характеристика понятия «форма общественного хозяйства». Основные формы общественного хозяйства: натуральная и товарная. Натуральное хозяйство, его эво...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Деятельность любой организации сопряжена с расходами. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99) все расход...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2 Организация образовательного процесса

Корпоративная природа нового образования в США заявляет о себе не только в общих вопросах управления университетами, но в вопросах конкретного формирования учебных программ и управления учебным процессом.

Interdisciplinary и multidisciplinary два самых популярных понятия, циркулирующих в американских университетах. Они (особенно последний) означают, что практически ни один традиционный предмет преподавания, традиционная специальность или область знания в чистом виде никого не устраивает, прежде всего, студентов. Постоянно и в большом числе требуются новые составные образовательные продукты, которые в любой комбинации будут содержать компонент бизнес - образования и менеджмента.

Содержание преподавания

В России сейчас много обсуждается та проблема, что российское высшее образование не отвечает запросам рынка. Это выражается главным образом в том, что большинство выпускников вузов устраиваются работать не по полученной специальности.

Для американского образования такая критика едва ли применима. И опять-таки, дело в том, что на уровне бакалавриата узкая специализация практически отсутствует, она появляется только на следующем уровне, когда студент определяется с тем, кем он хочет быть и на кого учиться. А многие студенты и вовсе не получают специализированного образования, обучаясь конкретным навыкам уже непосредственно на рабочем месте. Таким образом, выпускник бакалавриата по определению не может устроиться работать "не по специальности" из-за фактического отсутствия таковой.

Организация программы бакалавриата

Идеология американского образования на уровне бакалавриата заключается в том, что студент должен прослушать курсы по самым разным направлениям, чтобы получить богатое общее образование.

Требования по остальным курсам, которые составляют большую часть всей академической программы, бывают самыми разными. В некоторых колледжах студенту предоставляется полная свобода выбора - он может прослушать любые комбинации курсов, которые ему кажутся интересными и полезными. Такая система помогает достаточно гибко выявлять спрос на различные дисциплины, так как студенты получают полную возможность "голосовать ногами", а университеты и коллежи получают информацию о том, какие дисциплины нужно развивать и предлагать в большем количестве.

Организация и содержания магистерских и докторских программ

Хотя принято считать, что в Америке трехуровневая система образования (бакалавр - магистр - доктор), де-факто это уже не так. Можно сказать, что система эволюционировала в двухуровневую. После получения степени бакалавра, студент поступает либо в профессиональную школу (бизнес, юриспруденция, медицина и т.п.), где получает магистерскую степень, либо сразу в докторскую программу, где в процессе может получить и степень магистра, но это уже простая формальность. Степень магистра по научным специальностям практически исчезла, так как те, кто хочет заниматься наукой; учатся сразу на доктора, а те, кто хочет заниматься профессиональной деятельностью, за два-три года получают соответствующую магистерскую степень.

Именно таким образом в США во многом решается проблема, стоящая сейчас перед нашими вузами, что большинство выпускников вузов в России не работают по полученной ими специальности. В Америке после бакалавра специальности нет (есть исключения, например, инженерные школы), а в магистратуру или аспирантуру можно поступить с практически любым набором курсов бакалавриата. Очень важно отметить, что для того, чтобы поступить в докторантуру, скажем, по экономике, вовсе не обязательно до этого специализироваться в этой дисциплине в колледже. Как правило, достаточно просто прослушать два-три элективных курса, в зависимости от предпочтений приемной комиссии каждой аспирантуры. Медицинские школы, конечно, требуют большей подготовки по биологии и химии, но тоже не так жестко, как в России (а медицинские специализации на уровне бакалавриата отсутствуют вообще). Таким образом, магистерские и докторские программы совершенно не являются естественным продолжением бакалавриата - это отдельные самостоятельные программы, в которые поступают выпускники колледжа со всевозможными специализациями.

Материально-техническое оснащение и инфраструктура

Корпоративные требования диктуют поддержание инфраструктуры на высочайшем уровне. И действительно американские университеты за последние годы вложили весьма существенные средства в новое строительство, расширение и обновление компьютерной базы, пополнение библиотек. Аудиторный фонд и офисные площади факультетов постоянно расширяются. В целом можно сказать, что университеты-корпорации растут быстро и зримо на глазах. Каждый год поднимаются новые аудиторные, лабораторные корпуса и общежития. Компьютеризация достигла весьма впечатляющих масштабов. Доступ студентов и аспирантов к компьютерным классам чуть ли не 24 часа в сутки.

Исследования и образование

Соединение преподавания и научной работы является не универсальной панацеей, а само представляет собой сложную проблему. Но это - та проблема, без решения которой развитие высшей школы невозможно.

В целом американские университеты в современных условиях всемерно снимают груз обязательств перед штатным составом профессоров, включая их во временные междисциплинарные программы (частью весьма успешные в экономическом отношении, но заведомо временные), где все зависит от рыночной эффективности этих программ при минимуме ответственности администрации за возможный неуспех в будущем. Нередко профессора ставят перед непростой дилеммой. Его включают в доходоприносящую, но временную программу при условии отказа от теньюра (пожизненной гарантии найма в данном университете), то есть, либо большой, но не гарантированный доход, либо гарантии пожизненного найма при невысоком уровне зарплаты.

Перспективные тенденции4

Можно наметить несколько конкретных тенденций в перспективе развития американского университета:

– Отношение студентов и их родителей к университетскому образованию становится все более потребительским.

– Для многих студентов университетское образование потеряло характеристику "судьбоносности". Это всего лишь эпизод в их жизни.

– Университет должен быть удобным, то есть от университета требуется безусловно хороший сервис во всех его компонентах.

– Университет должен находится на гребне технического и технологического прогресса, предлагая студентам самые новейшие достижения в организации учебного процесса и студенческой жизни.

Постепенно трансформируются и другие, казалось бы, вечные формы университетского преподавания. На смену поточным лекциям приходят дискуссии со студентами по типу "ток-шоу", возникает сеть промежуточных форм вовлечения клиентов в университетское образование - семинары для публики и местного сообщества, консультации фирмам и общественным организациям и многое другое. За всем этим стоит принцип: все средства хороши для привлечения новой клиентуры, но при соблюдении высокого стандарта предоставляемых образовательных услуг.

Деятельность университета-корпорации имеет четкие регулирующие нормы и принципы. Все обусловливается контрактами и договорами, за каждой формой взаимодействия со студентами- клиентами стоит юридическое сопровождение. Университет должен предлагать многочисленные программы за рубежом и иметь свои кампусы-базы в различных привлекательных регионах мира. В этом смысле процесс обучения и туризм постепенно смыкаются.

2.3 Рынок образования в условиях конкуренции

Одной из отличительных черт американского образования по сравнению с российским является высокая степень конкуренции, которая в свою очередь вынуждает вузы совершенствовать качество предлагаемых услуг. Хотя конкуренция обеспечивается в первую очередь большим количеством вузов и высокой степенью мобильности населения (как студентов так и профессоров), тем не менее, есть и определенные традиции в самой образовательной системе, которые позволяют вузам более жестко конкурировать друг с другом.

Во-первых, система приема в университет сама по себе дает студенту больше возможностей выбирать вуз. Поскольку прием документов осуществляется по почте, абитуриент не обязан приезжать непосредственно в университет для поступления. Тесты, которые он сдает, являются стандартизированными и принимаются одновременно во всех крупных городах США. Таким образом, абитуриент может поступить одновременно в несколько вузов в разных частях страны и выбирать, какой из них наиболее ему подходит.

Для того чтобы убедить абитуриента, что именно их вуз является для него лучшим вариантом, члены приемной комиссии вынуждены приводить всевозможную статистику о том, какая карьера ждет выпускников данного вуза. Здесь проявляется второе очень важное свойство американских университетов: для студента нетипично получать магистерскую или докторскую степень в том же университете, где он получил степень бакалавра. Аналогично, выпускники аспирантур практически никогда не устраиваются работать в университет в своем же вузе, где они защищают диссертацию. Дело в том, что, принимая собственных выпускников на работу или дальнейшее обучение, вуз тем самым дает сигнал абитуриентам, что больше их выпускники нигде не востребованы. Поэтому вуз наоборот пытается всеми силами помочь своим студентам в трудоустройстве или поступлении в аспирантуру в других вузах, что потом отражается во всевозможной рекламной статистке.

При такой степени конкуренции вуз крайне заинтересован в том, чтобы в нем учились лучшие студенты, поэтому коррупция при приеме оказывается не в интересах самого вуза - ведь неминуемое ухудшение студенческого состава приведет к потере репутации, худшем трудоустройстве, и спрос на услуги этого вуза понизится.

Важно отметить еще и то, что конкуренция обеспечивается свободой действий университета. В отличие от Российских вузов, американские не связаны никакими госстандартами и прочим излишним государственным регулированием. Даже государственные вузы подотчетны только правительству штата, то есть, можно сказать, региональные правительства конкурируют друг с другом в предоставлении образовательных услуг и привлечении исследователей для научной работы. Федеральные же органы предоставляют университетам практически неограниченную свободу в выборе структуры, методов управления и программ. Без такой свободы конкуренция невозможна, о чем не надо забывать при проведении реформ в России.

Аккредитация

Кроме того, что университет должен продемонстрировать свое превосходство потенциальным студентам и преподавателям, он также фактически обязан получить официальный "знак качества", пройдя процедуру аккредитации. Формально, аккредитация является добровольной, но вуз, не имеющий ее, не может претендовать на финансовую поддержку федерального правительства в виде студенческих займов и исследовательских грантов, что фактически лишает этот университет возможности конкурировать на рынке образовательных услуг.

Необходимо отметить, что аккредитация в США имеет два важных отличия от аналогичной процедуры в России. Во-первых, она осуществляется не государственными органами, а профессиональными ассоциациями, то есть, другими вузами. Во-вторых, для аккредитации вуз не обязан демонстрировать соответствие их образования неким формальным стандартам и требованиям. Скорее, вузу нужно продемонстрировать наличие достаточно квалифицированного профессорско-преподавательского состава и развитой инфраструктуры, которые позволяют эффективно вести преподавание на достаточно высоком уровне. Никто не будет проверять наличие в библиотеке конкретных книг или наличие конкретных тем и предметов в академической программе. То есть, принимается субъективное решение профессионального сообщества о способности университета заниматься образовательной деятельностью.

Ориентация образования на рынок труда (соотношение фундаментальных и прикладных дисциплин)

Высшее образование находится под воздействием государства, рынка и академического сообщества. Рынок весьма жестко контролирует образование, что выражается в конкуренции преподавателей, студентов, программ, поддержки исследований, университетов в целом.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Источники коммерческой информации в России и за рубежом

    Реферат >> Таможенная система
    ... Государственное образовательное учреждение ... : «Источники коммерческой информации в России и за рубежом» Москва 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………3 ... рынке происходит хозяйственное взаимодействие государств в связи с реализацией товаров и услуг ...
  2. Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг

    Магистерская работа >> Маркетинг
    ... рынка в стремлении очистить рынок от недобросовестных игроков. Рис. 7. Динамика числа образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России ... бенчмаркингового проекта / Е.А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 3. Морозов, ...
  3. Международный рынок образовательных услуг

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... : иностранные студенты в Германии - немецкие студенты за рубежом».  Важнейшее место в привлечении иностранных студентов в вузы ... дистанционные формы обучения.   Россия Каково место России на международном рынке образовательных услуг? В 1980-е годы СССР ...
  4. Анализ рынка образовательных услуг в современной России

    Курсовая работа >> Экономика
    ... , почему, например, в самых престижных школах за рубежом всегда существует школьная форма? Таким ... // Экономика образования. 2004. №3. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 2004. №5. Ерошин ...
  5. Сравнительный анализ социальной рекламы в России и за рубежом

    Реферат >> Маркетинг
    ... социальную рекламу в России и за рубежом, проанализировать эффективность. ... услуг; d. рекламопроизводители обязаны предоставлять услуги ... травматизма, президентские образовательные программы и так ... формирования соответствующего рынка заключается в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019359588623047