Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого госу­дарства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же ра...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
а) группа людей, объединенных единой целью;б) совокупность производств, характеризующихся единством назначения выпускаемой продукции, общностью технол...полностью>>
Экономическая теория->Закон
анкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов Кафедра общей экономической теории Реферат на тему: Электронные деньги и формы их ...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится ...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сегментация рынка образовательных услуг по группам потребителей

Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей, образующих соответствующие рынки: потребители-личности, потребители-предприятия и организации различных форм собственности, органы государственного, регионального и местного управления. Каждый из соответствующих типов рынков обладает своими особенностями.

Рынок, на котором потребителями выступают личности, сегментируется в соответствии с социально-демографическими, экономическими и культурными критериями. Исторически, это первичное звено в общей структуре образования. Важнейшая особенность – необходимость иметь дело с широчайшим кругом различных по своим требованиям, вкусам, приоритетам и проблемам потребителей.

Другая особенность этого рынка - множественность и неформальность источников информации, а также лиц, принимающих участие в принятии решения - родителей и других членов семьи, друзей, знакомых и т.п. Для этого рынка характерно также, что личности как субъекты принятия решений могут оказаться, в наименьшей степени информированы, организованы, целенаправлены в процессе осуществления своего выбора.

Рынок, субъектами предъявления спроса на котором выступают фирмы (предприятия и организации), несомненно, является более профессиональным - ведь потребители здесь осуществляют свой выбор регулярно, в соответствии с принятыми стратегиями и планами действий. Поэтому и со стороны субъектов, представляющих предложение услуг, он также предполагает больший профессионализм; это упрощает целый ряд процедур.

Рынок предприятий легче поддается структуризации, сегментируется по отраслевому и другим признакам. Здесь меньше количество клиентов (хотя число их растет в связи с формированием слоя малого бизнеса), а их задачи более масштабны. Сказывается и географическая концентрированность этого рынка, по крайней мере, в отношении ряда профилей и специальностей подготовки, со стороны территориально-производственных комплексов.

Предприятиям и организациям, в отличие от личностей, свойственна относительно низкая эластичность спроса в зависимости от изменений цены на услуги. Однако действует и другая особенность их спроса: предприятия и организации энергичнее реагируют на структурные сдвиги в экономике, быстро изменяя спрос в отношении профилей и специальностей подготовки.

Предприятия активнее, чем личности, взаимодействуют с посредническими структурами: службами занятости, агентствами, непосредственно с образовательными учреждениями и их объединениями, с органами управления образованием.

На протяжении всей истории Советского государства пpедприятия чувствовали себя в пpиоpитетном положении по отношению к личностям обучающихся, т.к. были связаны с системой центpализованного pаспpеделения выпускников. Возврат к общей рыночной логике, когда рынок личностей, как конечных потребителей образовательных услуг, является первичным, определяющим по отношению к pынку пpедпpиятий-потpебителей, дается последним с большим трудом.

В отношении третьего типа рынка, где потребителями выступают органы управления различных уровней, последняя особенность проявляется еще более ярко. Именно органы государства, длительное время являвшиеся единственными инвесторами сферы образования, постоянно чувствовали себя его исключительными хозяевами, что воплощалось в государственной системе распределения выпускников. Практика заказных отношений по подготовке специалистов для органов власти (включая также переподготовку и повышение квалификации) на условиях свободного рыночного выбора также еще только формируется. Вместе с тем этот рынок достаточно привлекателен для образовательных учреждений, прежде всего - масштабами спроса на специалистов (преимущественно в сферах экономики, менеджмента, права и ряда других гуманитарных профилей и специальностей), его определенной гарантированностью, а также положением самих клиентов во властной иерархии.

Сегментация рынка образовательных услуг по конкурентам

Один из наиболее часто используемых типов сегментации рынка - по основным конкурентам. Главное, что может дать такая сегментация, - это понимание того, почему пользуются спросом не наши товары и услуги, а те, что предлагаются конкурентами.

Понятие "конкурент" весьма многослойно, предполагает как минимум несколько уровней широты его применения. Прежде всего - это другие образовательные учреждения, производящие такие же ОУ, обеспечивающие аналогичные дополнительные услуги и назначающие те же цены.

Несколько более широким становится круг конкурентов, если в него включаются другие фирмы, причем не обязательно образовательные учреждения, оказывающие такие же услуги или услуги подобного класса, хотя и по другим ценам или с другими условиями их оказания. Так, крупные промышленные предприятия с развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (прежде всего выступающие базовыми для отраслей) могут оказывать образовательные услуги не только своим работникам, но и сторонним организациям и личностям.

Конкурентом также может быть признана любая фирма, производящая продукцию, которая позволяет удовлетворить те же потребности, что и ОУ; в частности, это могут быть производители печатных, видео-, аудио-, компьютерных учебных пособий. К числу таких конкурентов безусловно относятся образовательные каналы и передачи радио и телевидения.

В отношения конкуренции с образовательными учреждениями вступают и те фирмы, которые предлагают иные пути удовлетворения потребностей в знаниях, - например, консультационные фирмы.

Опосредованное, но сильное влияние на конкурентную ситуацию на рынке ОУ оказывают и фирмы, которым удается с помощью своей «необразовательной» продукции (чаще всего услуг) видоизменять потребность в ОУ и процессы удовлетворения этой потребности.

В такой роли выступают фирмы-продавцы технологий, патентов и ноу-хау, а также фирмы, предлагающие в аренду ("напрокат") менеджеров и других специалистов, уже обладающих нужными потребителю знаниями и умениями.

Положение образовательных учреждений на рынке может испытывать также сильное воздействие со стороны даже таких фирм, которые сами никак не выходят на рынок образовательных услуг, но своими успехами существенно снижают спрос на ОУ. В условиях незрелого рынка это весьма мощный слой фирм, которым удается добиться коммерческих успехов, не опираясь на образовательный потенциал своих кадров.

Наконец, в самом широком смысле конкурентами для образовательных учреждений, особенно в условиях фактического спада платежеспособного спроса, становятся любые фирмы, претендующие на кошелек или бюджет потребителя. В их числе находятся прежде всего фирмы, работающие на удовлетворение первичных, базисных потребностей (по иерархии А. Маслоу): физиологических потребностей, потребностей в безопасности. Здесь же - фирмы, обеспечивающие иной, «необразовательный» путь к реализации многочисленных социальных потребностей человека.

Это же относится и к предприятиям как потребителям образовательных услуг. Так, банкротство любого предприятия, обостряя потребность в переподготовке его работников, одновременно снижает (по крайней мере, в данном географическом сегменте рынка) потребность в образовательных услугах по профилю данного предприятия.

Однако сосредоточимся на первых двух, профессионально наиболее близких слоях конкуренции на рынке ОУ, имея в виду лишь собственно образовательные учреждения, причем - того же или близкого профиля подготовки. Именно этот круг конкурентов подлежит в первую очередь определению и изучению в целях сегментации рынка и выработки соответствующей стратегии рыночного поведения.

Методики сравнительной оценки конкурентов и их образовательных услуг

Важнейшими критериями оценки1 учебных заведений в данном случае стали:

– «ассортимент» программ переподготовки и повышения квалификации (наличие программ по общему бизнесу, банковскому делу, финансам, бухгалтерскому учету и аудиту);

– содержание учебных программ по общему бизнесу и специализированных программ;

– привлечение специалистов-практиков к проведению занятий;

– методическое обеспечение учебного процесса (использование передовых методик, компьютерных моделей, деловых и ролевых игр);

– наличие и состав собственного преподавательского корпуса и формы его переподготовки;

– наличие и состав оборудованных для учебного процесса аудиторий.

Среди определяющих компонентов итогового рейтингового значения - не только репутация учебного заведения в преподавательской и студенческой средах, но и успехи в получении должности по окончанию учебного заведения, степень признания выдаваемого им диплома, процент поступающих от числа абитуриентов, уровень цены образовательных услуг, а также средняя стартовая заработная плата выпускников.

Такие комплексные и в то же время реально работающие на рыночный выбор критерии оценки конкурентоспособности образовательного учреждения являются наиболее перспективными, особенно в отношении процедур общественной аккредитации учебных заведений.

Что касается процедур государственной аттестации образовательных учреждений, проводимой в целях оценки качества образования, предлагаемого этими учреждениями, и его соответствия государственным стандартам, то и эти процедуры весьма активно работают на оценку конкурентоспособности. Реальным инструментом такого рода может послужить лист сравнительной оценки конкурентоспособности образовательных учреждений, их сильных и слабых сторон в конкурентной борьбе. При этом перечень показателей2, как правило, состоит из следующих разделов:

1. Финансы;

2. Производство и оказание услуг;

3. Организация и управление;

4. Маркетинг;

5. Персонал;

6. Технологии образовательного процесса.

Ясно, что столь детальному анализу может быть подвергнут только весьма узкий круг конкурентов. Их выбор осуществляется в пределах ограниченного географического региона, по соответствующему профилю подготовки, обучения.

1.3 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики

Рынок образования играет решающую роль в современной экономике. Уровень образования (квалификация) является одним из определяющих факторов качества рабочей силы. Чем выше уровень образования работника, тем больше навыков он имеет, следовательно, повышается качество и количество производимых им товаров, услуг. Как следствие – увеличивается доход предприятия, зарплата тоже будет увеличиваться, что способствует повышению уровня жизни. И в долгосрочной перспективе – увеличению темпов экономического роста страны.

2 Анализ зарубежной системы образования



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Источники коммерческой информации в России и за рубежом

    Реферат >> Таможенная система
    ... Государственное образовательное учреждение ... : «Источники коммерческой информации в России и за рубежом» Москва 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………3 ... рынке происходит хозяйственное взаимодействие государств в связи с реализацией товаров и услуг ...
  2. Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг

    Магистерская работа >> Маркетинг
    ... рынка в стремлении очистить рынок от недобросовестных игроков. Рис. 7. Динамика числа образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России ... бенчмаркингового проекта / Е.А. Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 3. Морозов, ...
  3. Международный рынок образовательных услуг

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... : иностранные студенты в Германии - немецкие студенты за рубежом».  Важнейшее место в привлечении иностранных студентов в вузы ... дистанционные формы обучения.   Россия Каково место России на международном рынке образовательных услуг? В 1980-е годы СССР ...
  4. Анализ рынка образовательных услуг в современной России

    Курсовая работа >> Экономика
    ... , почему, например, в самых престижных школах за рубежом всегда существует школьная форма? Таким ... // Экономика образования. 2004. №3. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 2004. №5. Ерошин ...
  5. Сравнительный анализ социальной рекламы в России и за рубежом

    Реферат >> Маркетинг
    ... социальную рекламу в России и за рубежом, проанализировать эффективность. ... услуг; d. рекламопроизводители обязаны предоставлять услуги ... травматизма, президентские образовательные программы и так ... формирования соответствующего рынка заключается в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.006843090057373