Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компо­ненты любой человеческой деятельности ...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Ребенок, который растет и воспитывается не в семье, - всегда нежелательное явление Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, с...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой и дв...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Подростковый возраст – это особенный период в жизни человека, который сопровождается психологическим кризисом личности Рассмотрение этого процесса, чт...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Личность

И узком смысле слова, личность характеризуется социальными и психосоциальными свойствами. "Для человека как личности существенными могут считаться лишь те характеристики, которые связаны с развитием общества, особенно с производством его материальной жизни, и выполняют, следственно, определенную социальную функцию" (2. 179).

Психология личности раскрывается только в связи "с повременным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического и правового развития, определившей становление современного образа жизни" (3, 107).

"...Личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий,

составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути" (3, 276-277).

В структуре собственно-личностных характеристик и свойств исходными являются объективный статус личности и социальные функции-роли. Функциональная заданность личности делает ее "функционером" общества, группы. Поведение "функционера" в целом и в отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредствующих деятельность с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, -общественной функцией человека в данной ситуации" (3, 287). В этом качестве личность скорее объект, чем субъект, она конформна, зависима, не вполне самостоятельна, иначе говоря она социальный индивид, а не индивидуальность.

Но это лишь один полюс континуума существования личности. Человек осуществляет социальные функции по-разному в зависимости от степени их осознания и отношения к ним. Личность может воспротивиться предписаниям, направляя свою деятельность на преобразование статуса и всей системы ролей. Она не только функционер, но и субъект социального поведения, деятель, борец. Опираясь на социологический анализ статуса, функций-ролей, а также социально-типичных ценностных ориентации, Ананьев обращается к системе внутренних субъективных отношений и мотиваций личности. Они составляют вторичный, психосоциальный, класс личностных свойств.

Мотивация - центральный "блок" в структуре собственно личностных психосоциальных свойств. В мотивах социального поведения актуализируется направленность личности.

Система личностных свойств завершается характером. "Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений -все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер, как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни...

Структурной интеграцией отношений является именно характер личности..." (1, 259, 260).

С образованием характера связана самобытность человека, самостоятельность его общественного поведения. Наличие зрелого характера указывает на то, что личность уже много больше, чем социальный индивид, она - самобытная индивидуальность.

Генетическим источником характера является темперамент, но не он определяет содержание и сущность характера. Последние связаны с жизненной направленностью (идейностью, мировоззрением ) личности, зависящей от ее общественных отношений. Темперамент в структуре характера становится его динамической, формальной стороной и теряет самостоятельное значение в регуляции поведения личности.

В формировании направленности и характера первостепенную роль играет непосредственные отношения ребёнка к окружающим людям. Для него важнее не социальные отношения в макросоциологическом смысле, а зависящие от них межличностные отношения в контактных группах микросреды (школьник-учитель, школьник-одноклассники, родители и пр.). На этой основе вырастают коммуникативные черты, формируется тип общительности (широта, избирательность, интенсивность, мотивированность общения). Вместе с тем практика взаимодействия и сооценки людей формирует у них самооценку и весь комплекс отношений к себе, закреплённых в рефлексивных чертах характера.

Характер образуется при закреплении в образе жизни индивидуального стиля общения, познания и труда, социального поведения и внутренней жизни личности (поэтому можно вслед за Бюффоном сказать " человек — это стиль"). С точки зрения укоренённости черт характера, их тенденции к обязательной актуализации в соответствующей ситуации они являются своеобразными привычками. Иначе говоря, та или иная черта характера - это своего рода привычка думать, чувствовать и поступать в определенных обстоятельствах характерным образом. Поэтому в деле формирования характера так важен педагогический метод приучения ребёнка к образцовому поведению на основе нравственных мотивов, а для зрелого человека - неуклонность следования в своём поведении нравственным принципам.

Характер завершает систему собственно личностных свойств и как бы представляет их в общей структуре личности (точнее индивидуальности).

Субъект

Структура субъекта интегрирует свойства индивида и личности. Но субъект вовсе не сводится к сумме индивида и личности - это новое качество человека. Чтобы раскрыть суть этого качества, Ананьев развел близкие понятия "личность" и "субъект": "Оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе... Сложнейшая целостная структура человека как субъекта раскрывается лишь на социальном уровне развития человека как личности" (1, 243-244). Формой существования и способом развития личности является социальное поведение, а субъекта - деятельность. Субъект не тождественен личности потому, что "...сама деятельность (труд и т.д.) с ее предметом, орудием и операциональной техникой и субъект деятельности с его сенсомоторным, речемыслительным и знаковым аппаратом не сводятся к общественным отношениям, совокупность которых составляет сущность личности" (3, 87).

Субъект - познающее и сознательно действующее материальное существо. Свойства субъекта (субъектные) не сводятся к субъективным. К внешней структуре субъекта относятся такие не субъективные явления, как предмет деятельности, средства (орудия и знаки) и способы действий с ними (операции), наконец, продукты и производительность деятельности.

Внутренней структурой субъекта, в которой обобщаются свойства личности индивида, являются психофизиологические и психосоциальные свойства человека, определяющие его готовность к выполнению разных видов деятельности на возможный уровень продуктивности. Поэтому их можно отнес: к потенциалам, ресурсам человека. Потенциалы су§ъек иерархически, субординационно организованы. Но есть координационные отношения между классами ресурсов резервов человека. Причем все потенциалы представляютСобо синтез различных сторон природы человека.

Исходные, первичные потенции субъекта кроются в само жизнедеятельности индивида – его жизнеспособности Жизнеспособность – эффект структуры индивида является природным основанием для развития всех других потенщалов. В определенном отношении жизнеспособность – это готовность всего организма и особенно мозга к эффективному функционированию. Иначе говоря, жизнеспособность – это психофизическое здоровье человека, характеристика субъект, на уровне индивида. На уровне личности образуете; трудоспособность "как синтез функциональной работоспособности организма и его приспособленности к определенным условиям работы и профессии" (1, 179) "Реализация жизнеспособности человеческого организма к трудовой деятельности и является исходным компонентом общей трудоспособности человека" (4, 47).

Общая трудоспособность формируется до начала профессиональной деятельности, в самообслуживании, а затем Развивается вместе с профессиональной трудоспособностью и не исчерпывается с ее прекращением. Она имеет исторический характер и зависит от социальной системы трудового воспитания, от накопления жизненного и профессионального опыта, в частности, знаний, умений и навыков. С помощью орудий труда человек расширяет диапазон своих возможностей, поэтому техника, орудия являются ультра- и инфрапотенциаами субъекта. Трудоспособность - свойство субъекта труда конкретным видам которого соответствуют специальные способности;

Интеллектуальный компонент необходимо присутствует в общей трудоспособности и специальных способностях, так как он имеет существенное значение для всех видов деятельности.

действительно, интеллект необходим для адекватного отражения, без чего невозможна успешная деятельность. На уровне индивида интеллект представлен задатками умственным способностей, на уровне личности - собственно способностями (мыслительными в первую очередь), эрудицией, креативностью, социальной продуктивностью. По мысли Ананьева, успешность умственной деятельности зависит не только от оперирования информационными единицами, от мотивации, но и от энергетической обеспеченности процессов переработки информации, а значит, от эффективности "подключения" к интеллектуальной деятельности энергетических систем индивида.

В качестве потенциалов выступают не только трудоспособность и интеллект, т.е. собственно потенции, но и характерологические свойства, генетически связанные с тенденциями личности. Можно поэтому сказать, что структура субъекта - это общая структура личности, взятая в отношении к деятельности и ее продуктивности.

Совокупность свойств личности, определяющих готовность к деятельности на творческом уровне', составляет талант. Талант - творческий уровень потенциалов человека. Творческая деятельность интегрирует свойства субъекта в целом, потому что процессы творчества возникают на "пересечении" труда, познания и общения. В нем представлен "сплав" различных способностей и характера. О таланте можно говорить тогда, когда развитие способностей направляется субъектом в соответствие с его мировоззрением и самосознанием. Осознание собственных потенциалов и стремление следовать призванию отличает талантливого человека. Призвание характеризуется "определенным соответствием между потребностями и способностями, мотивами деятельности и реальной готовностью к этой деятельности, сложившимся характером с системой жизненных отношений и сочетанием необходимых для самостоятельной творческой деятельности способностей" (5, 97).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Жизнестойкость и совладающее поведение личности

    Курсовая работа >> Психология
    ... развития в психологии. М., 1978 15. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi ...
  2. Организация и структура психиатрической службы

    Контрольная работа >> Психология
    ... — тест. Методы опроса и диалогические методы обеспечивают исследование личностных особенностей ... «sand play»). Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, ... принадлежит психологической коррекции. Психологическая коррекция - это ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется ... . Н. разрабатывал теорию и метод исследования временной перспективы личности. (Д. А. Леонтьев.) _О_ ... позднее иллюстрировалась с помощью психобиографического и этнографического материала; ...
  4. Шпаргалга по Психологии

    Реферат >> Психология
    ... собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности. Когнитивная психология – одно из ... ) 5.3. Игра как метод психологической коррекции. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей ...
  5. Психология мотивации (2)

    Реферат >> Психология
    ... как метод исследования мотивации. Деловая игра как метод изучения мотивации. Применение психобиографического метода к исследованию интенций (Ш.Бюлер). Исследование ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019440650939941