Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компо­ненты любой человеческой деятельности ...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Ребенок, который растет и воспитывается не в семье, - всегда нежелательное явление Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, с...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой и дв...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Подростковый возраст – это особенный период в жизни человека, который сопровождается психологическим кризисом личности Рассмотрение этого процесса, чт...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Осмысленность, осознанность жизненного пути - один из способов его субъектной детерминации, роль которой увеличивается в зрелости и различается от личности к личности. Субъектная детерминация проявляется также в форме поступков, активном волевом вмешательстве самого человека в ход собственной жизни. Человек - субъект — опосредует своей структурой, функционированием и деятельностью все объективные влияния и факторы жизни. Он самостоятельно строит и осуществляет план своей жизни, преодолевая преграды и препятствия.

Субъектный аспект жизненного пути стоит в центре внимания в школе С. Л. Рубинштейна как наиболее существенный. "Специфика жизненного процесса, - пишет К. А. Абульханова-Славская, - связана с тем, как его осуществляет субъект" (16, 33). К. А. Абульханова-Славская, следуя идеям С. Л. Рубин-штейна, подчеркивает активный, субъектный характер жизненного пути, описывает и анализирует жизнь человека как процесс активной жизнедеятельности (лучше сказать социальная жизнедеятельность, чтобы отличить ее от функционирования организма). "Активность личности выражается в том процессе организации своей жизни, в котором личность отодвигает одни, приближает другие ситуации, преодолевает препятствия, поводя свою жизненную линию" (16, 41).

По-своему понимал суть жизни человека и характер её субъектности М.М.Бахтин. Для него человек - прежде всего субъект общения. "Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Абсолютная смерть (небытие) есть неуслышанность, непризнанность, невспомянутость... Быть - значит быть для другого и через него — для себя... Жить - значит участвовать в диалоге" (17, 330, 337).

Особенностью жизни человека является то, что она имеет особую структуру. Во временном аспекте его структуру составляют фазы, отделенные друг от друга событиями. В самом общем виде это подготовительная фаза, старт, кульминация, финиш (12). Но у каждого человека, наряду с этими общими фазами, есть собственные "эпохи" соответственно личностно-событийным вехам на оси времени. (Как образно сказал П.П.Блонский, значительное событие - заголовок к новой главе нашей жизни ).

В "пространственном" - содержательном - плане структура жизненного пути складывается из разнообразных деятельностей, общений, занятий, характеристик среды и т. д., говоря словами Ш.Бюлер "измерений" (dimension).

Понятийный аппарат биографического метода

Исходя из предварительных характеристик жизненного пути, установления специфики человеческой жизни, можно определить круг понятий биографического метода. Вместе с тем

мы попробуем наметить концептуальные опоры теории жизненного пути, которые составляют фундамент биографического метода и основное содержание биографики. О главных понятиях "жизненный путь" , "жизнедеятельность" вкратце уже было сказано. Естественно, биографический метод оперирует общенаучными понятиями "личность", "субъект", "индивидуальность", смысл которых уточняется применительно к биографической проблематике.

На наш взгляд, наиболее важным и специфическим является понятие "событие", "событие жизни". Это случай, факт жизни, имеющий существенные последствия для ее дальнейшего хода, кладущий начало новому образу жизни, перестройке внутреннего мира и социального поведения личности, иначе говоря, переломный момент в ней.

Кроме событий, существуют более устойчивые и менее осознаваемые обстоятельства жизни - условия, в которых она протекает - экономические, политические, юридические (правовые), моральные и пр. Характер этих обстоятельств зависит от конкретных времени и места жизни, что в общем фиксирует понятие хронотопа, в данном случае можно сказать би< графический хронотоп.

Объективная детерминация жизни обобщенно предстает в j форме среды развития, которая сама дифференцируется на | макросреду (ею является современное человеку общество на | определенном этапе его развития), и микросреду как совокупность обстоятельств, непосредственно окружающих человека - микрогруппы, в которые он включен, родительская и его собственная семья, круг общения на работе и на досуге.

Очень важное значение для характеристики субъектности жизненного пути имеет понятие собственной среды развития*, т.е. той, которую создает сам человек сообразно своим вкусам и привязанностям, планам и притязаниям. Тогда у него не просто жилище, а Дом, не случайные приятели, а друзья на всю жизнь, семья не только по записи гражданского состояния и наличию кровных родственников, а сосредоточие всего самого дорогого и душевно близкого. Создавая собственную среду, человек определяет условия своего развития и сам управляет им, определяет его результаты.

Социальная ситуация развития — понятие известное в психологии со времен Л.С. Выготского, оно означает комплекс обстоятельств в их отношении к конкретной личности в определённый возрастной период. Это динамическая сторона обстоятельств жизни. В биографическом плане не меньшее значение имеет социально-историческая ситуация развития, определяемая исторической эпохой, в которой довелось жить конкретной личности.

Стечением времени у человека складывается свойственный ему образ жизни, устоявшиеся, характерные формы индивидуальной жизнедеятельности личности, которые относятся к особенностям общения, поведения и деятельности в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Эта объективная характеристика жизни дополняется субъективной - стилем жизни, т. е. системой психологических механизмов, обеспечивающий тот или иной образ жизни.

В 90-е годы К.А. Абульханова—Славская обогатила понятийный аппарат биографического метода такими понятиями, как жизненная позиция, жизненная перспектива, линия жизни и другие (19). В психологии и смежных науках разрабатываются (не всегда в связи с биографическим методом и проблематикой жизненного пути) и другие понятия (техники бытия, жизненный план, жизненная программа, сценарий жизни, биографический кризис, жизненный опыт, жизненный выбор), пригодные для пополнения понятийного аппарата биографического метода. Все они необходимы для описания и объяснения закономерностей жизни человека во всей её специфики и будут раскрыты в дальнейшем изложении содержательньтх вопросов биографического метода.

Операциональный аппарат биографического метода

Операциональный аппарат биографического метода, предназначенный для получения, добывания эмпирической биографической информации и психологической помощи людям, также своеобразен. Здесь широко используются тексту биографического характера, так называемые личные документы, поэтому нередко говорят о методе личных документов. Это роднит его с гуманитарным источниковедением, в котором разработаны приемы критики источников, техника контент-аналмза.

Биографический метод в психологии включает в свой арсенал и квазиэкспериментальные методики, опросники, биографическое интервью, сбор свидетельских показаний, продуктов деятельности, графические методики, позволяющие выявить и зафиксировать в удобной для обработки форме факты жизненного пути личности. Так как биографический метод применяется в целях психоконсультирования и коррекции, то в этом плане разработаны особые методики, приёмы и процедуры, r частности биографический тренинг, разные его формы. Они помогают развить позитивное биографическое мышление, поднять уровень самосознания субъекта жизни, О них мы будем специально говорить в последующих главах.

Отличительные свойства биографического метода

Подводя итоги нашему первому знакомству с биографическим методом, перечислим его отличительные свойства, которые определяются самим предметом биографических исследований. Метод является историческим: он рассматривает жизнь личности на фоне и в связи с историей общества, поколения, к которому принадлежит субъект жизнедеятельности. История выступает партнером в жизненной драме, она детерминирует исходные условия, макрообстоятельства жизненного пути человека. "Единицей" индивидуальной и общественной истории является событие. Как макроистория на уровне общества, так и микроистория на уровне индивида отражается в различного рода текстах - в письменных документах и преданиях, а также памятниках типа продуктов деятельности, реликвий. Психолог, как историк, изучает тексты, материальные памятники прошлой жизни, чтобы по ним воссоздать историю личности, особенно историю ее души. Поэтому и в методической части биографирование сближается с историческим исследованием.

По своей направленности биографический метод является генетическим, а по организационной форме - лонгитюдным. причем речь не идёт о многолетнем исследовании одних и тех же субъектов, а об охвате длительных периодов жизни за счёт ретроспекции и использования "памятников" прошлой жизни личности, за счет прогнозов и предвидений личности относительного собственного будущего. Лонгитюдность здесь имеет значение темтюральности, т.е. обязательного соотнесения всех биографических данных со временем жизни.

Вследствие указанных свойств биографический метод широко используется для исследований закономерностей развития человека в масштабе индивидуальной жизни от рождения до самой смерти. Становление так называемой всевозрастной психологии не возможно без биографического метода, который в принципе позволяет получить информацию о состоянии развития на всем протяжении жизни человека. Личность развивается в процессах жизнедеятельности, совершая поступки, планируя и осуществляя изменения в собственной жизни и тем самым в собственном развитии. Именно биографический метод помогает раскрыть субъектный характер развития личности, то, кем человек был, что он сделал и кем стал.

Как уже сказано, лонгитюдность биографического метода обеспечивается его значительной ретроспективностью. История жизненного пути - это прошлые события и обстоятельства. Мы можем реконструировать их на основе источников-памятников. Но было бы неверным свести биографическое исследование только к изучению прошедшего времени. Современный биографический метод направлен и в будущее. Субъект жизнедеятельности - изучаемый человек -лает отчет о собственных планах, предвидениях, жизненных ожиданиях, мечтах и т. п., без этой информации биограф не может понять характер жизненного пути и тенденции развития личности. Полоса жизни, принадлежащая настоящему времени, также r поле зрения биографа, ибо в настоящем формируется будущее, осмысливается и переосмысливается прошлое. Вся жизнь в ее временной целостности является объектом биографического исследования.

Биографический метод отличается от лабораторного эксперимента или теста высокой экологической валидностью, естественностью в том смысле, что он оперирует жизненными показателями - данными, которые взяты из естественного хода жизни, не подверженному специальному исследовательскому влиянию (побочное влияние может иметь место, но оно учитывается как помеха для объективности исследования или как фактор личностного развития, что важно для проведения психокоррекционной работы на основе биографического метода).

Жизненные показатели первостепенно значимы в деле изучения таких сложных структурных образований личности, как талант и характер, поскольку те соотносятся не с лабораторными проявлениями личности, а с ее реальным участием в жизненной борьбе и общественно значимом творчестве.

Естественность, жизненность биографического метода задает его синтетический характер, так как он оперирует крупными, целостными единицами, выражающими личность в целом. Именно эта особенность роднит его с искусством, отсюда же значительная описательность метода. В то же время эту особенность не надо абсолютизировать. Современный биограф анализирует жизнь по измеряемым элементам, а затем проводит синтез на основе концепции жизненного пути.

Объективность интерпретации биографических фактов зависит от истинности и четкости руководящей теории жизненного пути, а ее лучше всего строить на основе фактов. Единство анализа и синтеза - общий логический метод научного исследования, в том числе и биографического.

Соответственно в процедуре биографического исследования сочетаются различные конкретные методы как аналитического, так и синтетического характера и потому метод является комплексным. Биографическое изучение личности обычно трудоемко и длительно, развертывается по этапам, опирается на серию конкретных биографических методик и техник.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Жизнестойкость и совладающее поведение личности

    Курсовая работа >> Психология
    ... развития в психологии. М., 1978 15. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi ...
  2. Организация и структура психиатрической службы

    Контрольная работа >> Психология
    ... — тест. Методы опроса и диалогические методы обеспечивают исследование личностных особенностей ... «sand play»). Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, ... принадлежит психологической коррекции. Психологическая коррекция - это ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется ... . Н. разрабатывал теорию и метод исследования временной перспективы личности. (Д. А. Леонтьев.) _О_ ... позднее иллюстрировалась с помощью психобиографического и этнографического материала; ...
  4. Шпаргалга по Психологии

    Реферат >> Психология
    ... собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности. Когнитивная психология – одно из ... ) 5.3. Игра как метод психологической коррекции. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей ...
  5. Психология мотивации (2)

    Реферат >> Психология
    ... как метод исследования мотивации. Деловая игра как метод изучения мотивации. Применение психобиографического метода к исследованию интенций (Ш.Бюлер). Исследование ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014710426330566