Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Всякая наука должна иметь: теорию, методологию, историю, технологию и направления практического применения этого теоретического знания Как наука юриди...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Степень разработанности этого вопроса является достаточно высокой Анализом подростковой психологии и стрессоустойчивости занимались ученые А И Захаров...полностью>>
Психология->Реферат
Жалобы на головные боли, чувство пульсирования в висках, возникающие при разговорах неприятного для больной содержания, при ярком свете, громком звуке...полностью>>
Психология->Реферат
Жалобы на периодическую головную боль, локализующуюся преимущественно в теменно-затылочной и лобной областях Головная боль усиливается к вечеру, при п...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предварительная характеристика биографического метода

Наряду с исторической, литературоведческой, науковедческой биографией существует психологическая, а в арсенале психологии уже давно имеется биографический метод (точнее, методы), который нацелен на исследование уникальной целостной "личности как субъекта жизни, образно говоря, странника на жизненном пути. Именно этот метод сочетает в себе аналитичность, строгость научного с синтетичностью и метафоричностью художественного описания сложных психологических явлений. Он ещё не вполне утвердился в современной психологии и не всегда рассматривается в системе её методов, но интерес к нему растёт, и метод интенсивно развивается.

Обращение к биографическому методу в современной психологии обусловлено недостаточностью экспериментальных и тестовых методов, которые рассчитаны на получение строгой информации о личности в искусственных, контролируемых условиях, в отрыве от естественного процесса жизни человека с ее событиями и обстоятельствами в связи и на фоне с исторической эпохой, в которой живёт человек. Жизненная валилность этих методов далеко не всегда убедительна. Биографический же метод по определению жизненный, рассматривает личность в ходе естественноисторического процесса ее бытия. Психологическое исследование на основе биографического метода есть исследование самого бытия личности. Оно направлено на психологические механизмы и законы ее социального поведения и жизнетворчества на жизненном пути. Согласимся с австрийским психологом-гуманистом Виктором Франклом, который писал: "Личность раскрывается в своей биографии. Она открывает себя, свое "так - бытие", свою уникальную сущность только биографическому объяснению, не поддаваясь прямому анализу. В конечном счете, биография - это не что иное, как объяснение личности во времени" (6, 100).

Биографический метод имеет древнюю предысторию и двухвековую историю, но в современной отечественной психологии заслуга его возрождения принадлежит Б. Г. Ананьеву (1907-1972), который в шестидесятые годы приступил к организации, проектированию и программированию комплексных исследований человека, в связи с чем обратился к проблемам методологии психологии и разработал новую классификацию ее методов, где биографическому отводится заметное место (7).

Его классификация отражает логику исследовательского процесса, начиная от планирования исследования и кончая интерпретацией полученных данных. Соответственно он выделил четыре класса методов: организационные, эмпирические, методы обработки, интерпретационные. Самый обширный и разветвлённый класс методов - эмпирические, служащие средством добывания исходного эмпирического материала, из которых получают научные факты. К эмпирическим методам Ананьев относит обсервационные (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные (естественный и лабораторный эксперимент), диагностические, праксиметрические и наряду с ними биографические методы.

Согласно Б. Г. Ананьеву, "биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)" (7, 310).

Словарь "Психология" 1990 года содержит следующую характеристику биографических методов:"способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности... основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены ( на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной и духовной жизни, природной и социальной среды" (8, 40).

Биографический метод имеет своим предметом жизненный путь личности, точнее, личность как субъект этого пути. Отсюда вся специфика биографического метода. Эта специфика обнаруживается при обращении к теоретическим основам метода, его понятийному аппарату, а также операциональной его стороне, конкретным методикам сбора, обработки и интерпретации биографических данных о личности.

В наше время происходит активное развитие биографического метода и расширение его технического инструментария, что позволяет уже говорить о методе во множественном числе. Нередко эти методы называют в психологии психобиографическими, желая подчеркнуть принадлежность именно этой науке, его направленность на психологические проявления и механизмы жизнедеятельности личности как субъекта жизни.

Слово "биография" относится и к самой истории жизни, и к ее описанию. Наличие собственной истории - отличительный признак личности. "Можно даже сказать, что человек лишь постольку является личностью, поскольку имеет свою историю", - писал С. Л. Рубинштейн (9, 643). Сопряженность личности и ее жизненного пути позволяет развернуть целую область исследований, которую Б. Г. Ананьев назвал генетической персоналистикой или, по аналогии с онтогенетикой, биографикой. Ее методом является биографический, а предметом - жизненный путь и личность как субъект жизнедеятельности-жизнетворчества. Б. Г. Ананьев

полагал, что "генетическая персоналистика - теория и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях" (7, 265).

Биографика как психологическая отрасль занимается пси­хологическими механизмами социальной жизнедеятельности, жизненного выбора, включая экзистенциальные переживания, духовную работу внутреннего мира индивидуальности. Такие структуры личности, как талант, характер, мировоззрение, жизненная философия, индивидуальность в целом не могут быть поняты без биографии личности и, следовательно, без применения биографического метода.

В случае, когда предметом исследования берётся индивидуальность и её уникальная жизнь биографический метод выступает в идеографической форме. Но и тогда изучение отдельных "случаев" служит выявлению в конкретной форме общих закономерностей. В этом состоит принцип индивидуализации, по С.Л.Рубинштейну: "...задача теоре­тического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них" (9, 41).

С другой стороны, еще в 30-е годы обозначена психо­логическая проблема жизненного пути как общечеловеческого явления. На рубеже 20-30-х годов австрийский (позже -американский) психолог Шарлотта Бюлер осуществила научное исследование его общих закономерностей, как она писала, -"регулярностей" (См. её книгу (10), а также мою статью об этом учёном (11)). При этом биографический метод выступал в своей номотетической форме, которая допускает статистические методы анализа эмпирических данных,

' Правди. если изучают жизнь великого человека, жизнеописание приобретает самостоятельную ценность. В практической психологии биографическая уникальность жизни обычных людей также становится предметом индивидуального анализа, здесь важнее переход от общих законов к уникальной судьбе и неповторимой структуре личности конкретного человека.

полученных на больших выборках. Количественный анализ текстов личных документов, построение графиков, ведение своего рода биографической статистики - все эти и другие методики служат развитию номотетического подхода к биографии человека.

Жизненный путь — предмет биографического метода

Теоретические представления о жизненном пути составляют основу его понятийного аппарата. В XX веке в общих чертах сложилась теория жизненного пути и личности. В психологической науке высказаны важные мысли и развиты теоретические представления о жизненном пути. С.Л.Рубинштейн в книгах "Основы психологии" (1935) и "Основы общей психологии" (1940, 1946) уделил специальное внимание проблеме жизненного пути, связывая её с самосознанием личности. "Сущность человеческой личности находит своё завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю... Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом её деятельности, аналогично тому, как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики" (9, 641).

Б.Г.Ананьев характеризует жизненный путь как социально-историческую форму индивидуального развития человека, так что "все события этого развития (биографические даты) всегда располагаются относительно к системе измерения исторического времени...Психологическое изменение структуры личности , её характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени..." (12, 54, 155).

По Б.Г.Ананьеву, "личность всегда конкретно-исторична, она - продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и её собственного жизненного пути... Поэтому изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса её воспитания и становления в определённых социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, сотрудников или, напротив, противников — в общем, соучастников дел времени и событий, в которые была вовлечена личность.

Биографическое исследование личности, её жизненного пути и творчества есть род исторического исследований в любой области знания - искусствознания, истории науки и техники, психологии и т.д." (12, 277).

Развитие личности на жизненном пути в зависимости от исторического времени стала предметом многолетних исследований германского психолога Ганса Томэ/Hans Thomae. Он справедливо полагает, что необходимо переходить от абстрактных вне историчных описаний развития личности к исследованию развития в конкретных социально-исторических обстоятельствах жизни того или иного поколения, и говорит о новой отрасли — психологии жизненного пути (13). В этой связи закономерно ставить вопрос о социально-исторической адаптации личности и её историческом поведении (14).

Все мы дети и пленники своего времени, в той или иной степени, разделяем его идеи и предрассудки, спорим и конфликтуем с ним, стремимся оставить в нем свой, хотя бы малый след. Сама эпоха накладывает ограничения на самореализацию личности, врывается в течение индивидуальной жизни и может всё изменить в ней, даже помимо её воли. Мы это хорошо знаем по судьбам соотечественников — жителей XX века. Как многие из них могли бы сказать вслед за Анной Ахматовой:

Меня, как реку, Суровая эпоха повернула.

Мне подменили жизнь.

Но детерминация судьбы человека историей не отменяет его ответственности и воли. Специфика человеческой жизни, во-вторых, состоит в том, что она субъектна, осуществляется, выстраивается самой личностью-субъектом жизненного пути, осмысливается и переосмысливается ею. Человек не просто живет, но ищет смысл, жаждет, чтобы его жизнь была значительной и не бесследной. Осознание жизни идет в разной форме - как переработка собственного прошлого и накопление через это жизненного опыта, как планирование будущего, как соотнесение планов и программ с результатами и достижениями, тех и других - с собственными внутренними потенциалами и притязаниями, желаниями стремлениями. Процессы осознавания, смыслообразования, построения собственной жизненной философии составляют более или менее напряженную внутреннюю жизнь, потаённую сторону жизненного пути.

.Замечательно об этом размышлял Л.С.Выготский: "Вот - жизнь. Она глубже, шире своего внешнего выражения. Всё в ней меняется, всё становится не тем. Главное — всегда и сейчас, мне кажется, не отождествлять жизнь с её внешним, выражением и всё. Тогда, прислушиваясь к жизни (это самая важная добродетель, немного пассивное отношение вначале), найдёшь в себе, вне себя, по всём столько, что вместить нельзя будет никому из нас. Конечно, нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм, самоубийство, но не жизнь. Но есть ведь философия у каждого. Надо, видимо, растить её в себе, дать ей простор внутри себя, потому что она поддерживает жизнь в нас...Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни. Когда мы от системы перейдём к судьбам (произнести страшно и весело это слово, зная, что завтра мы будем исследовать, что за этим скрывается), к рождению и гибели систем, мы увидим это воочию" (15, 127).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Жизнестойкость и совладающее поведение личности

    Курсовая работа >> Психология
    ... развития в психологии. М., 1978 15. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi ...
  2. Организация и структура психиатрической службы

    Контрольная работа >> Психология
    ... — тест. Методы опроса и диалогические методы обеспечивают исследование личностных особенностей ... «sand play»). Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, ... принадлежит психологической коррекции. Психологическая коррекция - это ...
  3. Психологический словарь

    Книга >> Психология
    ... психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется ... . Н. разрабатывал теорию и метод исследования временной перспективы личности. (Д. А. Леонтьев.) _О_ ... позднее иллюстрировалась с помощью психобиографического и этнографического материала; ...
  4. Шпаргалга по Психологии

    Реферат >> Психология
    ... собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности. Когнитивная психология – одно из ... ) 5.3. Игра как метод психологической коррекции. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей ...
  5. Психология мотивации (2)

    Реферат >> Психология
    ... как метод исследования мотивации. Деловая игра как метод изучения мотивации. Применение психобиографического метода к исследованию интенций (Ш.Бюлер). Исследование ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018191337585449