Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Психология изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни. В психологии исследуются ощущения и восприятия как чувственн...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Л.С. Выготский отмечал, что школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе р...полностью>>
Психология->Реферат
организацией и подразделением. Однако при этом руководитель должен не только хорошо разбираться в существующих методах оценки, но и уметь выбирать мет...полностью>>
Психология->Реферат
Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество, его экономика создают для себя те ячейки, в ко...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3

1. Психические основы профессиографии. Основные понятия…………………………………4

2. Общие принципы составления профессиограммы…………………………………………....7

3. Оформление профессиографии как подход к изучению профессиональной деятельности.10

4. Профессиограмма специалиста по бухгалтерскому учету…………………………………...17

5. Профессиограмма специалиста по аудиту…………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………………………...21

Введение

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.
В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяется собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества для данной профессии).
Полная профессиограмма - описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

Цели профессиографии могут быть различны, и профессиограммы могут составляться с целью: 1) обоснования учебных программ, обеспечивающих необходимую подготовку кадров; 2) учета и оздоровления гигиенических условий труда; 3) обоснования профессиональной ориентации, профессиональной консультации и профессионального отбора.
Каждый месяц рождаются новые профессиограммы. Всего с 1970-х гг. в России разработано 100 профессиограмм профессий и 500 должностей - больше, чем в любой другой стране. Есть профессиограммы совместные, например российско-американские (менеджер по продажам, 1996 г.). Отбор персонала ведется по профессиограммам, причем фирмы предпочитают разрабатывать собственные профессиограммы.
Все это закономерно. Понимание значения профессионального характера пришло недавно. Нужно время, чтобы все осознали: как это интересно, что все многообразие характеров людей «покрывается» многообразием характеров профессий. Как это нужно, чтобы каждый человек (работник) получал одну из самых подходящих для него профессий, а каждая профессия - одного из самых подходящих работников.

В настоящее время я получаю специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит», поэтому мне хотелось бы рассмотреть профессиограммы «бухгалтера» и «аудита».

1. Психические основы профессиографии. Основные понятия

Понятие «профессия» имеет в литературе много трактовок:
· профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию; 
· профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения; 
· профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием; 
Несколько определений приводит в своих работах Е.А. Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему. Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества профессия - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию .
Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
В англоязычной среде различают понятия «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссupation). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.
В отечественной литературе принято отделять понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками: помимо профессиональной компетентности, являются также социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия - врач, специальности - терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия –слесарь, специальности - сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.
Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.
В истории развития цивилизации разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности. 
По многим профессиям и специальностям подготовка осуществляется на предприятиях и в учреждениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образования. Для этой системы базовым является понятие «учебная профессия».
Учебная профессия - это уровень квалификации, отражающий объем и качество знаний, умений и способностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в конкретном профессиональном поле.
Понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.
Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для профессионального образования важное значение имеет характеристика видов деятельности, состав типовых производственных задач, перечень необходимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств специалиста.
Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно отличаются. Нужен научно обоснованный отбор учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квалификации. Результатом должен стать перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это может быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах.
На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.
Составление перечня учебных профессий для профессионального образования всегда будет актуальным. И конечно, этот перечень должен иметь научно обоснованную группировку и быть немногочисленным.

2. Общие принципы составления профессиограммы

Рассмотрим общие принципы составления профессиограммы:

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

    1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.

    2. Комплексность изучения.

    3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).

    4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).

    5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).

    6. Использование качественно-количественных характеристик.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Профессиограмма длинное прошлое, короткая история

    Реферат >> Психология
    ... труда с профессиональным психологом. Виды профессиограмм и основы их составления. Профессиограммы различаются по цели, с которой ... коррекций. В формировании ВКТ участвуют все психические процессы – познавательно - преобразовательные, эмоциональные и волевые ...
  2. Профессиограмма и принципы их составления (1)

    Реферат >> Психология
    ... разрабатываться на основе системного, личностного и дея-тельностного подходов) 1.1 Виды профессиограмм Профессиограммы различаются по ... человека – от психических процессов до свойств личности. 1.2. Общие принципы составления профессиограммы 1 этап  ...
  3. Профессиограмма и принципы их составления (2)

    Реферат >> Менеджмент
    ... подходы и теория общения. Виды профессиограмм и основы их составления Профессиограммы различаются по цели, с которой ... Психологический анализ ошибочных действий Б. Требования к психическим процессам 1. Психомоторикарабочая поза, статические и динамические ...
  4. Профессиограмма и психограмма дизайнера

    Реферат >> Психология
    ... профессиограмма (основные понятия, содержание профессиограммы, виды и примеры профессиограмм), психограмма (основные понятия, что лежит в основе ... часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, ...
  5. Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение

    Контрольная работа >> Психология
    ... 2. Невербальное общение Список использованной литературы 1. Профессиограмма воспитателя История профессии воспитателя зародилась ... обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001896858215332