Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в поря...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы, но и Русского государства в целом. Кремль возник на высоком Боровицком мысу, хо...полностью>>
Культура и искусство->Контрольная работа
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организмможет об...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Эстетика (от др.греч. – aijsqavnomai -чувствовать;  aijsqhtikov" -воспринимаемый чувствами) –  наука о неутилитарном созерцательном или творческом отн...полностью>>

Главная > Конспект >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Поволжская Государственная социально-гуманитарная академия

Курсовая работа

По методике преподавания

изобразительного искусства

на тему:

«Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников»

Студентки факультета ИЗО и ДПИ

Специальности

«Изобразительное искусство»

Заочной формы обучения Группы 510

Мустафина Р. Р.

Научный руководитель: Старший преподаватель

Кафедры ИЗО и ДПИ

Мартикова Т. В.

Г. Самара 2010 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….

Глава 1. Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников

1.1. Теоретические основы восприятие художественного образа……………………………………………………………………

1.2. Анализ содержания программных материалов по обучению изобразительному искусству…………………………………………

1.3. Программа по изобразительному искусству «Изобразительное искусство. 1-4 классы»…………………………….

1.4. Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства детьми школьного возраста…………………………………………………….

Глава 2. Конспекты уроков по изобразительному искусству.

2.1. Конспект урока «Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей» …………………………………………………………………………………………….

2.2 Конспект урока «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте»………………………………………………………………….

2.3. Конспект урока «Рисунок – основа изобразительного искусства»………………………………………………………………

2.4 Методические рекомендации …………………………..

Заключение………………………………………………………………

Словарь терминов………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………

3

6

9

16

29

32

36

39

44

50

51

55


Введение

Актуальность исследование: Художественное восприятие - способность, лежащая в основе любого художественного творчества. Это способность, дающая возможность входить в мир художественной культуры, способность, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Своего максимального развития художественное восприятие достигает в период профессиональной творческой деятельности человека. Тем не менее, его развитие, в том числе в области изобразительного искусства, возможно уже в дошкольном возрасте, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, художественное восприятие представляет собой целостный способ отражения мира, органичный целостному мировосприятию дошкольника. Во-вторых, развитие художественного восприятия, согласно исследованиям психологов, происходит исключительно на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок 6-7 лет проявляет максимальную активность.

Возможности развития художественного восприятия, предопределенные возрастными особенностями дошкольника, могут быть утрачены при взрослении ребенка. Уже к 9-10 годам ребенок, как правило, оставляет изобразительную деятельность как изжитый этап, что усложняет освоение языка изобразительного искусства и художественного восприятия на основе данного языка. Кроме того, доминирующее развитие левого полушария, начинающееся в школьном возрасте, ведет к утрате ребенком эмоциональности и непосредственности восприятия, целостности пространственного видения, заданного активностью правого полушария. Поэтому развитие художественного восприятия не только возможно, но и необходимо именно в дошкольном возрасте.

Важным условием развития художественного восприятия педагоги-исследователи определяют необходимость освоения ребенком языка искусства как языка выразительного (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, О.А. Сусловова, Е.А. Флерина, А.В. Шестакова, Б.П. Юсов).1 В большинстве программ и методик необходимость освоения языка искусства как языка выразительного определяется целеполагающей идеей. Однако на сегодня в области изобразительного искусства разработаны технологии освоения дошкольником изобразительных возможностей языка и нет технологий освоения выразительности языка изобразительного искусства

Характеризуя процесс развития художественного восприятия, педагоги подчеркивают также важную роль собственной практической деятельности ребенка. Но при реализации данного условия изобразительному творчеству отводится лишь вспомогательная роль, иллюстрирование опыта восприятия мира или произведений искусства.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития художественного образа как основанную категорию художественного образование у школьников при использовании комбинирования элементов языка изобразительного искусства.

Объект исследования - процесс художественного образования в школе искусств.

Предмет исследования - педагогическая технология развития художественного образа у школьников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства.

Гипотеза исследования послужило предположение о том, что в основе художественный образа как основной категорий содержания художественного образования школьников лежит концептуальная модель развития художественного восприятия в период детства; процесс освоения ребенком языка искусства, его выразительных возможностей, заданный технологией, соответствует естественному процессу развития изобразительной функции детского рисунка; изобразительная деятельность ребенка в процессе обучения является средством обретения нового опыта восприятия, а не только средством осмысления этого опыта, включающей методические рекомендации и экспериментальную программу для обучения «Изобразительное искусство. 1-4 классы»

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать свойства художественного восприятия в соотнесении со свойствами восприятия как общей психической способности человека с целью определения компонентов развития восприятия.

2. Осуществить теоретический анализ проблемы развития художественного восприятия школьников и выявить педагогические условия развития данного вида перцепции.

3. Разработать концептуальную модель развития художественного восприятия ребенка на основе художественно-игровой деятельности.

4. Разработать педагогическую технологию развития художественного восприятия школьников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства.

5. Экспериментально проверить педагогические возможности комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства для развития художественного восприятия у школьников.

6. Определить критерии, показатели и выявить уровни развития художественного восприятия школьников.

Глава 1. Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников

1.1 Теоретические основы восприятие художественного образа.

Актуальность проблемы восприятие художественного образа раскрывается в работах современных исследователей, как творческий процесс создания и воссоздания художественного образа, как процесс диалога художника с окружающим миром и воображаемым зрителем, а зрителя (читателя, слушателя) - с автором произведения. Данный подход отражен в трудах философов (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман); психологов (Р. Арн-хейм, Л.С. Выготский), искусствоведов (В.Р. Виппер, СМ. Даниэль, С.Х. Раппопорт), культурологов (X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга), деятелей культуры и искусства (В.В. Кандинский, А. Матисс, К.С. Петров-Водкин, К.С. Станиславский, А.С. Эйзенштейн, В.А. Фаворский и др.).

Процесс развития художественного восприятия ребенка определяется в психологии как имеющий определенные ступени, смена которых задается изменением позиции ребенка по отношению к искусству (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Левин). Идея «поступенности» художественного развития заложена в программах по изобразительному творчеству (Б.М. Немен-ский, Б.П. Юсов), однако смена ступеней у авторов не соотнесена с логикой изменения типа восприятия ребенка в процессе движения от игры с элементами языка искусства к общению на этом языке, с логикой изменения уровня диалога на разных этапах развития. Противоречие между существующими положениями теории художественного восприятия в психологии искусства и недостаточной теоретической обоснованностью процесса развития художественного восприятия в области педагогики изобразительного искусства свидетельствует об актуальности исследования на научно-педагогическом уровне.2

Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в работах по педагогике и психологии, прежде всего, с позиции осмысленности данного процесса.3 При этом авторы (В.А. Левин, Е.Г. Макарова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов) подчеркивают необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка. Отмечается также необходимость развития у детей целостности восприятия (Дж. Гибсон, Ю.М. Полуянов, В.А. Фаворский), развития ритмической упорядоченности или чувства ритма (Р. Арнхейм, Т.С. Комарова, А.Ф. Лобова, В.А. Фаворский), аконстантности восприятия (Н.Н, Волков, Л.А. Венгер); формирования установки на художественное восприятие (М.С. Каган, X. Ортега-и-Гассет, Д.Н. Узнадзе). Однако следует отметить, что технологии развития художественного восприятия ребенка, позволяющие осуществлять и отслеживать развитие всех свойств художественной перцепции, в педагогике изобразительного искусства отсутствуют.4

Важным условием развития художественного восприятия педагоги-исследователи определяют необходимость освоения ребенком языка искусства как языка выразительного (Д. Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, О. А. Сусловова, Е. А. Флерина, А. В. Шестакова, Б. П. Юсов). Однако на сегодня в области изобразительного искусства разработаны технологии освоения дошкольником изобразительных возможностей языка и нет технологий освоения выразительности языка изобразительного искусства.

Восприятие есть, как известно, определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов”5.

В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего6.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства

    Контрольная работа >> Психология
    ... в категориях человеческого опыта. Содержание образования включает в себя следующие знаний: основные понятия и термины, отражающие как повседневную ...
  2. Основные категории педагогики (2)

    Лекция >> Педагогика
    ... ментальные категории (основные понятия педагогики) — воспитание, обучение, образование. Воспитание как всеобщая категория ... образования — учрежде ниях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональ ной ориентации, музыкальных и художественных ...
  3. Художественная обработка металлов на уроках технологии в 6 классе

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Технологическое образование школьников как педагогическая ... понимается дидактическая категория, предполагающая единство содержания, методов ... просвечивающей эмалью, образуя как бы миниатюрный ...
  4. Основные аспекты , раскрывающие суть субкультуры как основной тенденции современности

    Реферат >> Социология
    ... категорий ... В основном роллеры – школьники обоего ... такие как образ мыслей, характер и содержание ... Национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», ... художественной культуры, формирует определённый образ субкультуры не в меньшей степени, чем основные ...
  5. Основные методы социально-психологических исследований

    Курсовая работа >> Психология
    ... тесты применялись в основном в системе образования, в промышленности ... к стандартным категориям. Открытые ... как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками ... таким образом, как средство познания содержания и ... , конечностями – художественный, но в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020079612731934