Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Биология->Реферат
Возраст Земли, определенный различными методами, насчитывает 6-7 млрд лет, однако ни один из методов не является точным Должно было пройти около 3 млр...полностью>>
Биология->Доклад
Из них самый большой по времени – палеозой, он иногда разделяется на две части: ранний палеозой и поздний, так как астрономические, геологические, кли...полностью>>
Биология->Реферат
Аристотель, вероятно, был первым и величайшим из ученых-энциклопедистов, преуспевших во многих областях науки Он оставил сочинения на самые разные тем...полностью>>
Биология->Реферат
Все мы знаем, что произошло этим летом: аномальная жара, пожары, смог. И без того плохая экология стала еще хуже. Природа всегда помогала человеку выж...полностью>>

Главная > Реферат >Биология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Перспективы интеграции знаний в науке будущего

Двойственный характер науки. Никогда в истории будущее так не зависело от настоящего: человечество стало смертным и даже, как говорил булгаковский Воланд, «внезапно смертным». Коллективное самоубийство человечества стало реальной возможностью (в результате оплошности или злого умысла). В то же время , никогда в истории человечество не располагало и столь мощными средствами защиты от катастроф, а также столь глубокой перспективой развития. И то и другое стало возможным благодаря науке [6]. Часто говорят и пишут, что в 21-м веке биология станет отдной из ведущих наук. В настоящее время реализуется гигантский проект расшифровки генома человека – последовательности 3,5 млрд. нуклеотидных оснований. Однако высказываются обоснованные опасения, что и эти достижения могут быть использованы против человечества. Возможность формирования и изменения генома человека путем генной инженерии может привести к непредсказуемым последствиям. Многое зависит от того, в чьих руках окажутся достижения естественных наук, и как дальше они будут использоваться. В то же время не секрет, что огромная доля в финансировании научных исследований принадлежит военным ведомствам.

В 1975 г. ведущие ученые-биологи пошли на заключение добровольного моратория на проведение определенных экспериментов в биологических институтах, занимавшихся проблемами генной инженерии (эксперименты с кишечной палочкой и т.п.). Причина этого решения заключалась в том, что молекулярная биология, совершив резкий рывок, вышла к возможности конструирования живых организмов с заданными свойствами – это открывало перед наукой колоссальные перспективы практического применения. Но среди возможных практических приложений генной инженерии могли оказаться и такие, которые поставили бы под вопрос само существование человечества (например, использование биологического оружия или даже случайная небрежность, из-за которой лабораторный материал мог войти в соприкосновение с биосферой планеты с непредсказуемыми последствиями).

Осознание пагубности взаимного отчуждения гуманитарной и естественнонаучной пришло не сразу. Следует отметить, что естественные науки осознали необходимость интеграции знаний еще в 19-м веке. Однако в то время еще не была выработана глобальная общенаучная идея, на основе которой может происходить интеграция накопленных человеком знаний. В настоящее время считается, что такой основой может стать концепция глобального эволюционизма, эволюционно-синергетическая парадигма. В эволюционно-синергетическом подходе заложен гуманизм как признание самоценности человеческой личности, как понимание диалога и сотрудничества в качестве необходимых условий существования человека. Это означает интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний, интеграцию двух культур.

Важно иметь в виду и то, что истинно культурный человек принадлежит одновременно двум культурам, это «человек двух культур». Если же говорить о крупных личностях, то многие из них достигли высот и в науке, и в искусстве. И это справедливо не только для античности, средневековья, эпохи Возрождения, но и для более поздних веков. Таковы Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И.-В. Гете (поэт и биолог-натуралист), А.П. Бородин (ученый химик и знаменитый композитор), И.А. Ефремов (ученый-палеонтолог и писатель), Л.Н. Гумилев (историк и географ). А.Л. Чижевский – основоположник науки о влиянии солнечных процессов на земные события, в том числе и на социальные потрясения – известен как историк, С. Лем (философ, писатель-фантаст, биолог), И.Р. Шафаревич (видный математик, историк, обществовед), Б.В. Раушенбах (один из теоретиков космонавтики, знаток русской истории, иконописи и богословия).

Наука как мощная цивилизующая сила становится частью культуры, если существует равновесие культуры и цивилизации. Тогда профессиональная деятельность ученых не только служит цивилизации, но и получает положительную оценку в общественном сознании. Когда же равновесия нет, страдают и наука, и общество. Необходимым условием современного существования науки является ее профессионализация (т.е. наука как профессия). Однако ни в коем случае нельзя противопоставлять профессиональную сторону науки ее ценностному смыслу.

У человечества нет иного выбора: либо с помощью науки разрешать противоречия бытия, угадывать и исполнять свое предназначение, либо прийти к завершению своего существования.

Контрольные вопросы

1. В чем проявился раскол на «две культуры»?
2. Почему учение Дарвина стало вызовом сложившимся этическим представлениям в обществе?
3. Поясните утверждение «этика несовместима с естественным отбором».
4. Как отразилось в литературе освоение обществом идей эволюционной теории Дарвина?
5. Как трактуется принцип естественного отбора в современных исследованиях?

6. В чем заключается проблема ценности науки?
7. Что такое мистицизм, в чем его причины и истоки?
8. Есть ли связь между научным познанием и мистицизмом? Поясните.
9. Какую роль играет наука в контексте культуры и цивилизации?
10. В чем проявляется двойственный характер науки? Приведите собственные примеры.

11. Как по-вашему, правомерны ли запреты на проведение научных исследований в той или иной области? Обоснуйте Ваш ответ.
12. Какая глобальная научная идея мыслится в качестве основы для интеграции двух культур и почему?

Литература

1. Волков Г. Три лика культуры. – М.: Молодая гвардия, 1986.
2. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 1998.
3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997.
4. Красилов В. Эволюция, Дарвин и современность. – «Знание –Сила», №2, 1997.
5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Гардарики, 1999.

6. Порус В. И все-таки знание – сила. - «Знание –Сила», №1, 1995.
7. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.:Владос, 1998.
8. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ, 1997.
9. Сноу Ч.П. Две культуры. М. “Прогресс”, 1973.

[1] Римский клуб – созданная в 1968 г. неправительственная международная организация ученых, общественных и политических деятелей, привлекшая общественное внимание к глобальным проблемам современности, связанных с научно-техническим прогрессом и экономическим ростом.

ПРОГРАММА КУРСА
"Концепции современного естествознания"

для направлений 521500, 521600, 522000,
специальностей 060300,060400,060800,0,6100, 061400

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ3. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСА 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ5. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ (по 4 час.)6. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ7. РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ (для 522000, 061400)8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
9. ЛИТЕРАТУРА

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса - ознакомление студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием - и формирование целостной системы взглядов на окружающий мир. Данная дисциплина представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии, является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Ее эффективное преподавание возможно на основе применения новой мировоззренческой парадигмы, способной объединить оба компонента культуры и раскрыть универсальную роль метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики.

Настоящая программа составлена в соответствии с примерной программой дисциплины "Концепция современного естествознания", утвержденной Главным управлением образовательно-профессиональных программ и технологий Госкомвуза России, а также в соответствии с дополнительными требованиями (вузовско-региональным компонентом) к обязательному минимуму содержания и к уровню подготовки бакалавров и специалистов в Уфимском государственном авиационном техническом университете.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ

По окончании курса студент должен иметь представление:

- об истории развития естествознания;
- об особенностях современного естествознания; о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов; о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе; об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, экологии и здоровья человека;
- о сообществах организмов, экосистемах, о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

3. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСА

Всего часов - 112, из них аудиторной работы 64 часа, в том числе:
лекций - 52 час.
практических занятий (семинары и просмотр и обсуждение видеофильмов) -8 час.,
лабораторные работы - 4 час.
Итоговой формой контроля является экзамен.

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Две культуры как отражение двух типов мышления

Естествознание как Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность в гармонии. Специфика естественнонаучного и художественного метода познания действительности. Этапы развития естественнонаучного мышления и смена типов научной рациональности. Естественно-научные революции. Научные картины мира.

Тема 2. Физика глазами гуманитария. Физические картины мира.

Физика необходимого. От физики Аристотеля к физике Ньютона. Состояние физической системы и его изменение со временем. Механическая картина мира. Классические представления об объективности познания природы: концепция независимости результатов познания от средств наблюдения.

Физика возможного. Недостаточность классического описания природы. Микро- и макроописание природы. Вероятность как атрибут сложных систем. Энергия, температура, энтропия. Тепловое равновесие и флуктуации. Неравновесные состояния. Фазовые переходы. Необратимость - неустранимое свойство реальности. Стрела времени.

Тема 3. Физика как целое.

Иерархия структур природы. Элементарные частицы, фундаментальные частицы и частицы – переносчики фундаментальных взаимодействий. Атомное ядро. Молекулы и реакционная способность веществ. Макроскопические тела. Фазовые переходы Мега-, макро- и микромир. Космологическая картина мира. Эволюция Вселенной. Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип.

Тема 4. Жизнь. Биологическая картина мира.

Химическая эволюция Земли. Понятие самоорганизации в химии. Неорганические и органические соединения и их многообразие. Общая теория химической эволюции и биогенеза. Макромолекулы, гиперцикл и зарождение жизни. Теории возникновения жизни. Жизнь во Вселенной. Задачи и методы биологии. Особенности биологической формы организации материи.

Живые системы. Специфика и системность живого. Уровни организации живых систем. Термодинамические особенности живых систем. Целостность, гомеостаз. Организм как целостная система, его системная организация. Цели и специфика управления в живых системах. Информационные связи внутри организма.

Эволюционное учение. Эволюционная теория Дарвина-Уоллеса. Синтетическая теория эволюции. Популяция. Вид. Микроэволюция. Макроэволюция. Факторы эволюции. Формы естественного отбора. Подтверждение теории эволюции.

Тема 5. Биосфера и цивилизация

Популяции, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биологических отношений в сообществах. Круговороты вещества и энергии. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Многообразие биологических видов - основа организации и устойчивости биосферы. Антропогенные воздействия на биосферу. Экология. Принципы взаимодействия организма и среды обитания. Глобальные экологические проблемы. Причины их возникновения. Понятие здоровья населения, как комплексного критерия состояния окружающей среды. Экология и мировоззрение.

Тема 6. Основные концепции и перспективы биологии

Биология ХХ в. Биотехнология и перспективы ее развития (микробиология, инженерная энзимология, генная и клеточная инженерия).

Тема 7. Эволюционно-синергетическая парадигма

Основные понятия и принципы синергетики. История возникновения научного направления. Виды систем. Бифуркации. Диалектика и теория катастроф: структурная устойчивость, универсальность, признаки и непредсказуемость катастроф. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества. Аттракторы. Параметры порядка. Универсальные сценарии перехода к хаосу. Гармония в хаосе.

Гуманитарные приложения синергетики. Законы самоорганизации как объяснительный принцип волновых процессов в общественном развитии. Синергетика как общенаучная основа анализа динамики социальных систем. Концепции теории катастроф применительно к социально-экономической сфере.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ (по 4 час.)

4.1 Моделирование процесса самоорганизации на ПЭВМ. Фрактальные структуры.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

5.1. Естественно-научное и гуманитарное знание. Проблема двух культур. - 2 часа.
5.2. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной - 2 часа.
5.3 Биологическая форма организации материи - 2 часа.
5.4 Эволюционно-синергетическая парадигма - 2 часа

7. РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ (для 522000, 061400)

N

Наименование разделов

Количество часов 

п/п

 

Всего

Лекции

Практ.

Лаб.

СРС

 

Введение. Цели и задачи курса.

1

1

 

 

 

1

Две культуры как отражение двух типов мышления

7

3

 2 

 

2

2

Физика глазами гуманитария: образы физики

8

4

 

 

4

3

Физика необходимого 

10

6

 

 

4

4

Физика возможного

12

6

 

 

6

5

Физика как целое 

12

6

 2

 

4

6

Жизнь

11

6

 1 

 

4

7

Живые системы 

9

4

 1 

 

4

8

Биосфера и цивилизация 

14

6

 

 

8

9

Основные концепции и перспективы биологии

4

2

 

 

2

10

Эволюционно-синергетическая парадигма

20

6

 2

4

8

11

Гуманитарные приложения синергетики

4

2

 

 

2

 

Итого

112

52

 8

4

48

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лабораторные работы проводятся в дисплейном классе на компьютерных моделях.

9.  ЛИТЕРАТУРА

4.1 Основная

1. Концепции современного естествознания /под ред. С.И. Самыгина. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.
2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М: Культура и спорт, 1997.
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М: Центр , 1997.
4. Дубнищева Т.Я.. Концепции современного естествознания. Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1997.
5. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: Изд-во «Агар», 1996.
6. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М.: Владос, 1998.

4.2 Дополнительная

1. В помощь изучающим курс "Концепции современного естествознания" \Методические указания, сост. И.В. Александров, Н.Н. Красногорская, Н.Ю. Цвиленева, Э.Ф. Легушс. - Уфа, Изд. УГАТУ, 2000.
2. Дж. Мэрион. Физика и физический мир. М.: МИР, 1995.
3. Б.И. Спасский. Физика для философов. - М.:МГУ,1998.
4. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.
5. П. Кемп. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

6. Е.Л. Фейнберг. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука,1992.
7. И. Пригожин, И. Стенгерс. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994
8. Г. Николис, И. Пригожин. Познание сложного. - М.: Мир, 1990.
9. Г. Хакен. Информация и самоорганизация. М.: Мир, 1991.
10. Н.К. Удумян. Концепция самоорганизации и проблемы молекулярной эволюции. -М.: Наука, 1994.

11. Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М.: Арго,1994.
12. Х.О. Пайтген, П.Х. Рихтер. Красота фракталов. М.: Мир, 1993.
13. Фрактальные системы. /методические указания к лабораторным работам по курсу «Концепции современного естествознания», сост. Н.Н. Красногорская, Н.Ю. Цвиленева, Уфа, УГАТУ, 1997.
14. Б. Небел. Наука об окружающей среде. Том 1,2. М.: Мир, 1993.
15. Н.Ф. Реймерс. Экология. - М.: Россия молодая, 1994.

16. М. Ичас. О природе живого: механизмы и смысл. - М. :Мир, 1994.
17. В.И. Вернадский. Ноосфера. М.: Наука, 1994.
18. Р.Ф. Абдеев. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС,
19. Волновые процессы в общественном развитии / В.В. Василькова, И.П. Яковлев, И.Н. Барыгин и др. - Новосибирск: Изд-во Новосиб.ун-та,1992.

[

[

[

[

*

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

*

[

*

[

[

187




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Концепции современного естествознания (33)

    Реферат >> Биология
    «КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Естествознание: определение, предмет изучения. Естественные науки. ... объектов нашего мира. Появление синергетики в современном естествознании инициировано, скорее всего, подготовкой глобального ...
  2. Концепции современного естествознания (29)

    Лекция >> Биология
    Концепции современного естествознания Лекция 13. Мегамир, основные космологические и ... пока нет возможности проверить выводы современных теорий применительно к какой-либо другой ...
  3. Концепции современного естествознания (34)

    Закон >> Биология
    В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания.   Часть первая. Основные исторические периоды развития естествознания. 3.Создание ... самоорганизации 16. Глобальный эволюционизм Найдыш В.М.. Концепции современного естествознания. М., 1999. - С. 89-96, ...
  4. Концепции современного естествознания (28)

    Реферат >> Биология
    ... ЕН.Ф.08 Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции ...
  5. Концепции современного естествознания (32)

    Курсовая >> Остальные работы
    ... Список литературы 24 Введение Дисциплина "Концепции современного естествознания" включена в цикл математических и ... Верешков, Г.М. - М.: МГУ, 2001. - 231 с. Лозовский, В.Н. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018081665039062