Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Договор розничной купли-продажи - самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношен...полностью>>
Государство и право->Реферат
Специфическая система профессионального ресурса является сегодня одним из основных конкурентных преимуществ любого туристского предприятия, стремящего...полностью>>
Государство и право->Реферат
Цель данной курсовой работы является анализ труда руководителя и структуры затрат его рабочего времени. В результате данной работы я собираюсь обознач...полностью>>
Государство и право->Реферат
Настоящая работа ставит своей задачей рассмотрение особенностей гражданско-правового института сделки. Речь в ней пойдет не только о понятии и видах с...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………..……………3

  1. Понятие и основные показатели коррупционных преступлений…………………………………………………………….....5

  2. Причины и условия коррупционного преступного поведения……………………………………………………..…………...13

  3. Основные направления предупреждения коррупции……………………………………………………..…………..21

  4. Новеллы Российского законодательства по вопросу борьбы с коррупцией…………………………………………………………………

Заключение ...………………………………………………………………...24

Библиография…………………………………….…………..………………25

Введение

Среди наиболее острых социальных проблем, стоящих перед современной Россией, приоритетное место занимает коррупция. Коррупция не только находится в тесной связи с организованной и экономической преступностью, как это усматривается из аналитических документов, прогнозов и программ, посвященных борьбе с общественно опасными явлениями, но и в целом оказывает негативное воздействие на судьбу государства, общества, каждого гражданина.

"Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, - говорится в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, - требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально-политической основы этих противоправных явлений, выработки комплексной программы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения

защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности".1

В этих целях важное значение имеет изучение коррупции. Данная проблема коррупции ранее затрагивалась в работах следующих ученых: К.М. Абдиева, А.А. Аслаханова, Р.А. Асланова, А.К. Анциферова, Ю.А. Афиногенова, Б.В, Волженкина, Л.Г. Дашковой, Б.В. Здравомыслова, Р.С. Ибрагимова, П.А. Кабанова и др. Но проблема исследовалась преимущественно с уголовно-правовой точки зрения и, как правило, в связи со взяточничеством.

1. Понятие и виды коррупционных преступлений

В словаре иностранных слов отмечается происхождение слова "коррупция" от латинского corruptio и приводятся термины "коррумпировать, корруптировать (лат. corrumpere) — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами". Более позднее толкование данного слова в русском языке носило многозначный характер: переводилось и как подкуп, и

как порча2, и как разложение, и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях3.

Слишком широкое толкование коррупции практически означало объединение под этим термином очень разных по своей криминологической характеристике явлений: и хищений, и должностных преступлений, и подкупа-продажности (коррупции в собственном смысле слова). Если говорить о порче, разложении, то применительно к коррупции это не "саморазложение" и порча сами по себе, а разложение, порча одного субъекта другим, "совращение".

Есть мнение, что коррупция — это то, что на русском языке давно называется взяточничеством. Однако это не совсем так. Иначе можно было бы легко использовать термин "взяточничество" как синоним коррупции. Издавна на Руси слово "взяточничество" ассоциировалось прежде всего с получением конкретной взятки (часто на основе ее вымогательства) за какие-то определенные, как бы заранее оговоренные деяния, с мздоимством и лихоимством. Мздоимство, по дореволюционному российскому законодательству, - получение взятки чиновником или иным лицом, состоящим на службе государственной или общественной, за действие (бездействие), выполненное им без нарушения служебных обязанностей, лихоимство — те же действия, но связанные с нарушением служебных обязанностей4.

Иванов А.М. придерживается мнения, что в целях осуществления эффективной уголовной политики, думается, надежнее учитывать и понимание коррупции «в широком смысле» слова, а именно - как деградацию личности, превращение сознание индивидуума или определенного социума из имеющего общественно полезные ориентации в сознание, страдающее общественно вредными ориентациями.5

При этом следует учитывать, что понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку феномен коррупционной преступности есть лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наиболее опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дает следующее понятие коррупции:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Сущность коррупции как социально-правового явления, на наш взгляд, двуедина. С одной стороны, она выражается в использовании лицом, осуществляющим те или иные государственные функции, своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой — в предоставлении лицу таких преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп).

Разделять, а тем более противопоставлять друг другу эти стороны коррупции бессмысленно; тем не менее традиционно считается, что в противоречивом единстве рассматриваемых сторон доминирует (в том числе с точки зрения большей общественной опасности) продажность лиц, осуществляющих государственные функции.

Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий или бездействия), выражающихся в не законном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

Формами проявления коррупции выступают специфические виды нарушения этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Примером этических нарушений может служить совершение государственным служащим действий, которые могут отрицательно повлиять на общественное мнение о состоянии законности на государственной службе, хотя они прямо и не запрещены (систематическое присутствие на банкетах, проводимых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, и т.п.)

Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и предусматривают юридическую ответственность. Выделяется три основных вида коррупционных правонарушений: 1) гражданско-правовые деликты; 2) административные проступки; 3) преступления.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся:

а) принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании супругами и родственниками этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами; б) принятие в дар и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных, обязанностей, — при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях превышает пять минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).

К административным коррупционным проступкам относятся:

а) собственно административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ (мелкое хищение государственного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 49); б) дисциплинарные проступки (вид административных правонарушений), выражающиеся в нарушении государственными и муниципальными служащими законодательства о государственной службе и (или) принятых в соответствии с ним иных нормативных актов (например, осуществление работником милиции предпринимательской деятельности вопреки ст. 20 Закона о милиции).

Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Вместе с тем авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления) может выступать как основным, так и обязательным дополнительным непосредственным объектом преступного посягательства либо факультативным его объектом. В этой связи коррупционные преступления могут быть разделены на три группы: 1) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия); 2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия); 3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить пять видов преступлений: 1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); 2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); 3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188); 4) провокация взятки (ст. 304); 5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

И наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. «б» ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175; ст. 176, 177, 193, 199, п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 или ч. 4 ст. 226; п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 229; ч. 3 ст. 256; ч. 2 ст. 258 УК РФ.

Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях, ответственность за которые предусмотрена в главе 23 УК РФ, не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда авторитету государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Итак, можно сформулировать следующее определение понятия коррупционной преступности.

Коррупционная преступность — это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности

    Реферат >> Государство и право
    ... накопление капитала. Третий признак – коррупция. Коррупцию можно определить как систему определенных ... 2007 г. Гуров А.И., Жигарев Е.С., Яковлев Е.И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными группами. М. 1992 ...
  2. Криминологическая характеристика экономической преступности (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... Криминологическая характеристика; 4 – Связь теневой экономики и экономической преступности; 5 – Специфика детерминации и причинности; 6 – Особенности предупреждения ... и налогового законодательства, коррупцию. Обращался к экономическим преступлениям ...
  3. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности

    Реферат >> Государство и право
    ... к криминальному профессионализму. Криминологическая характеристика профессиональной преступности Профессиональная ... преступность, ее характеристика и предупреждение Организованная преступность ... насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения» ...
  4. Меры предупреждения финансового характера

    Реферат >> Финансы
    ... ; – разглашение служебной информации; – коррупция и нелегальная деятельность; – злоупотребление служебными ... 2 (92). С. 28. Черепашкин А.С. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками милиции общественной ...
  5. Коррупция (4)

    Реферат >> Государство и право
    ... 3 Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции 9 1.1 Понятие и сущность коррупции 9 1.2 Причины и условия коррупции 23 Глава 2. Уголовно-правовая характеристика коррупции 41 ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0070259571075439