Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Доклад
Вырабатывая стратегию и тактику работы в условиях финансово-экономического кризиса, Правительство Республики Карелия руководствовалось тем, что госуда...полностью>>
Социология->Реферат
Начало экономических реформ в странах постсоветского пространства явилось точкой от­счета неблагоприятных демографических тенден­ций. С 1988 по 1992 г...полностью>>
Социология->Реферат
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник л...полностью>>
Социология->Практическая работа
Учение Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено «...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

1. Понятие организации и ее функции

2. Разделение труда — основа организационных отношений

3. Департментализация и ее виды в организации

3.1. Функциональная департментализация

3.2. Департментализация по продукту

3.3. Департментализация по потребителям

3.4. Департментализация по географическому положению

4. Типы власти и характер ее осуществления

4.1. Процесс делегирования власти

4.2. Централизация и децентрализация

5. Роль координации в организационном процессе

6. Список используемой литературы

Понятие организации и ее функции.

Термин организация применяется очень широко. В менеджменте этот термин используется, по крайней мере, в двух смыслах. В широ­ком смысле организация рассматривается как предприятие — функци­онально-целевая общность людей, с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контро­ля, формирующаяся на основе разделения труда, специализаций функций и иерархизированной системы взаимодействия между индивидами, груп­пами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества (Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент, социология организаций и управление. Воронеж, 1995.С. 41).

В узком смысле организация — это процесс определения наи­более существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации организационных ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей.

Организации создаются и существуют вследствие того, что за­данная цель не может быть достигнута единственным человеком или даже несколькими людьми, работающими независимо. Менеджеры занимаются организационной деятельностью, чтобы выполнить три вещи. Первое, процесс организации повышает эффективность и ка­чество работы. Только в процессе организации могут быть созданы условия для достижения синергии. Иными словами, группы людей, эффективно работающих вместе, могут сделать гораздо больше, чем если бы они трудились по одному.

Вторая причина потребности в процессе организации обуслов­лена необходимостью установления ответственности. Любые усилия людей более эффективны, когда они понимают свои специфические обязанности. Кроме того, важно, чтобы все служащие знали, перед кем они должны отчитываться, и кто будет поручать им работу и на­блюдать за исполнением. Полезно также, чтобы каждый работник был ознакомлен со всей структурой власти в организации. Взаимоотноше­ния различных органов власти должны быть ясны всем, начиная от рабочих, находящихся на нижней ступени организационной пира­миды, и кончая высшими руководителями.

И последняя причина, вызывающая необходимость процесса ор­ганизации, — это облегчение коммуникаций. Формальная коммуни­кация прямо следует за структурой власти в организации. Так, когда человек знает, кто его босс и какими подчиненными он руководит, то формальные линии связи устанавливаются в двух направлениях. Этот процесс охватывает всех, так что существует коммуникационная ли­ния, которая проходит сверху вниз через всю организацию, а также по горизонтали.

Результат организационных усилий фирмы может быть отражен на организационной схеме — простом начертании линий и боксов, ко­торые показывают, как фирма организована. Боксы представляют ви­ды деятельности фирмы и людей, которые их исполняют. Линии ука­зывают на связи между ними. Число горизонтальных рядов боксов указывают на то, сколько уровней управления имеет организация.

Организационная схема является как бы планом того, для чего предназначены формальные связи в определенном периоде времени (Рис. 14.1). Однако, организация динамична и действует каждый день. Поэтому могут быть некоторые отклонения от того, что было преду­смотрено в схеме.

Организационная схема отражает запланированные, формальные связи, необходимые для работы организации. Но выполнение работы зачастую требует незапланированных, нестандартных действий и ре­шений и полагается на неформальные связи среди членов организа­ции. Эти незапланированные связи и виды деятельности среди людей в организации, которые ускоряют ее работу, называются неформаль­ной организацией.

Неформальная организация может образоваться спонтанно, или она может стать результатом мудрой политики и осторожного мане­врирования среди некоторых членов организации. Организационная схема — это статический рисунок, состоящий из вертикальных и го­ризонтальных линий. Неформальная организация динамична и все возможные связи внутри нее очень трудно изобразить. В неформаль­ной организации нет менеджеров, но в ней есть лидеры. Она не име­ет иерархии власти, связи в ней — общественные. В ней нет формаль­ных правил, она управляется свободно, с помощью общественных норм.

Коммуникационная система неформальной организации называ­ется «виноградной гроздью». Такая аналогия очень хороша, так как ка­налы неформальных связей прокладывают свой путь вверх, вниз и че­рез формальную структуру организации.

Последователи выделяют четыре существенных момента органи­зационной функции:

1) разделение труда;

2) департментализацию;

3) распределение власти;

4) координацию.

2. Разделение труда — основа организационных отношений

Еще в древние времена люди поняли, что можно извлечь допол­нительные преимущества, разделяя свой труд. Одни люди были охот­никами, другие — собирателями, а третьи — изготовляли инструменты и оружие. Люди понимали, что их шансы выжить повышались, ког­да они поручали каждому члену группы специфическую обязанность в той сфере, которую он знал лучше всего.

Компании также должны осуществлять эффективное разделение труда для того, чтобы выжить в конкурентном окружении. Они долж­ны разделять работу организации на специфические задачи. Преимуще­ства специализации были проиллюстрированы в знаменитом исследо­вании Адама Смита, в котором он описал эффективность, достигнутую рабочими мануфактуры по производству булавок. Один рабочий тянул проволоку, другой — выпрямлял ее, третий — обрезал и так далее. Та­кая специализация позволила десяти работникам производить 48.000 бу­лавок ежедневно, тогда как один человек, выполняя все операции са­мостоятельно, мог производить только 20 булавок в день. Возможно, самыми выдающимися сторонниками специализации были теоретики научного управления, такие, как Фредерик У. Тейлор, и успешные про­мышленники, такие, как Генри Форд, которые анализировали даже про­стейшие повторяющиеся задания и пытались их разделить на основ­ные действия.

Логика аргументации в пользу специализации кажется простой. Когда общая задача организации разделена между ее членами таким образом, что каждый человек выполняет свою особую деятельность, то люди становятся экспертами в своей деятельности, что, в свою оче­редь, ведет к возрастанию эффективности и продуктивности органи­зации. Все нижеперечисленные факторы выражают преимущества специализации,

1. Могут быть использованы менее квалифицированные рабочие. Поскольку сложная задача разделена на более простые и мелкие ви­ды деятельности, рабочие, которые ими занимаются, не обязательно должны обладать высокой квалификацией. Кроме того, рабочие с не­высокой квалификацией оплачиваются ниже.

2. Отбор и обучение упрощаются. Поскольку мастерство, требуе­мое для особого вида деятельности, минимально, то проще найти людей, которые уже обладают уровнем мастерства. Обучение новых рабочих в этом случае требует меньше времени и не столь сложно.

3. Быстрее приобретается необходимый опыт. Поскольку задания при специализации повторяются, рабочий получает большую практи­ку и становится экспертом довольно быстро.

4. Возрастает эффективность. Рабочие не теряют времени, пере­мещаясь с одного вида деятельности на другой. Также есть возмож­ность более эффективно использовать рабочих в тех видах деятель­ности, где их мастерство выше.

5. В распоряжении имеется большее число работников. Больше по­тенциальных рабочих имеется вследствие того, что при специализа­ции возникает меньше сложных видов работ.

6. Повышается скорость выполнения работы. Каждый рабочий выполняет больший объем работ, поэтому задание выполняется бы­стрее.

7. Возможно одновременное выполнение операций. Поскольку од­ному рабочему не поручают более, чем одно задание, то нет необхо­димости задерживать второе задание до завершения первого.

8. Специализация увеличивает выбор. Имеется большее разно­образие для выбора заданий, поэтому рабочий может выбирать или ему поручат задание в соответствии с его желанием или квалифика­цией.

Специализация была основным принципом, которым руковод­ствовалась американская промышленность в последние 150 лет.

Один из способов, которым менеджеры пытаются определить уровень соответствия специализации, состоит в оценке деятельности в двух измерениях, глубина деятельности и размах деятельности.

Глубина деятельности — это уровень контроля, который рабочий осуществляет над своей деятельностью. Глубина связана со свободой планировать и организовывать свою работу, работать на своем собст­венном месте, перемещаться вокруг своего рабочего места и взаимо­действовать с другими. Там, где правила строгие, работа в основном осуществляется в соответствии с установившейся практикой и за ра­бочими тщательно наблюдают, но, с другой стороны, глубина деятель­ности небольшая.

Размах деятельности определяется протяженностью во времени цикла деятельности и числом включенных в него операций. Работа, которая содержит меньше повторений и больше операций, имеет бо­лее высокий размах. Работа портного, включающая снятие мерок, мо­делирование, раскрой ткани, шитье и примерку готовой одежды, ши­ре по своему размаху, чем работа оператора по шитью на машине, который сшивает швы на мужских костюмах. Время для сшивания швов на костюме намного короче, чем время, требуемое для созда­ния и шитья целого костюма. Кроме того, перед портным стоят гораз­до более разнообразные задачи, чем перед оператором по шитью.

Различные части деятельности могут меняться по своей глубине и размаху. Например, глубина деятельности более значительна, ког­да портной изобретает модель, а не когда он занимается раскроем тка­ни. Насколько деятельность специализирована, зависит от ее глуби­ны и размаха. Чем меньше глубина и меньше размах, тем более работа специализирована, или может быть специализирована.

Менеджеры, желающие применять принцип специализации в своем стремлении обеспечить лучшее разделение труда, могут ис­следовать размах и глубину деятельности, с которой они имеют дело, и использовать результаты такого исследования в качестве базиса для определения подходящего уровня специализации. Где деятельность глубока и масштабна, там, вероятно, имеется возможность для реор­ганизации работы с целью использования большей специализации.

Второй, более исчерпывающий путь, следуя которому менедже­ры могут оценить возможность для получения пользы от специали­зации, состоит в изучении характеристик рабочих заданий.

Характеристика заданий. Некоторые исследователи предприняли попытки описать характеристики заданий или принципы измерений различных видов деятельности, чтобы направлять менеджеров в процес­се определения содержания индивидуальных заданий. Они определили пять таких характеристик, разнообразие мастерства, определенность, су­щественность и самостоятельность заданий, а также обратная связь.

1. Разнообразие мастерства — это спектр талантов, требуемых для работы. Виды деятельности, требующие больше творчества и интел­лекта, содержат большее разнообразие мастерства.

2. Степень, в которой работа включает производство закончен­ной продукции, отражает определенность ее задания. Профессии, ко­торые включают осуществление всех аспектов деятельности, от нача­ла до конца, и производство материального продукта, имеют более высокую степень определенности заданий, чем виды деятельности, которые представляют малые части всеохватывающего стремления произвести продукцию или услуги.

3. Существенность задания определяется мерой воздействия дан­ного вида деятельности на других. Виды деятельности, которые вли­яют на благополучие, безопасность или выживаемость людей внутри или вне организации, характеризуются большей существенностью за­даний, чем виды деятельности, не имеющие такого воздействия.

4. Самостоятельность (или автономность), присущая деятельно­сти — это мера свободы, с которой человек планирует и организует работу, которую он должен выполнить. Чем больше ответственности принимает на себя человек за успех или провал работы, тем большей автономностью она характеризуется.

5. Обратная связь отражает меру получаемой человеком инфор­мации о действенности его работы. Чем более специфична оценка ис­полнения работы, тем больше обратная связь.

В табл. 14.2. приводятся эти пять характеристик заданий, а так­же даются примеры деятельности с высокими и низкими уровнями каждой характеристики.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

    Реферат >> Менеджмент
    ... РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1. Характеристика функционального разделения труда в процессе управления Разделение труда ... «разбалансировке» отношений между ... на основе разделения труда. Разделение труда - ...
  2. Организационные отношения и их типология

    Реферат >> Менеджмент
    ... производительности труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов. Организационные отношения — ... (по выполняемым функциям) разделение труда. Организации составляют основу мира менеджеров. Обычно рассматриваются ...
  3. Основы управления предприятием (2)

    Конспект >> Менеджмент
    ... работников (оптимизация отношений). Из приведенного выше перечня решений, составляющих основу механизма управления ... и среднего звеньев. Описанный выше принцип разделения труда в организационной деятельности между руководителями разных уровней ...
  4. Понятие и значение разделения труда на производстве

    Реферат >> Экономика
    ... ; од­нородностью работ; сложностью работ. Процесс разделения труда составляет основу организационных, отношений. Еще в древние времена люди ... разделяли свой труд: одни были охотниками, другие ...
  5. Общественное разделение труда — источник социально-экономического развития

    Реферат >> Экономика
    ... основу специализации положено обособление определенных производственных процессов и их стадий. Кооперация — это отношения ... 2. Разделение труда и организация управления Общественное разделение труда непосредственно связано с организационно-управленческой ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015230178833008