Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Контрольная работа
Один из центральных разделов философии, изучающих проблемы бытия называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становлен...полностью>>
Философия->Контрольная работа
5.Иные подходы к историческому процессу.1.В своих взглядах на историю философы разделились на две группы : те, кто рассматривает историю как хаотичный...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Диалектика («спор, дискуссия») – это такое видение мира, где предметы и явления находятся во взаимообусловленности, взаимосвязи. Она представляет совр...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Это была эпоха первых крупных буржуазных революций, период становления буржуазных отношений в европейских странах, колоссальных перемен в социальной ж...полностью>>

Главная > Конспект >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:
  1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

  2. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

  3. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И

  4. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  5. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

  6. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

  7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

  8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.

  9. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ И ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ

  10. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика

  11. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения

  12. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ЭПОХУ

  13. НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ

  14. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

  15. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  16. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

  17. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  18. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА И ЕЕ НАПРАВЛЕНИЯ

  19. Гуманистические тенденции в развитии

  20. социально-философской мысли Беларуси

  21. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ.

  22. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

  23. ВИДЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ
  24. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ

  25. ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ РЕАЛЬНОГО МИРА:

  26. ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ

  27. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ.

  28. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

  29. СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.

  30. СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ

  31. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

  32. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

  33. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

  34. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

  35. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА

  36. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

  37. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ.

  38. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

  39. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.

  40. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  41. СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ЗАКОНОМЕРНОЕ, СЛУЧАЙНОЕ И СТИХИЙНОЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

  42. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА

  43. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

  44. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

  45. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

  46. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ.

  47. ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

  48. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение является интегральным образованием. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

  1. устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире,

  2. оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов,

  3. целеполагающая идея, определяющая программу деятельности.

Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех «царств»: действительности, ценности и смысла.

В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием «миропонимание». Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена в понятиях «мировосприятие» и «мироощущение».

Философия является одной из форм мировоззрения, составляющей его теоретический уровень. Ей предшествовали дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.

Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Миф выполнял разнообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения.

Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной оценки. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.

Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия – это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры он претендовала на выработку универсального знания и универсальных принципов духовно-нравственной жизни.

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности являлся субстанциализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанциализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.

Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?

Во-первых, это означает, что человек в своем отношении к миру и самому себе не склонен полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. В этом коренится отличие философии от религии и мифологии, которые основаны на силе традиции и непререкаемости авторитета (Писания, жреца и т.п.). Философия всегда персональна, отражает мышление Автора.

Во-вторых, основанием философии является знание, а не вера. Философия является формой критического отношения к миру, она не довольствуется лишь констатацией существующего, она нацелена на выяснения первопричин, сущностных оснований мира. Философия – форма рационально-теоретического знания. Данная черта роднит философское и научное знание, но между ними существует и различие.

В этом - третья особенность философии. Если научное знание безразлично к проблемам смысла человеческой жизни, его предназначению и ценностным ориентациям, то философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом. Философия – это знание о месте и роли человека в мире.

Таким образом, философия – это форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания.

В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, фил.антропология и социальная философия.

Онтология – это философское учение о бытии. В него входят такие вопросы как - что есть Универсум, в чем различие и взаимосвязь объективной и субъективной реальности, на каких структурных принципах основано мироздание, что такое материя, пространство, время, движение, существует ли их социокультурная специфика и в чем она проявляется, каковы различные стратегии взаимодействия человека и природы.

Гносеология – это философская теория познания, исследующая проблему познаваемости мира, структуру и закономерности познавательного процесса, многообразие форм познавательных отношений (религиозное, художественное, научное, философское, обыденное и т.п.), статус и перспективы науки в современном мире, понимание истины, правды, лжи, их критериев.

Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия сознания, сущности человека и многообразие его бытия в культуре, соотношение биологического и социального, понимание человека как единства личности, индивида и индивидуальности, значимости для человека таких экзистенциальных форм его бытия как любовь, страх, ненависть, одиночество, абсурд и др.

Социальная философия ориентирована на понимание человека как общественного существа. В центре ее внимания – исследование общества как целостной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития. Актуальными проблемами социальной философии являются проблемы соотношения политики и власти, общества и государства, пути и механизмы формирования гражданского общества.

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Понятие «культура» многозначно. Это объясняется тем, что культура изучается многими науками – историей, этнографией, археологией, культурологией и др. Современные определения культуры насчитывают несколько сотен. Термин «культура» в переводе с латинского означает обработку земли, т.е. культивирование.

Специфика философского подхода к исследованию культуры состоит в рассмотрении ее как формы проявления сущностной характеристики человека – его способности к преобразовательной деятельности. Вне человеческой деятельности культура не существует и существовать не может. Именно созидательная культурная деятельность является основанием для выделения двух видов природного бытия – «первой природы» как совокупности естественно-природных закономерностей и «второй природы» как искусственной природной среды, т.е. среды, созданной посредством человеческой деятельности. В основе культуры лежит способность человека к творчеству, именно посредством культуры осуществляется прогресс истории.

Конкретизацией деятельностного подхода являются символический, аксиологический и социологический подходы к культуре. В рамках символического подхода культура рассматривается как особый внебиологический механизм передачи социального опыта посредством закрепления знания в особых знаковых структурах. Последние понимаются предельно широко: в качестве знака может выступать как определенный артефакт (предмет искусственного, т.е. культурного происхождения), так и любые способы обозначения национальных культур (национальный костюм, национальные обычаи и обряды) или культура в целом как специфическое социальное образование. Аксиологический подход рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, сложную систему идеалов и смыслов, принципиально важную для человека конкретной эпохи. В данном контексте культура выступает как основание межличностной коммуникации, осуществляемой человеком в конкретной социокультурной среде. Социологический подход рассматривает культуру как социальный институт, способ функционирования человека в рамках конкретной общественной системы. В данном контексте культура рассматривается с точки зрения ее места в различных подсистемах общества (материальная культура, духовная культура, политическая культура и т.п.), личностный аспект при этом игнорируется.

Подытоживая данные точки зрения, можно придти к выводу, что культура – это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, хранения и трансляции, характеризующая человека с точки зрения его креативно-преобразовательных способностей.

Для более глубокого понимания сущности культуры в философии существует различие между понятиями «культура» и «цивилизация». Данный подход был предложен в трудах О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Данилевского, исследовательские позиции которых во многом сходны. Эти философы рассматривают культуру как уникальное конкретно-историческое образование, имеющее в своей основе духовно-религиозный фактор. Критерии сравнения («прогресс»-«регресс») к культурам неприменимы, каждая из них уникальна и самобытна. Каждая культура развивается и в своем развитии проходит стадии, аналогичные фазам живого организма: рождение, юность, зрелость, старость и смерть. Цивилизация – это предсмертная фаза в жизни культуры. Отличительные признаки цивилизации: города-гиганты, забвение истинной религии и возникновение вместо нее атеизма или сектанства, преобладание вещно-материальных ценностей над духовными. Очевидно, что в определенной мере Шпенглер был прав: данные тенденции действительно имеют место в современном мире, не случайно еще в 19 веке он назвал свой труд «Закат Европы».

В современной философии понятие «цивилизация» имеет более выраженный инструментально-технологический характер, обозначая степень и меру вмешательства человека в динамику биосферных и социальных процессов. Цивилизация характеризует степень «окультуривания» жизненного пространства человека. Понятие «культура» в большей мере ориентирована на духовно-нравствнный потенциал человека, потенциал его человечности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия человека (3)

    Реферат >> Философия
    ... в конце всего курса? История философии свидетельствует, что философия с начала своего ... Литература 1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебн. пос. для студ ... СОНАТ, 2003. – С. 258-289. 10. Философия. : Курс лекций. – М.:ТЕИС, 2001. – С. 247-256 ...
  2. Философия Нового времени (24)

    Контрольная работа >> Философия
    ... философия 17 в. М.,1984. Радугин А.А. Философия. Курс лекций М., 2009. Рассел Б. История западной философии. М.,1971. Соколов В.В. Европейская философия ...
  3. Философия Средних веков (1)

    Реферат >> Философия
    ... Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). - М.,1997. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство "Гардарики" 1999 г. Философия ... - М.,1996 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. 1 Антология мировой философии: В 4 т. ...
  4. Курс лекций по общему языкознанию

    Лекция >> Иностранный язык
    ... филологических наук, профессор Иванова Л. П. Курс лекций по общему языкознанию. Научное пособие ... Лекция № 1 Введение 3 Лекция № 2 Начальные этапы истории языкознания 9 Лекция № 3 Возникновение сравнительно-исторического языкознания 29 Лекция № 4 Философия ...
  5. Курс лекций по Политологии (4)

    Лекция >> Политология
    ... А. Основы политологии: Курс лекций для студентов всех ... Учебники: Гончаров Е. А. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ – Красноярск: СибГТУ. – 2003 ... курс делится на 4 части по 4 лекции + 4 семинара в каждой. А. Основы политической философии Политическая философия ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019650459289551