Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
За время своего существования человек проходит различные возрастные этапы Для каждого этапа характерна своя норма психологического состояния организма...полностью>>
Психология->Научная работа
Соответствующая диагностика проводится ежегодно в период после проведения студентами преддипломной практики на 4 курсе и перед проведением летней прак...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т к число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается По данным разны...полностью>>
Психология->Реферат
Профилактику правонарушений среди школьников практический психолог школы начинает с приспособления первоклассников к школьной жизни и выявления детей ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. 2. Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Выявление самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее особенностей осуществлялось с помощью методики изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур и методики «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте.

Всего было обследовано 33 старших дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет, посещавших муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 127 «Огонек», из подготовительной к школе группы.

Вначале нами осуществлялось исследование особенностей структурных компонентов самооценки, уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные данные подверглись статистической обработке с использованием компьютерной программы STATISTICA 6.0.

Первоначально дети старшего дошкольного возраста были обследованы при помощи методики «Лесенка» В.Г. Щур, с помощью оценивания детьми своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества.

Данные представлены в виде порядковой переменой, поэтому мы можем не проверять нормальность распределения и использовать коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена (приложение 1).

Для окончательных выводов использовались результаты при уровне значимости не превышающем 0,1, то есть p < 0,1.

После обработки данных по методике «Лесенка» Щур В.Г. с помощью коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена была представлена таблица 2 (приложение 2). В данной таблице выявлялась более сильная взаимосвязь между переменными. Обнаружилось, что у детей по некоторым критериям наблюдается зависимость между личной оценкой ребенком себя и тем, как он считает, оценят его взрослые (родители) и дети (сверстники).

То есть ребенок предполагает, что его личная оценка самого себя, возможно, не является бесспорной, и он может быть оценен другими, окружающими его людьми лучше или, наоборот хуже.

Нами было выяснено, что зависимыми критериями для детей старшего дошкольного возраста в данной выборке являются все перечисленные выше личностные качества: доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества; старание. В предоставленной группе детей наибольшая зависимость была выявлена между самим ребенком и взрослыми (родителями), наименьшая – между ребенком и сверстниками.

Так, в таких качествах как здоровье, сила и смелость проявлялась зависимость личных оценок детей от того, как они думали их, оценят сверстники. Видимо, в данной группе детей среди сверстников наибольшую значимость имеют именно эти личностные качества.

Однако большая взаимосвязь проявляется между оценкой ребенка и предполагаемой оценкой взрослого, и именно родителя. Такая взаимосвязь наблюдается между всеми личностными качествами ребенка.

В большинстве объяснений своего выбора дети часто подчеркивали роль взрослого в их жизни (приложение 3). То есть, наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители, а осознаваемые ребенком суждения взрослых, закрепляются в его сознании и становятся его собственными знаниями о себе. Поэтому так часто в своих оценках дети опираются на суждения родителей.

Для обработки конечных результатов мы применили непараметрический T – критерий Вилкоксона и сделали сравнение зависимых переменных (приложение 4, таблица 12). Обратимся к анализу результатов (см. рис. 1).

На основании показаний нижней и верхней квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по переменной «хороший» принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени, что соответствует высокому и очень высокому уровням самооценки. По переменой «красота» большинство детей старшего дошкольного возраста поставили себя на первую ступень (большее 90%). Наибольшее распределение выборки по переменным «хороший – красота» находиться на первой ступени.

Рис. 1. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г по переменным «хороший – красота».

Итак, нами было выяснено, что в данной выборке испытуемых у детей старшего дошкольного возраста значимыми критериями для них являются красота и хороший.

На основании таблицы 13 (приложение 4) построим график для переменных: ум, красота и старание (рис. 2).

На рис. 2 мы видим, что наибольшее распределение выборки по переменным «ум, красота, старание» сосредоточено на первом значении (на первой ступени). Это показывает, что большинство детей предпочитали ставить себя на первую ступеньку, что может указывать на их высокую оценку самих себя.

Рис. 2. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г по переменным «ум, красота, старание».

Больше 75% детей старшего дошкольного возраста распределяли себя на первую и вторую ступени лесенки. Мы можем предположить, что для данной выборки испытуемых значимыми качествами для самооценки являются умственные качества, внешность и старание.

На основании таблицы 14 (приложение 4) построим график для переменных: здоровье, красота, доброта, старание (рис. 3).

На рис. 3 мы видим, что переменная «здоровье» зрительно отличается от остальных переменных (красота, доброта, старание).

Рис. 3. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г по переменным «ум, красота, старание».

На основании показаний нижней и верхней квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по переменной «здоровье» принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени, что соответствует высокому и очень высокому уровням самооценки. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по переменной «здоровье» ниже, поставив себя с третьей по пятую ступень.

Это может указывать на сильную самокритичность к себе, в том числе и под влиянием мнений значимого окружения для ребенка старшего дошкольного возраста (приложение 3).

Наибольшее распределение выборки по переменной «здоровье» сконцентрировано на второй ступени.

На основании таблицы 15 (приложение 4) построим график для всех переменных: хороший, ум, здоровье, красота, доброта, счастье, сила, смелость, старание (рис. 4).

На рисунке 4 видна зависимость между переменной «красота» и переменными «хороший, ум, здоровье, доброта, счастье, сила, смелость, старание.

По критерию «доброта» 100% испытуемых старшего дошкольного возраста проставили себя на первую и вторую ступень, что может указывать на высокий уровень самооценки по данному показателю.

По переменным «сила» и «смелость» на основании показаний квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по двум переменным принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по данным переменным ниже, поставив себя с третьей по пятую ступень – переменная «сила» и с третью по шестую ступень – по переменной «смелость». По высказываниям детей в данной выборке (прлиожение3) можно предположить, что сила и смелость имеют высокую значимость для ребят. О развитости своей силы и смелости они судят чаще всего по результатам своих действий «…занимаюсь борьбой, всегда выигрываю…» / «…не побеждаю, когда дерусь, сил нет...».

Для определения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраст нами была использована методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Используемая методика носит проективный характер изучения личности детей старшего дошкольного возраста, основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста (приложение 5).

Рис. 4. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г. по переменным «хороший, ум, здоровье, красота, доброта, счастье, сила, смелость, старание».

Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 0 и ниже и до 2 баллов – низкий уровень, заниженная самооценка, при отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов – средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 6 и выше балов – очень высокий уровень, завышенная самооценка [13, с. 64; 14, с. 217 – 218].

С помощью предоставленных баллов было выявлено количественное соотношение уровней самооценки в данной выборки у детей старшего дошкольного возраста (приложение 5, таблица 16).

На основании анализа результатов, были получены следующие данные: 55% (18) детей имеют заниженную самооценку, 30% (10) детей – адекватную самооценку, 15% (5) – завышенную самооценку (приложение 5, таблица 16).

Важно отметить, что при проведении методики «Лесенка» в большинстве дети проставляли себя на первую и вторую ступени, в меньшем количестве на последующие ступени. А при проведении методики «Нарисуй человека» были получены результаты, немного отличающиеся от первой методики.

Такое различие можно объяснить тем, что в данной выборке у детей старшего дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети довольно часто в заданиях отмечали более высокие ступени, чем это следовало из их ответов. Это может объясняться низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя не совершенным.

Для определения особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста был использован метод наблюдения. Наблюдение проводилось за игрой в избранной нами выборке детей.

Наблюдение за детской игрой в старшем дошкольном возрасте нами было выбрано не случайно, так как «игра – сюжетное и ролевое воплощение «перспективного» Я-образа ребенка, поэтому можно сказать, что в игре проявляется его самооценка» [40, с. 220]. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста изучались в процессе игры.

Особенности проявлений самооценки старшего дошкольника нами изучалось на основе наблюдений за выбором детьми игровых ролей, за соблюдением правил в игровой ситуации, реакцией детей на невыполнение правил.

На основе результатов наблюдения была составлена таблица 17 (приложение 6), в которой необходимые признаки, имеющиеся в наличие, были обозначены – 1, отсутствующие – 0.

Дальнейшая работа строилась по критерию хи-квадрат Пирсона. Нами были сопоставлены значения каждой переменой между уровнями самооценки: заниженным, адекватным и высоким уровнями. В результате сравнения выявлялась статистическая значимость (приложение 6, таблица 18, 19, 20). Обнаружилось, что уровень статистической значимости по всей выборки колебался в диапазоне р от 0,0045 до 1,000, что показывает на наличие различий по некоторым критериям.

Нами рассматривалась зависимость между переменными по заниженному, адекватному и высокому уровням самооценки. Анализ переменных происходил по трем подгруппам: заниженный и адекватный уровень самооценки; заниженный и высокий уровень самооценки; адекватный и высокий уровень самооценки (приложение 6, таблица 18, 19, 20). Рассмотрим зависимости между переменными с помощью графика. Нами строились графики для переменных, имеющих различия в выборке испытуемых. Построим график для переменной – «инициатор игры» для адекватного и высокого уровней самооценки (рис. 5).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология
    ... самосознание ребенка, формируется его самооценка. Известно, что в ... включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и ... . 1.2 Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста На протяжении дошкольного детства ребенок ...
  2. Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении. Особенности детей с ... ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. Бернс ...
  3. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... Тревожность. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста…………………….. Самооценка. Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………… Влияние тревожности на ...
  4. Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности проявления страха у детей ... концу старшего дошкольного возраста дети в этих ... низкую самооценку, недоверчивость ...
  5. Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... анализу. 2.2 Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста Первоначально дети старшего дошкольного возраста были обследованы при помощи методики ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017399787902832