Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экология->Реферат
Користувачі об’єктами тваринного світу, крім загальних прав і обов’язків, властивих усім природокористувачам, мають певні права і обов’язки, обумовлен...полностью>>
Экология->Реферат
Известно, что осень 2008 года была полна потерь, разочарований, падений и крахов Все знают это время, как начало всемирного экономического кризиса Пос...полностью>>
Экология->Реферат
Суб’єктами цього права є громадяни України, іноземці, особи без громадянства, які перебувають на території України, а об’єктом — навколишнє природне с...полностью>>
Экология->Реферат
Земельный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком То есть собственник одного земельного участка может ограниченно пользова...полностью>>

Главная > Конспект >Экология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

11.4. Экологическое искусство

   Генезис любого искусства в значительной мере, как отмечал Аристотель, обусловливается стремлением человека к подражанию природе и гармонизации таким образом своих взаимоотношений с ней. Это очевидно для самых древних наскальных изображений, которые Поршнев интерпретировал всеобщей способностью первобытного человека к имитации окружающей среды с целью достижения необходимых результатов. Значит, и искусство изначально экологично.
   Искусство способно помочь решению экологической проблемы в нескольких направлениях. Во-первых, оно связано с гармонией, которую и следует восстановить в отношениях между человеком и природой. Произведение искусства действует на нас своей красотой, а красота, по определению Альберти, есть строгая соразмерная гармония всех частей.
   Душа художника, считали романтики, должна быть гармонично настроена, чтобы отобразить гармонию природы. Также человек должен быть внутренне гармоничен, чтобы гармонично взаимодействовать с природой. Искусство создает прообраз той гармонии, которая должна утверждаться в отношениях человека с природой.
   Некогда понятие гармонии играло важнейшую роль и в практической, и в познавательной сферах различных культур. По словам архитектора И. Жолтовского, тема гармонии – единственная, которой жива человеческая культура. На примере античного мира это прекрасно показал А. Ф. Лосев в многотомной «Истории античной эстетики».
   Собственно, сама эстетика как особая дисциплина сформировалась тогда, когда прекрасное ушло из наиболее важных практических и познавательных отраслей культуры, и ему пришлось отводить особый, совсем не красный угол. А ушло оно потому, что при внутренней противоречивости человека и его отчуждении от природы трудно стало воспринимать красоту. К. Маркс писал, что торговец минералами «видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала», и только гармонически настроенная душа, по словам Шеллинга, по-настоящему способна к восприятию искусства (добавим, и красоты вообще).
   Последствия разделения практики и эстетики ощущаются до сих пор в требованиях специалистов, занимающихся конкретными областями преобразования природы, не вмешиваться в их дела, скажем, писателям, т. е. людям, работающим в наиболее эстетически значимых отраслях культуры. Подобные требования, исторически вполне объяснимые, не правомерны в своей основе, поскольку эстетические, как и этические, соображения не нечто постороннее по отношению к практическим и познавательным целям, а, напротив, их существеннейший момент.
   Говоря об эстетическом, мы вспоминаем прежде всего произведения искусства, хотя красота присутствует и в самой природе, и в человеке как природном существе. Прекрасное в произведениях искусства часто является отражением красоты природы и человека («отблеском» красоты как первофеномена, по Гете), оставаясь вместе с тем творением качественно нового мира, внутренняя гармоничность которого соответствует гармонической направленности души художника. Шеллинг различал органическое произведение природы как представляющее собой первозданную нерасчлененную гармонию и произведение искусства – гармонию, воссозданную художником после ее расчленения. Художник воссоздает мир как художественное произведение.
   Искусство по самой сути своей является средством гармонизации психофизиологических процессов человеческой жизни, компенсаторным способом уравновешивания человека с окружающим миром. Все это присутствует уже в наскальных рисунках древних.
   Можно ли в таком случае утверждать, что искусство, как и наука и техника, должно на современном этапе взаимоотношений человека и природы перестроиться в плане экологизации? Что это может означать? Появление нового экологического жанра или изменение содержания традиционных жанров? И то и другое.
   В современной художественной литературе, как отметил С. П. Залыгин, говоря о «Царь-рыбе» В. П. Астафьева, природа начинает выступать в роли действующего, активного начала. Природа в сказке – активное действующее лицо сюжета, а не просто место действия и окружающая среда; она помогает герою, сочувствует ему, сопереживает вместе с ним или, наоборот, активно противодействует. То же появляется вновь в современных произведениях.
   Конечно, для успешного разрешения противоречия между человеком и природой недостаточно того, чтобы экологизации подверглась сфера художественной литературы и искусства. Экологичность может и должна быть присуща культуре в целом. Особенно важна экологизация архитектуры, поскольку последняя изначально является одним из способов предметно-пространственной организации внешней для человека среды, его дома в широком смысле слова. Архитектура – одна из основных форм творения очеловеченной природы, и этим определяется ее значение для гармонизации взаимоотношений человека со средой его обитания. По буквальному смыслу слова (первосозидание) архитектура призвана осуществлять синтез различных видов искусств, связывать воедино искусство, науку, технику и утилитарную функцию и, утверждая целостность культуры, способствовать формированию целостной личности в ее целостном отношении к окружающему миру. Архитектура – прообраз гармонии человека с миром именно благодаря гармонии в ней различных отраслей культуры.
   В различные эпохи архитектура по-разному выполняла свою синтезирующую задачу. Было время, когда «строили в единении с природой, не чертили предварительно планы на пергаменте или бумаге, а делали чертеж прямо на земле и потом уже вносили поправки и уточнения при самом строительстве, присматриваясь к окружающему пейзажу» (Д. С. Лихачев. Заметки о русском. М., 1981, с. 13).
   Архитектура выражает душу культуры (или ее бездушие) в камне. Это ее зримый символ. Мы судим о прошедших эпохах по тому, что от них остается. Стремиться ли к тому, чтобы образ нашей жизни, выраженный в архитектуре, воспринимался потомками как серая, однообразная прямолинейность заземленной утилитарности, слегка подкрашенной парадной монументальностью официальных зданий? Грядущая архитектура призвана отразить все многообразие внутреннего мира личности в ее гармоничном взаимодействии с природой, культурой и другими людьми, т. е. она должна стать в полном смысле слова гармоничной и экологичной.
   Проникновение тенденции экологизации в искусство и архитектуру, которые отражают и в определенной мере творят систему взаимоотношений человека и природы, создает предпосылки для сближения эстетики и экологии, но не решает в целом проблемы гармонизации взаимоотношения человека и природы. Требуется, чтобы эстетические моменты стали значимыми для всей системы экологических взаимоотношений. Гармония – категория эстетическая, и как «нет ничего прекрасного без гармонии» (Платон), так и нет гармонии без прекрасного. Вот почему гармонизация означает внедрение в отношения человека и природы эстетического начала, прежде всего в технику, которая составляет сейчас существенную компоненту экологических отношений.
   Принципиальных различий между искусством и другими формами человеческой деятельности, очевидно, нет. Аналогично тому, как различные виды искусства отражают и творят жизнь, процесс творчества в сфере формирования человеком материи состоит в изучении объекта, выработке идеального плана преобразования и воплощении его в жизнь. Поэтому для древних греков, скажем, положительный ответ на вопрос, имеет ли эстетическую значимость деятельность, связанная с созданием предметно-материального окружения человека, был столь же очевиден, как и ответ на вопрос об эстетической значимости самого мира. Не случайно по-гречески «ремесло» и «искусство» неразличимы даже терминологически. Отсутствовало в античности и принципиальное разделение искусства и природы.
   Лишь в Новое время в западной культуре произошло разделение вещи и прекрасного (благодаря чему появились термин и наука эстетика), что означало разрыв между бытием и красотой. Причем творение красоты становилось уделом отдельных достаточно замкнутых отраслей духовной культуры, а бытие само по себе рассматривалось как эстетически нейтральное. Данное обстоятельство представляется одним из лежащих в основе современных экологических трудностей, и его преодоление имеет важное значение.
   Чтобы гармонизировать отношения между человеком и природой, техника может и должна стать эстетичной. Гармония есть добро и красота, и коль скоро между человеком и природой находится техника, последняя должна быть добром и красотой.
   Учет эстетических моментов важен для целостности самого человека и целостности его отношения к природе. Красота, впрочем, имеет также и онтологический смысл сама по себе, поскольку она связана с полнотой и разнообразием мира, что необходимо для его устойчивости. Это так же верно, как и то, что гармония создается разнообразием. Гете так выразил онтологичность и вместе с тем гносеологическое значение прекрасного: «Прекрасное – манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми» (И. В. Гете. Максимы и рефлексии. Собр. соч: В 10 т. Т. 10. М., 1979, с. 427).
   Эстетическое прозрение открывает в реальности новые возможности, которые оно актуализирует, придавая им конкретные формы. Прекрасное – это и свободное творение художника, и атрибут объективного мира. Присутствуя в этих двух сферах, оно, несомненно, возможно и в сфере отношений между человеком и природой.
   Творя прекрасное, художник творит устойчивое, т. е. гармоничное. В этом экологическое значение искусства как модели преобразования природы. Понять, что красота представляет собой существенный аспект преобразования природы и что она является одной из сторон разнообразия – главное в эстетических моментах экологической проблемы.
   Искусство в целом можно рассматривать как творение нового живого целостного мира (человеческого и человечного). Тогда искусство в ныне превалирующем узком смысле предстает как творение идеального мира, а искусство в широком смысле – как творение не только духовной, но и материальной действительности. Эту роль может и экологически должна взять на себя техника, становящаяся искусством. При этом не столь важно, что в искусстве, как оно сейчас понимается, объективная реальность возводится в идеальное, а в искусстве в широком смысле идеальное материализуется. В процессе синтеза науки, техники и искусства ученый становится одновременно конструктором и художником, так сказать, режиссером действительности.
   Такая постановка проблемы не нова, и мы можем вспомнить из недавней истории интересные попытки развития прикладного искусства, например в мастерских Абрамцева. Одной из целей, которую преследовал основатель мастерских С. И. Мамонтов, – добиться, чтобы обычные бытовые предметы, окружающие человека, были красивы и посредством их человек приобщался к прекрасному.
   Дизайн, художественное конструирование и сейчас демонстрируют примеры расширения границ эстетического. Хотелось бы подчеркнуть, что художественность должна быть не только во внешней форме, но и внутри вещи. Техническая эстетика часто подчеркивает преимущественно субъективную сторону потребности в прекрасном, а именно то, что приятнее иметь дело с красивыми предметами, хотя через субъективное имеется переход к вещам объективным – работа в более красивой обстановке, поскольку таковая соответствует целостной природе человека, способствует, как показали эксперименты, повышению эффективности труда. Хочется подчеркнуть объективную сторону эстетизации техники, заключающуюся в том, что техника, чтобы стать средством гармонизации отношений человека и природы, должна вернуть себе свое исконное значение искусства, а производство (не только материальное, но и самого человека) – значение поэмы. При этом красота не присовокупляется к уже созданной технике, а создается вместе с ней, является ее изначальным, а не привходящим моментом, ее атрибутом, определяя ее вид и цели. Другими словами, требуется не внешнее украшение техники, а ее внутренняя красота.
   В истории взаимоотношений человека и природы реально сохраняются линии гармоничного (а стало быть, имеющие результатом прекрасное) взаимодействия. Д. С. Лихачев заметил, что русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту родной природы, «эстетику параллельных линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях» (Д. С. Лихачев. Заметки о русском... с. 22–23). Речь идет о красоте взаимоотношений между человеком и природой. Ее должны воплощать в жизнь наука, техника и искусство будущего, созидаемые человеком, ответственным за гармонию истины, добра и красоты.
   Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение. Н. К. Рерих прибавил одно слово: «Осознание красоты спасет мир». Если попытаться дать экологическую интерпретацию максимы Достоевского, то можно сказать: творение красоты спасет мир. Творение не только в идеальном смысле создания собственно произведений искусства, а материальное творение мира «по законам красоты». И спасет оно мир в силу своих онтологических потенций, а также потому, что творение красоты неразрывно связано с истиной, добром, любовью к человеку и миру, становлением целостной личности и утверждением гармонии человека и природы.
   Наконец, еще одно экологически позитивное назначение искусства заключается в том, что главной познавательной целью искусства является создание возможных жизненных ситуаций. В этом смысле произведения искусства исследуют как бы идеальные модели, которые помогают в выборе наиболее оптимальных стратегий взаимодействия человека и природы.
   Экологизация различных типов и отраслей культуры ведет к созданию экологической культуры, которая является основой экологического движения и оазисов экологического общества.

Словарь терминов

   Абиотическая среда (от греч. а и bioticos – живой) – совокупность неорганических условий обитания организмов.
   Автотрофы (от греч. autos – сам, trophe – питание) – организмы, способные питаться неорганическими соединениями.
   Адаптация (от лат. adapto – прилаживаю) – приспособление строения и функций организма к условиям существования.
   Аменсализм – форма взаимодействия, при которой одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния.
   Антропогенный – вызванный человеческой деятельностью, связанный с деятельностью человека.
   Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек, kentron – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель мироздания.
   Ареал (от лат. area – площадь) – область распространения данного таксона (вид, род, семейство) в природе.
   Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие отдельных организмов и видов со средой обитания.
   Биогеохимические циклы – круговороты веществ; обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер.
   Биогеоценоз – экологическая система, которая включает сообщество разных видов в определенных геологических условиях.
   Биологическое разнообразие – количество живых организмов, видов и экосистем.
   Биомасса – суммарная масса особей вида, группы видов, отнесенная к площади или объему местообитания.
   Биосфера (от греч. bios – жизнь, sphire – шар) – оболочка Земли, в которой живое взаимодействует с неживым.
   Биотоп – пространство, которое занимает биоценоз.
   Биоценоз (от греч. bios – жизнь, koinos – общий) – совокупность популяций, приспособленных к совместному обитанию на данной территории.
   Вид – естественная биологическая единица, всех членов которой связывает участие в общем генофонде.
   Гербициды – химические вещества, используемые для борьбы с растениями – вредителями сельского хозяйства.
   Гетеротрофы (от греч. heteros – иной, trophe – питание) – организмы, питающиеся растениями и животными.
   Глобальный (от лат. globus – шар) – охватывающий всю Землю.
   Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности.
   Деградация (от фр. degradation – ступень) – ухудшение состояния, утрата качеств.
   Демография (от греч. demos – народ, grapho – пишу) – наука о народонаселении.
   Дефолианты – химические вещества, вызывающие опадение листьев растений.
   Дивергенция – усиление различий между близкородственными видами.
   Живое вещество – совокупность всех существующих в данный момент организмов.
   Загрязняющие вещества – поступающие в среду обитания вещества, которые приводят к нарушению функционирования экосистем.
   Заказник – охраняемая территория, в которой выполнение функции охраны природы сочетается с ограниченной хозяйственной деятельностью.
   Заповедник (от «повеление») – охраняемая территория, в которой запрещена хозяйственная деятельность.
   Индустриальное общество (от лат. industria – деятельность) – стадия развития общества, одной из основных характеристик которой является промышленное, товарное, машинное производство.
   Инсектициды – химические вещества, используемые для борьбы с вредными насекомыми.
   Информация – мера неоднородности распределения материи.
   Кислотные дожди – дожди, содержащие окислы азота и двуокись серы.
   Комменсализм – форма взаимодействия, при которой пользу получает одна из двух взаимодействующих популяций.
   Конвергенция – уменьшение различий между видами под влиянием эволюционного процесса.
   Консументы – (от лат. consumo – потребляю) – гетеротрофные организмы, главным образом животные, которые поедают продуцентов.
   Кооперация – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе взаимодействующие популяции.
   Коэволюция – совместная эволюция двух или нескольких видов жизни.
   Красная Книга – свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
   Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – затруднительное положение.
   Культура (от лат. cultura – возделывание) – совокупность всего специфически человеческого, что создается им как видом Homo sapiens.
   Ландшафт – основная категория территориального деления географической оболочки Земли.
   Лимитирующий фактор – фактор, ограничивающий существование организма.
   Локальный (от лат. localis – местный) – относящийся к небольшой территории.
   Мелиорация – улучшение естественных земель.
   Местообитание – участок, занятый частью популяции и обладающий всеми необходимыми для ее существования условиями.
   Метаболизм – обмен веществ организма с окружающей средой. Моделирование – метод исследования, при котором изучается не сам объект исследования, а другой предмет (модель), находящийся с ним в определенном соотношении.
   Мониторинг (от англ. monitor – предостерегающий) – система наблюдений, на основе которой дается оценка состояния биосферы и ее отдельных элементов.
   Мутация (от лат. mutatio – изменение) – изменение в генетическом коде, передающееся по наследству.
   Мутуализм – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе популяции, причем они полностью зависят друг от друга.
   Неолит (от греч. neos – новый, litos – камень) – новый каменный век (10-6 тыс. лет назад).
   Неолитическая революция – коренное изменение в способе ведения хозяйства, выразившееся в переходе от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому.
   Ниша экологическая – совокупность условий, необходимых для существования данного вида.
   Ноосфера (от греч. noos – разум, sphaire – шар) – сфера разума, становящаяся в результате появления человека на Земле и его взаимодействия с природным окружением.
   Облигатность – вынужденная связь, без которой популяция не может существовать.
   Озоновый экран – слой атмосферы, лежащий на высотах от 7 км на полюсах и до 50 км (с наибольшей плотностью озона на высотах 20–22 км) с повышенной концентрацией молекул О3.
   Органические соединения – вещества, включающие в свой состав углерод.
   Палеолит (от греч. palios – древний, litos – камень) – древнекаменный век (от 2–3 млн лет назад).
   Парниковый эффект – повышение концентрации в атмосфере так называемых парниковых газов (углекислого газа и др.), поглощающих тепловое излучение земной поверхности, что приводит к потеплению климата.
   Пестициды – вещества, используемые для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
   Популяция (от лат. populus – народ) – совокупность особей одного вида, которые населяют определенный участок территории в течение длительного времени.
   Предельно допустимые выбросы (ПДВ) – максимальное количество вредных веществ, которые могут поступать в окружающую среду с территории данного предприятия.
   Предельно допустимые концентрации (ПДК) – количество какого-либо вредного вещества, которое может находиться в окружающей среде без значительного ущерба для здоровья человека.
   Предельно допустимые суммы (ПДС) – суммарный показатель вредного воздействия загрязняющих факторов.
   Предельно допустимые уровни (ПДУ) – уровень вредного физического воздействия (для электромагнитного и шумового загрязнения).
   Природно-ассимиляционный потенциал – способность природной среды без ущерба для себя (т. е. для механизмов своего функционирования и самовосстановления) отдавать необходимую для человека продукцию и производить полезную для него работу.
   Природно-ресурсный потенциал – часть природных ресурсов, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека.
   Продуктивность – суммарное количество биомассы, образующееся за данный период времени.
   Продуценты (от лат. producentis – производящий) – автотрофные организмы, которые создают пищу из простых неорганических веществ.
   Равновесие – состояние, при котором отдельные параметры системы неизменны или колеблются вокруг некоторого среднего значения.
   Региональный (от лат. regionalis – областной) – относящийся к какой-либо определенной территории.
   Редуценты (от лат. reducentis – возвращающий) – гетеротрофные организмы, главным образом бактерии и грибы, разрушающие сложные органические соединения и высвобождающие неорганические питательные вещества, пригодные для использования продуцентами.
   Рекреационные ресурсы – все явления, которые могут быть использованы для отдыха: климатические, водные, гидроминеральные, лесные, горные и т. д.
   Рекультивация – возвращение земель в культурное состояние, способное давать урожай, или в естественное состояние.
   Рециклирование – повторное использование отходов производства.
   Симбиоз – форма взаимодействия, при которой оба вида получают выгоду.
   Синэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие сообществ со средой их обитания.
   Сообщество – совокупность живых организмов, входящих в данную экосистему.
   Сопротивление среды – совокупность факторов, направленных на сокращение численности популяции.
   Среда обитания – совокупность условий, в которых существует данная особь, популяция или вид.
   Структура (от лат. structura – строение) – совокупность связей между элементами системы.
   Сукцессия (от лат. successio – преемственность) – процесс развития экосистемы от ее зарождения до гибели, сопровождающийся сменой существующих в ней видов.
   Токсичные вещества (от греч. toxikon – яд) – вещества, вызывающие определенные болезни и нарушения.
   Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – способность организма переносить влияния факторов среды.
   Трофический – относящийся к питанию.
   Урбанизация – процесс роста количества городов и увеличения числа городских жителей.
   Фито – относящийся к растениям.
   Флуктуация – изменение какого-либо показателя под влиянием внешних или внутренних факторов.
   Экологическая пирамида – графическое изображение соотношения трофических уровней. Может быть трех типов: численности, биомассы и энергии.
   Экологический фактор – любой элемент среды, способный оказать прямое влияние на живые организмы.
   Экология (от греч. oikos – дом, logos – учение) – наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.
   Экосистема – система, которую составляет сообщество и окружающая его среда.
   Экотоп – место обитания сообщества.
   Этика (от греч. etos – обычай, нрав) – одна из философских дисциплин, изучающая поведение людей.

Список рекомендуемой литературы ко всему курсу

   1. Вернадский В. И. Биосфера. М., 1975.
   2. Бердяев Н. А. Человек и машина//Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994.
   3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.
   4. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1974.
   5. Круть И. В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988.
   6. Леопольд О. Календарь песчаного графства. М., 1983.
   7. Медоуз Д. и др. Пределы роста. М., 1991.
   8. Методологические аспекты исследования биосферы. М., 1975.
   9. Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки// Географическая теория развития современных обществ. М., 1995.
   10. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.
   11. Один мир для всех: контуры глобального сознания. М., 1990.
   12. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
   13. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. М., 1993.
   14. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.
   15. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. М., 1992.
   16. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1973.
   17. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
   18. Фешбах М., Френдли А. Экоцид в СССР. М., 1992.
   19. Экологическая антология. М. – Бостон, 1992.
   20. Экология России. Хрестоматия. М., 1996.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конспект лекций по курсу Национальная экономика

    Конспект >> Экономическая теория
    Конспект лекций по курсу «Национальная экономика» 1. Национальная ... , но и развитие их с учетом требований экологии; - усиление роли таких «нематериальных» (вторичных ...
  2. Конспект лекцій. Безпека життєдіяльності

    Конспект >> Безопасность жизнедеятельности
    ... знань та умінь. Даний Конспект лекцій відповідає програмі нормативної дисципл ... матеріал у ньому викладений у вигляді лекцій. ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ БЕЗПЕКИ ЖИТТ ...
  3. Паблик рилейшенз. Конспект лекций

    Конспект >> Маркетинг
    ... культурой, идеологией, экологией и многими иными. Настоящий конспект лекций подготовлен для студентов, ... Необходимость подготовки подобного конспекта лекций исходила из двух основных ... других важных проблем. Настоящий конспект лекций и призван в определенной ...
  4. Философия (конспект лекций). Философия как разновидность мировоззрения

    Конспект >> Философия
    Философия (конспект лекций) Вопрос 1. Философия как ... цивилизации; • перспективы человека, общества; • экология, проблемы выживания; • особенности познания; • ... "песчинку", "винтик". Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного ...
  5. Основные законы и принципы экологии (2)

    Контрольная работа >> Экология
    ... , список литературы. 1. Законы и принципы экологии Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ ... и безопасность жизнедеятельности. – М., 2008. Горелов А.А. Экология. Конспект лекций. - М., 2008. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018999576568604