Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экология->Курсовая работа
Дослідження взаємозв’язку економічного розвитку і екологічної безпеки є надзвичайно актуальним протягом багатьох років, оскільки дедалі наростаюче ант...полностью>>
Экология->Реферат
Зміни в довкіллі відбувалися завжди, але на них відгукувалися хіба що поети та старі люди, згадуючи молодість Така неувага до того, що відбувається в ...полностью>>
Экология->Курсовая работа
У процесі взаємодії з природою людство постійно вирішувало першочергове завдання життєзабезпечення – виробництва продуктів харчування, що є єдиним дже...полностью>>
Экология->Реферат
До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления Соответственно и формами э...полностью>>

Главная > Практическая работа >Экология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).

Н.Е. Щуркова предлагает следующие методики диагностики воспитанности:

Опросник «Что люблю- -что ненавижу»

Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:

· Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

· Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

· Что ты любишь в садике? Что не любишь?

· Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Тематический апперцептивный тест

Экспонируются сюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движения многозначны и могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачу, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и что слышишь глядя на картинку?»

Представленная иллюстрация вариантов ТАТ своим назначением имеет выявление этических отношений к другому человеку. [14, 41]

Тест «Фантастический выбор»

Метод фантастического выбора - один из самых любимых детьми. Производится апелляция к воображению ребенка, и на фоне воображаемой волшебной ситуации актуализируются и вербально оформляются ценностные предпочтения. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

· Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.

· У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки - чего просишь для себя?

· Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.

Индивидуальная беседа с ребенком

Индивидуальная беседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.

Любую беседу с ребенком рекомендуется начинать с общих и понятных ребенку вопросов ( Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т. д.) После установления контакта с ребенком и заручениея его доверием можно переходить к интересующим темам. Вопросы для обсуждения лучше подготовить заранее. Например:

· Если тебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам из младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую свою игрушку? Попросил бы что-нибудь взамен?

· Если во дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям? Что такое Добро?

· Кто наводит порядок в твоих игрушках? Как ты думаешь, должен ли человек быть аккуратным? Почему? И др. [14, 65]

Как производятся анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала? Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), а выбор есть ни что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, то обсчет материала производится через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений.

Например можно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовные ценности (…% - ?) и на материальные(…% - ?), на потребление (…% - ?) и на созидание (…% - ?), на индивидуальные блага (…% - ?) и на общественные (…% - ?). Процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то есть результатом данной диагностики.

Результаты диагностик можно фиксировать в виде сводных таблиц, различных графиков и диаграмм.

2.2 Определение уровня воспитанности дошкольников на практике

На базе МДОУ СОШ № 176 г. Нижнего Тагила нами была проведена диагностика уровня воспитанности учащихся подготовительной группы. Для диагностики использовалась методика анкетирования родителей и самих детей, представленная в виде сводной диагностической карты воспитанности, а так же была проведена индивидуальная беседа с детьми, приведенная в параграфе 2.1.

Цель беседы заключалась в выявлении у ребенка отношения к такой ценности как Добро, которое проявляется в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А также выявление наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость и бескорыстие.

Результаты показали, что 40% детей осознают значимость такой ценности как Добро, достаточно часто совершают добрые, на их взгляд, поступки, помогают взрослым и малышам. Соответственно 60% детей понимают значимость доброты, но сами совершают добрые поступки не часто. 40% детей активно рассуждают на тему аккуратности человека, считают себя очень аккуратными и прилежными, понимают значимость этого качества личности. 40% детей не выделяют значимости этого качество, и 20% отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказывают мнение о том, что человек должен быть щедрым и бескорыстным, готовы отдать уже ненужные им игрушки малышам, но только 20% согласились пожертвовать любимой игрушкой ради друга.

Таким образом, большинство детей понимают значимость ценностей, раскрываемых в ходе беседы, но далеко не все ведут себя согласно этим ценностям.

Сводная диагностическая карта воспитанности (Приложение 1) [6] была разработана педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа - детский сад № 1” города Ангарска Иркутской области.

Цель сводной диагностической карты воспитанности - это определение уровня воспитанности каждого ребенка для выявления проблем в воспитании и нахождения путей их решения.

Карта состоит из двух таблиц: “Внутренняя культура личности” и “Внешняя культура личности”. Каждая таблица разделена на колонки, содержащие определенные интегрированные качества личности и раскрывающие их содержание.

Внешняя культура личности:

· культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

· культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

· культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

Внутренняя культура личности:

· отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;

· дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

· самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

· любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

· честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

· эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания;

При определении количества интегративных качеств внутренней культуры личности обязательно были учтены возрастные особенности возраста: в подготовительной группе - 6 качеств (в младшей группе - 3 качества, в средней группе - 4 качества, в старшей группе - 5 качеств).

Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание.

В процессе заполнения карты воспитанности участвуют все субъекты воспитательного процесса:

- предлагается оценить каждое качество личности своего ребенка родителю;

- ставит самооценку ребенок;

- оценивает качества личности педагог (последим).

Детям дошкольного возраста в игровой форме предлагается нарисовать себя на одной из трех ступенек лесенки определенного качества, вспомнить литературного героя, обладающего данным качеством и ответить на вопрос педагога: “Хотел бы ты быть еще добрее (вежливее, самостоятельнее и т. д.). Положительный его ответ предполагает наличие у ребенка мотивации, отрицательный - ее отсутствие.

Критерии оценивания интегративных качеств личности:

· 1 балл - данное качество присутствует у ребенка, всегда является устойчивой чертой его личности;

· 0,5 балла - поведение ребенка соответствует данному качеству чаще всего, есть потребность у ребенка вести себя именно так, но оно неустойчиво.

· 0 баллов - иногда поведение ребенка может соответствовать данному качеству, но редко.

По итогам заполнения сводной диагностической карты воспитанности всеми субъектами педагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребенка:

· от 1 до 0,8 - 1 уровень воспитанности;

· 0,8 до 0,6 - 2 уровень воспитанности;

· 0,6 до 0,4 - 3 уровень воспитанности.

При проведении данной диагностики были получены результаты, приведенные в таблице (Приложение 2). Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы. У 20 % детей подготовительной группы хорошо развиты такие интегративные качества личности, как общительность, дисциплинированность, аккуратность (1 уровень воспитанности). У 40% детей данные качества неустойчивы (2 уровень воспитанности). И у 40% развиты слабо (3 уровень воспитанности).

У 40 % детей отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность и честность являются устойчивыми качествами личности (1 уровень). У 20 % данные качества присутствуют, но еще не устойчивы (2 уровень). У 40% детей развиты слабо.

У 100% детей присутствует мотивация к повышению внутренней культуры личности. У 60% детей присутствует мотивация к повышению внешней культуры личности, у 40% - отсутствует.

В среднем группу можно охарактеризовать 3 уровнем воспитанности.

Для систематического отслеживания состояния воспитанности группы, рекомендуется проводить данную диагностику 2 раза в год:

· декабрь - промежуточная диагностика,

· май - итоговая диагностика.

Проведение данной диагностики позволяет педагогу построить индивидуальные направления воспитания ребенка, наметить перспективы развития качеств личности. Участие самого ребенка в процессе диагностики позволяет провести сравнение между его самооценкой и оценкой взрослого (возможно несовпадение).

Привлечение родителей к данной диагностике помогает сделать его активным участником воспитательной системы, а процесс заполнения им диагностической карты может быть использован опытным педагогом в индивидуальных встречах с родителем для обсуждения проблем и перспектив развития ребенка.

Анализируя диагностическую карту по вертикали, педагог сможет выявить проблемы воспитания детского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранению проблем воспитательного процесса.

Диагностика воспитательного процесса является самым трудным компонентом воспитательной системы. Но без этой работы невозможно организовать обоснованный и эффективный процесс развития личности ребенка и проанализировать качество воспитательной системы.

Заключение

При написании курсовой работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей дошкольного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности дошкольников и дали им теоретическое обоснование, применили на практике одну из методик диагностики воспитанности детей дошкольного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели воспитанности:

показателем воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение;

показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности этического воспитания детей дошкольного возраста

    Реферат >> Психология
    ... воспитания детей дошкольного возраста. Цель данной работы раскрыть особенности этического воспитания детей дошкольного возраста ... диагностика этических представлений детей ... уровнем интеллекта, а также рациональностью и здравым смыслом. Дети дошкольного возраста ...
  2. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

    Реферат >> Педагогика
    ... задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются: -сенсорное воспитание (развитие); ... детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. 2.1 Диагностика уровня мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ...
  3. Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... – Земли. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических ...
  4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (2)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... диагностику физического здоровья дошкольников; рассмотреть возможности разработанной программы физического воспитания. Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста ...
  5. Игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... «ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» выполнила студентка Научный руководитель: ... часть 2.1 Диагностика нравственной воспитанности дошкольников. В целях выявления уровня воспитанности дошкольников был использован ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014739036560059