Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Философия
Министерство образования Российской Федерации
Нижегородский государственный университет им. Лобачевского
Финансовый факультет
Реферат по философии на тему:
«Будущие формы семьи».
Выполнила: Козлова М.С.
гр. 13-ТД19
Проверил: Белоусов В.А.
г. Нижний Новгород
2006г.
Содержание.
Стр.
Введение. 2
Глава I. Социология человеческой семьи. 3
§1. Эволюция развития семьи. 3
§2. Влияние ведущих факторов общественного развития на семью и ее статус. 6
§3. Функции, структура и ролевое поведение семьи. 11
§4. «Типология» семьи. 13
Глава II. Альтернативные формы семьи. 21
§1. «Шведская семья». 21
§2. Конкубинат. 22
§3. Свининг. 24
§4. Брак-контракт. 26
§5. Незарегистрированные пары. 28
§6. Гомосексуальные пары. 29
§7. Холостятская жизнь. 30
§8. Семьи с родителями-одиночками. 31
Заключение. 32
Литература. 33
Приложения. 34
Приложение 1. Население стран – членов Европейского сообщества. 35
Приложение 2. Рождаемость в некоторых развивающихся странах. 36
Приложение 3. Демографические показатели размера семьи в некоторых развивающихся странах. 37
Введение.
Современная семья конца второго, начала третьего тысячелетия характеризуется процессами и проблемами, сущность которых, а следовательно, и судьба самой семьи оцениваются специалистами далеко неоднозначно. Одни из них констатируют «кризис и разрушение» семьи, другие обнаруживают в ней признаки «плавной трансформации и модернизации».
На уровне обыденного сознания происходящие в семье перемены вызывают в умах одних граждан шок и отчаяние, других – терпимое и снисходительное отношение к «неизбежной плате» за обновление семейно-брачной сферы жизнедеятельности людей в условиях техногенной, информационной цивилизации.
В самом деле в большинстве стран мира (особенно в странах с развитой рыночной экономикой) регистрируемый брак заметно потеснен «фактическим» - без юридического его оформления; с традиционной моногамной семьей смело соперничают немоногамные, альтернативные формы частной жизни; возрастает число бездетных браков при одновременно увеличивающемся количестве родителей, отказавшихся от своих семей.
Структура данной работы достаточно проста:
реферат состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения;
во введение раскрывается актуальность темы, цели и задачи работы;
первая глава состоит из четырех параграфов, в которых говорится о семье в общем;
вторая глава состоит из восьми параграфов, в которых говорится о различных формах семьи;
в заключение подводятся итоги проделанной работы;
список литературы состоит всего из пяти источников, так как эта тема еще до конца не изучена;
в приложениях описываются показатели брачности, рождаемости и разводимости населения различных стран.
С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес, так как многие молодые люди боятся создавать семью и предпочитают «альтернативные» (компромиссные) формы частной жизни.
Целью написания данной работы является попытка рассмотреть то, как живут молодые люди сейчас и то, как они будут жить в недалеком будущем.
Задачи написания работы – рассмотреть, как формировалась семья в процессе эволюции общества, рассмотреть факторы, влияющие на семью, изучить функции семьи, кроме этого рассмотреть «типологию» семьи, а также изучить некоторые виды альтернативных семей по отдельности.
Данная проблема вызывала и вызывает большой интерес исследователей в разных областях общественного знания. Но по данным вопросам написано совсем не много книг и статей. По этому при написание данной работы я столкнулась с такой проблемой, как нехватка литературы.
Глава I. Социология человеческой семьи.
§1. Эволюция развития семьи.
В социально-философском плане семья может рассматриваться как малая социальная группа и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: социальных, эмоциональных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах. Семья – это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком кровным родством и живущих вместе. Если брак – институт, регулирующий отношения между полами, то семья – институт, регулирующий отношение между супругами, родителями и детьми. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечила относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества. Семья как социальный институт является основой для формирования других социальных институтов. Многие из них образуются на базе выполнения отдельных функций семьи, выделившихся из нее в ходе развития общества. Прежде это были экономические связи, а позднее – политические институты.
Семья прошла длительный путь эволюции, в ходе которого менялся и ее статус. Социальный статус семьи – показатель, имеющий интегральный характер. Он аккумулирует в себе значение, роль, необходимость, ценность, привлекательность и устойчивость семьи в обществе. Существует множество гипотез по поводу происхождения семьи, этапов этого процесса, движущих сил и типов самой семьи. Единой общепринятой, устоявшейся теории нет. Наиболее ясным является вопрос о формах брака. На сегодняшний день установлено, что в истории человеческой существовало , в разное время, а порою и одновременно четыре формы брака:
групповой брак;
полигиния, объединяющая одного мужчину и несколько женщин;
полиандрия, объединяющая одну женщину и нескольких мужчин;
моногамия, заключающаяся в союзе одного мужчины и одной женщины.
Начало серьезному изучению семьи было положено работой И. Баховена «Материнское право» (1861). Принципиальные положения его работы сводились к следующему: первоначально люди жили в ситуации ничем не ограниченных половых отношений. Она получила у более поздних исследователей название промискуитета. Установить отца при таких отношениях не представлялось возможным, поэтому счет родства мог вестись только по женской линии. Это была эпоха материнского права, гинекократии. Переход к моногамному браку и отцовскому праву происходит, по мысли Баховена, вследствие развития религиозных представлений.
Одновременно с Баховеном к идее материнского права приходит Дж.Мак-Леннан. В работе «Первобытный брак» он также придерживается схемы «промискуитет – материнское право – отцовское право». Дж.Леббон в работе «Происхождение цивилизации» (1870) признал исходной формой групповой брак, на смену которому пришел индивидуальный брак и семья.
Принципиальную роль в представлениях о развитие семьи сыграли работы Л.Моргана «Системы родства и свойства» (1871) и «Древнее общество» (1877). В них получили дальнейшее развитие идеи первоначального промискуитета и групповой брак. На их основе Л.Морган выделил пять форм семьи, которые последовательно, по его мнению, сменяли друг друга:
кровнородственная – брачная общность между всеми лицами одного поколения;
панулуальная – брак нескольких братьев с несколькими женщинами-неродственницами;
парная – достаточно непорочное соединение двух супругов;
патриархальная семья – с выражением власти мужа;
моногамная – прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника.
Работа Ф.Энгельса «происхождение семьи, частной собственности и государства» была основана на идеях Л.Моргана. В ней он представляет процесс происхождения семьи, отмечая, что периоду дикости соответствовал групповой брак, периоду варварства – парный брак, цивилизации – моногамия. Из этой концепции можно сделать вывод, что человек на разных ступенях своего развития жил в различных формах брака и семьи. Он пантогамен.
Другие исследователи этого периода придерживались самых разнообразных взглядов на эволюцию семьи. Так, Ф.Мюллер-Лиэр в работе «Форма брака, семьи и родства» (1901) поддержал идеи первоначального промискуитета и группового (пануального) брака.
Е.Вестермак, напротив в книге «История брака» (1896) категорически выступал против идей Баховена, Леббона, Моргана и Энгельса, доказывая, что никакого начального промискуитета не было и человек никогда не жил в состоянии беспорядочного смешения полов.
К.Старке в работе «Первобытная семья, ее возникновение и развитие» положил начало патриархальной теории возникновения семьи, считая, что не только промискуитета, но и матриархальной семьи никогда не существовало.
Среди современных исследователей наиболее развернуто и последовательно первая точка зрения представлена Ю.И.Семеновым в книге «Происхождение брака и семьи». Его аргументацию кратко можно свести к следующим моментам. Имеется некое первичное стадо пралюдей. В нем господствуют отношения полного промискуитета. Переход к плотоядности вызывает необходимость в совместной охоте. Для того чтобы не ссорится на время охоты из-за женщин, на этот период между мужчинами устанавливается «по договоренности» агамия, т.е. запрет на половые отношения. Далее эти агамные периоды расширяются, и наконец стадо превращается в агамную, а точнее, в экзогамную производственную коммун, так как сексуальные отношения с особями чужих стад Ю.Семеновым все же признаются. Согласно этой теории получается, что в состояние агамного стада люди просуществовали большую часть своей истории (периоды австралопитека, питекантропа, синантропа и до позднего неандертальца). И только у позднего неандертальца и раннего кроманьонца начинает складываться родовая матриархальная семья, но и то в виде странного дуального рода, якобы состоящего из двух половин. В каждой половине родственники по женской линии живут как производственная община, а половые отношения осуществляются только с членами второй половины дуального рода. Складывается, на мой взгляд, довольно фантастическая картина. Правда, и сам Ю.Семенов признает, что нет никаких доказательств существования такой «хитрой» системы дуального рода. В дальнейшем, согласно его теории, на основании установления постоянных любовно-сексуальных отношений одного мужчины с одной женщиной, весь род распадается на парные нуклеарные семьи современного вида. Патриархальной родовой семье места в этой схеме не находится.
Другую, более реальную картину возникновения человеческой семьи представляет схема видного отечественного антрополога В.В.Бунака и его единомышленников. В.Бунак выдвигает принципиальное положение о том, что «наименование ‘‘стадо’’ к объединению гоминид раннего палеолита явно не применимо. Древнейшее гоминидное сообщество следует определить как объяснение родственных по происхождению особей, связанных совместной добычей пищи и самозащиты». Он не решается назвать эти объединения родственными семьями, а предлагает для них латинские названия «нидон» (малое) и «филэргон» (объединение двух «нидон»). Затем следует целая система переходов филэргонов через объединение и разъединение к ранним родам, причем возможен переход к любому из трех ранних родов: патрилинейному, матрилинейному и территориальному. И только в позднем палеолите матрилинейный род переходит в матриархальный, патрилинейный – в патриархальный.
Похожие страницы:
Семья как социальный институт (5)
Реферат >> Социология... распространены внебрачные и альтернативные формы семьи. К первым относят материнскую и неполную, т. е. семьи, не опирающиеся на ... на семью? Всегда ли существовала семья? Сохранится ли семья в будущем? Выдержит ли семья суровые испытания ...Семья (6)
Реферат >> Социология... можно говорить и о разных формах семьи. В ХХ веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми ... . Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью ...Классические и современные формы семьи
Реферат >> Социология... следующие стадии развития семьи в истории человечества: кровнородственная семья – первая форма семьи, следующая за состоянием ... широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего. Профессиональная карьера обоих супругов способствует ...Семья как социальный и правовой институт
Реферат >> Государство и право... долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое ... ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего. План деятельности учителя ...Семья и брак: историко-социологический анализ
Курсовая работа >> Социология... будущее семьи 1. История брака и семьи: историко-социологический анализ. Формы организации брака и семьи, ... Этнолог различает пять последовательных форм семьи, каждой из которых ... ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более ...