Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Итальянский живописец и историк XVI в. Визари назвал Возрождением XIV – XVI вв. в истории Европы, желая этим названием подчеркнуть, что в этот период ...полностью>>
Философия->Реферат
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в ...полностью>>
Философия->Реферат
Сущность категорического императива. Итак, единственным основанием истинно моральных действий человека может быть только его свободное долженствование...полностью>>
Философия->Курсовая работа
Детерминизм (от лат. determino - ограничивать, определять границы) — представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, п...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский государственный университет им. Лобачевского

Финансовый факультет

Реферат по философии на тему:

«Будущие формы семьи».

Выполнила: Козлова М.С.

гр. 13-ТД19

Проверил: Белоусов В.А.

г. Нижний Новгород

2006г.

Содержание.

Стр.

Введение. 2

Глава I. Социология человеческой семьи. 3

§1. Эволюция развития семьи. 3

§2. Влияние ведущих факторов общественного развития на семью и ее статус. 6

§3. Функции, структура и ролевое поведение семьи. 11

§4. «Типология» семьи. 13

Глава II. Альтернативные формы семьи. 21

§1. «Шведская семья». 21

§2. Конкубинат. 22

§3. Свининг. 24

§4. Брак-контракт. 26

§5. Незарегистрированные пары. 28

§6. Гомосексуальные пары. 29

§7. Холостятская жизнь. 30

§8. Семьи с родителями-одиночками. 31

Заключение. 32

Литература. 33

Приложения. 34

Приложение 1. Население стран – членов Европейского сообщества. 35

Приложение 2. Рождаемость в некоторых развивающихся странах. 36

Приложение 3. Демографические показатели размера семьи в некоторых развивающихся странах. 37

Введение.

Современная семья конца второго, начала третьего тысячелетия характеризуется процессами и проблемами, сущность которых, а следовательно, и судьба самой семьи оцениваются специалистами далеко неоднозначно. Одни из них констатируют «кризис и разрушение» семьи, другие обнаруживают в ней признаки «плавной трансформации и модернизации».

На уровне обыденного сознания происходящие в семье перемены вызывают в умах одних граждан шок и отчаяние, других – терпимое и снисходительное отношение к «неизбежной плате» за обновление семейно-брачной сферы жизнедеятельности людей в условиях техногенной, информационной цивилизации.

В самом деле в большинстве стран мира (особенно в странах с развитой рыночной экономикой) регистрируемый брак заметно потеснен «фактическим» - без юридического его оформления; с традиционной моногамной семьей смело соперничают немоногамные, альтернативные формы частной жизни; возрастает число бездетных браков при одновременно увеличивающемся количестве родителей, отказавшихся от своих семей.

Структура данной работы достаточно проста:

  1. реферат состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения;

  2. во введение раскрывается актуальность темы, цели и задачи работы;

  3. первая глава состоит из четырех параграфов, в которых говорится о семье в общем;

  4. вторая глава состоит из восьми параграфов, в которых говорится о различных формах семьи;

  5. в заключение подводятся итоги проделанной работы;

  6. список литературы состоит всего из пяти источников, так как эта тема еще до конца не изучена;

  7. в приложениях описываются показатели брачности, рождаемости и разводимости населения различных стран.

С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес, так как многие молодые люди боятся создавать семью и предпочитают «альтернативные» (компромиссные) формы частной жизни.

Целью написания данной работы является попытка рассмотреть то, как живут молодые люди сейчас и то, как они будут жить в недалеком будущем.

Задачи написания работы – рассмотреть, как формировалась семья в процессе эволюции общества, рассмотреть факторы, влияющие на семью, изучить функции семьи, кроме этого рассмотреть «типологию» семьи, а также изучить некоторые виды альтернативных семей по отдельности.

Данная проблема вызывала и вызывает большой интерес исследователей в разных областях общественного знания. Но по данным вопросам написано совсем не много книг и статей. По этому при написание данной работы я столкнулась с такой проблемой, как нехватка литературы.

Глава I. Социология человеческой семьи.

§1. Эволюция развития семьи.

В социально-философском плане семья может рассматриваться как малая социальная группа и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: социальных, эмоциональных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах. Семья – это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком кровным родством и живущих вместе. Если брак – институт, регулирующий отношения между полами, то семья – институт, регулирующий отношение между супругами, родителями и детьми. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечила относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества. Семья как социальный институт является основой для формирования других социальных институтов. Многие из них образуются на базе выполнения отдельных функций семьи, выделившихся из нее в ходе развития общества. Прежде это были экономические связи, а позднее – политические институты.

Семья прошла длительный путь эволюции, в ходе которого менялся и ее статус. Социальный статус семьи – показатель, имеющий интегральный характер. Он аккумулирует в себе значение, роль, необходимость, ценность, привлекательность и устойчивость семьи в обществе. Существует множество гипотез по поводу происхождения семьи, этапов этого процесса, движущих сил и типов самой семьи. Единой общепринятой, устоявшейся теории нет. Наиболее ясным является вопрос о формах брака. На сегодняшний день установлено, что в истории человеческой существовало , в разное время, а порою и одновременно четыре формы брака:

  1. групповой брак;

  2. полигиния, объединяющая одного мужчину и несколько женщин;

  3. полиандрия, объединяющая одну женщину и нескольких мужчин;

  4. моногамия, заключающаяся в союзе одного мужчины и одной женщины.

Начало серьезному изучению семьи было положено работой И. Баховена «Материнское право» (1861). Принципиальные положения его работы сводились к следующему: первоначально люди жили в ситуации ничем не ограниченных половых отношений. Она получила у более поздних исследователей название промискуитета. Установить отца при таких отношениях не представлялось возможным, поэтому счет родства мог вестись только по женской линии. Это была эпоха материнского права, гинекократии. Переход к моногамному браку и отцовскому праву происходит, по мысли Баховена, вследствие развития религиозных представлений.

Одновременно с Баховеном к идее материнского права приходит Дж.Мак-Леннан. В работе «Первобытный брак» он также придерживается схемы «промискуитет – материнское право – отцовское право». Дж.Леббон в работе «Происхождение цивилизации» (1870) признал исходной формой групповой брак, на смену которому пришел индивидуальный брак и семья.

Принципиальную роль в представлениях о развитие семьи сыграли работы Л.Моргана «Системы родства и свойства» (1871) и «Древнее общество» (1877). В них получили дальнейшее развитие идеи первоначального промискуитета и групповой брак. На их основе Л.Морган выделил пять форм семьи, которые последовательно, по его мнению, сменяли друг друга:

  1. кровнородственная – брачная общность между всеми лицами одного поколения;

  2. панулуальная – брак нескольких братьев с несколькими женщинами-неродственницами;

  3. парная – достаточно непорочное соединение двух супругов;

  4. патриархальная семья – с выражением власти мужа;

  5. моногамная – прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника.

Работа Ф.Энгельса «происхождение семьи, частной собственности и государства» была основана на идеях Л.Моргана. В ней он представляет процесс происхождения семьи, отмечая, что периоду дикости соответствовал групповой брак, периоду варварства – парный брак, цивилизации – моногамия. Из этой концепции можно сделать вывод, что человек на разных ступенях своего развития жил в различных формах брака и семьи. Он пантогамен.

Другие исследователи этого периода придерживались самых разнообразных взглядов на эволюцию семьи. Так, Ф.Мюллер-Лиэр в работе «Форма брака, семьи и родства» (1901) поддержал идеи первоначального промискуитета и группового (пануального) брака.

Е.Вестермак, напротив в книге «История брака» (1896) категорически выступал против идей Баховена, Леббона, Моргана и Энгельса, доказывая, что никакого начального промискуитета не было и человек никогда не жил в состоянии беспорядочного смешения полов.

К.Старке в работе «Первобытная семья, ее возникновение и развитие» положил начало патриархальной теории возникновения семьи, считая, что не только промискуитета, но и матриархальной семьи никогда не существовало.

Среди современных исследователей наиболее развернуто и последовательно первая точка зрения представлена Ю.И.Семеновым в книге «Происхождение брака и семьи». Его аргументацию кратко можно свести к следующим моментам. Имеется некое первичное стадо пралюдей. В нем господствуют отношения полного промискуитета. Переход к плотоядности вызывает необходимость в совместной охоте. Для того чтобы не ссорится на время охоты из-за женщин, на этот период между мужчинами устанавливается «по договоренности» агамия, т.е. запрет на половые отношения. Далее эти агамные периоды расширяются, и наконец стадо превращается в агамную, а точнее, в экзогамную производственную коммун, так как сексуальные отношения с особями чужих стад Ю.Семеновым все же признаются. Согласно этой теории получается, что в состояние агамного стада люди просуществовали большую часть своей истории (периоды австралопитека, питекантропа, синантропа и до позднего неандертальца). И только у позднего неандертальца и раннего кроманьонца начинает складываться родовая матриархальная семья, но и то в виде странного дуального рода, якобы состоящего из двух половин. В каждой половине родственники по женской линии живут как производственная община, а половые отношения осуществляются только с членами второй половины дуального рода. Складывается, на мой взгляд, довольно фантастическая картина. Правда, и сам Ю.Семенов признает, что нет никаких доказательств существования такой «хитрой» системы дуального рода. В дальнейшем, согласно его теории, на основании установления постоянных любовно-сексуальных отношений одного мужчины с одной женщиной, весь род распадается на парные нуклеарные семьи современного вида. Патриархальной родовой семье места в этой схеме не находится.

Другую, более реальную картину возникновения человеческой семьи представляет схема видного отечественного антрополога В.В.Бунака и его единомышленников. В.Бунак выдвигает принципиальное положение о том, что «наименование ‘‘стадо’’ к объединению гоминид раннего палеолита явно не применимо. Древнейшее гоминидное сообщество следует определить как объяснение родственных по происхождению особей, связанных совместной добычей пищи и самозащиты». Он не решается назвать эти объединения родственными семьями, а предлагает для них латинские названия «нидон» (малое) и «филэргон» (объединение двух «нидон»). Затем следует целая система переходов филэргонов через объединение и разъединение к ранним родам, причем возможен переход к любому из трех ранних родов: патрилинейному, матрилинейному и территориальному. И только в позднем палеолите матрилинейный род переходит в матриархальный, патрилинейный – в патриархальный.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Семья как социальный институт (5)

    Реферат >> Социология
    ... распространены внебрачные и альтернативные формы семьи. К первым относят материнскую и неполную, т. е. семьи, не опирающиеся на ... на семью? Всегда ли существовала семья? Сохранится ли семья в будущем? Выдержит ли семья суровые испытания ...
  2. Семья (6)

    Реферат >> Социология
    ... можно говорить и о разных формах семьи. В ХХ веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми ... . Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью ...
  3. Классические и современные формы семьи

    Реферат >> Социология
    ... следующие стадии развития семьи в истории человечества: кровнородственная семья – первая форма семьи, следующая за состоянием ... широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего. Профессиональная карьера обоих супругов способствует ...
  4. Семья как социальный и правовой институт

    Реферат >> Государство и право
    ... долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое ... ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего. План деятельности учителя ...
  5. Семья и брак: историко-социологический анализ

    Курсовая работа >> Социология
    ... будущее семьи 1. История брака и семьи: историко-социологический анализ. Формы организации брака и семьи, ... Этнолог различает пять последовательных форм семьи, каждой из которых ... ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015521049499512