Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
При любой попытке понять отношение между культурой и познавательными процессами, необходимо прежде всего рассмотреть проблему языка. Язык является не ...полностью>>
Педагогика->Реферат
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособно...полностью>>
Педагогика->Реферат
Одним из распространенных путей формирования сословий в обществах, которые еще не были классовыми, но уже знали разделение труда и социальную дифферен...полностью>>
Педагогика->Реферат
Хочу поділитися своїми враженнями від нової форми навчання - за допомогою комп’ютера. Звичайно, не можна все зводити до нього, - і кількість годин, пр...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Рязанский государственный университет

имени С.А.Есенина

Кафедра общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Воспитательные системы в современном мире

Курсовая работа

студентки 41 группы

факультета педагогики и психологии

специальность «педагог-психолог»

Костюшиной Ольги Викторовны

Научный руководитель:

Доцент Архарова Людмила Ивановна

Рязань, 2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические аспекты воспитания………...……………………...6

1. Воспитание как социально-педагогическое явление……………..6

1.1. Сущность воспитания….………………………………………6

1.2. Цели и задачи воспитания….....................................................11

1.3. Принципы воспитания...............................................................13

1.4. Воспитание как система………………………………………17

2. Воспитательные системы и развитие педагогической мысли ученых

о воспитании в истории педагогики ……………………………..19

Глава II. Воспитательные системы современности ………………………37

1. Вальдорфские школы…………………………………………….37

2. Система глобального образования……………………………….44

3. Справедливые общества Кольберга……………………………...47

4. Педагогика общей заботы………………………………………...50

5. Школа диалога культур Библера…………………………………53

6. Гуманистическая воспитательная система Караковского……....57

7. Воспитательная система школы-комплекса……………………..62

Заключение…………………………………………………………………..69

Список литературы………………………………………………………….70

Введение

«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас,

нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему»

М.Монтень

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Актуальность темы. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Целью является изучение, анализ и сравнение воспитательных систем современности.

Задачи:

1. Проанализировать и раскрыть понятие «воспитание» как социально-педагогического явления

2. Проследить развитие воспитательных систем как в России, так и за рубежом.

3. Осветить воспитательные системы современного мира, проанализировать сходства и различия

Объектом и предметом в данной работе предстают воспитательные системы.

Глава I. Теоретические аспекты воспитания

1. Воспитание как социально-педагогическое явление

1.1. Сущность воспитания

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает объектом изучения целого ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект данного феномена:

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни. Воспитание в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью.

Социология изучает социальные проблемы развития личности, т. е. выявляет особенности социального заказа, которые дает общество в адрес системы воспитания в виде государственных документов; определяет региональные и социально-культурные особенности воспитания; исследует соотношение стихийных социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека в процессе социализации и воспитания. С социальной точки зрения, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, т. е. выявляет онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства. С философской точки зрения, воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены. Говоря о философском смысле понятия «воспитание» необходимо изучить само это слово. Необходимые исследования провела и опубликовала Т.С.Караченцева в своей статье “Философия воспитания и воспитание философией”. В слове “воспитание” она отчленяет смысловой глагол “питать”, как основание. В только что родившегося малыша впитывают нравственность знания, и в последствии через формы жизни питают его и духом. Впоследствии наполнения, выросший в полноправную личность, он сам питает, через любовь, доверие, причастность, ненависть, страх, тем самым влияет на этот человеческий мир.

Некая размытость глагола “питание” обретает определенную форму через приставку “вос” - : вос - становление, вос - произведение, вос - кресение, вос - питание. “В воспитании человек обретает отчетливость, выразительность тональности; определенность речи, памяти, видов на будущее, примеривает культурную роль и надевает социальный костюм” [6; 23]. Таким образом, познание и оценку личности через питающую его почву слышится в слове “воспитание”, обретение энергии свободы по отношению к ней. Вос - питываясь человек обретает собственную жизнь и реальность или наоборот, в зависимости от качества питаемой его почвы.

Психологическое же освещение воспитания имеет свое содержание, ибо психология отмечает в воспитании обращенность к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, воспитание может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром.

Субъект воспитания - это всегда педагог-профессионал либо взрослый, осознанно и целенаправленно способствующий вхождению ребенка в контекст культуры.

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем

    Доклад >> Педагогика
    ... в коллективе. Типология воспитательных систем В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них ... , представленным в данном обществе. В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет ...
  2. Воспитательные системы: общая характеристика

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... воспитательной системы; · управления и самоуправления воспитательной системой. Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, ... современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира ...
  3. Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация

    Реферат >> Педагогика
    ... наших лучших современных школ. При организации системы школы следует ... к другим, к делу, к окружающему миру и т.д.), а следовательно необходимо разнообразие в ... воспитательной системы. В чем специфика школы как воспитательной системы? Воспитательная система ...
  4. Воспитательная система школы (2)

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы. В современных условиях воспитание в образовательных учреждениях ... в условиях постоянно меняющегося мира. Основные задачи воспитательной системы школы можно определить так ...
  5. Система уголовного права зарубежных государств

    Реферат >> Государство и право
    ... целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели ... и определенность целому. Правовая система – часть общесоциальной системы. В современном мире существует поразительное многообразие правовых ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001349925994873