Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Бельгия – многоязычная страна, расположенная в центре Европы, недалеко от Парижа, Лондона и Амстердама Ее столица Брюссель является космополитическим ...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Немає сумніву в тому, що в найближчому майбутньому розвиток інформаційних і комунікаційних технологій приведе до повсюдного створення електронних бібл...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции Учебные математические задачи являются эффективным и часто незаменимым средством...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
В современной школе в связи с появлением новых учебников, новых подходов к изложению материала, возрастает интерес как к математическому образованию в...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Педагогический колледж №6

ПЦК Педагогики и Психологии

Специальность 050709 “Преподавание в начальных классах”

Курсовая работа

Использование развивающих компьютерных игр для развития творческих способностей младшего школьника.

Выполнила:

Студентка 4 курса 45 группы

Байдакова Анастасия Сергеевна

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук

Воробьёва Наталья Александровна

Москва

2010

СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание…………………………………………………………….………... .2

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Развивающая игра как метод обучения……………………………......5

1.1. Происхождение и сущность игры………………………………………..5

1.2. Особенности развивающих игр………………………………………......7
Глава 2.  Сущность творческих способностей.……………………….…….….10

2.1. Определение понятия «способности»…………………………………..10

2.2. Понятия творчество и творческие способности………………………..15

Глава 3. Работа учителя по формированию творческих способностей посредством развивающих игра..……………………………………………….17

3.1 Влияние развивающих игр на формирование творческих способностей учащихся начальной школы средствами информационных технологий…17

3.2 Организация работы по использованию развивающих игр для развития творческих способностей на уроках информатики в начальной школе…..21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...26

Введение.

Актуальность. При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и преобразования действительности, и использованию технологий игровых форм обучения в урочной деятельности.

Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений, навыков и уровень развития способностей ребёнка.

В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина – «кризис 7 лет»). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе.

Для развития у учащихся творческих компонентов мышления и формирования авторского мышления  в процессе обучения, мы используем такой методический прием, как реализация  творческих проектов. Мобилизуя большие затраты умственной деятельности, работа на компьютерах ускоряет процессы развития пространственного мышления, воображения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, чувство гармонии.

Для привлечения интереса учащихся, а также для их стимулирования рекомендуется применять развивающие компьютерные игры на уроках информатики или на других уроках, особенно для младших школьников. Данные игры можно использовать, как в роли развития знаний, умений, навыков, внимания, собранности, быстроты мышления и т.д.

В связи с этим тема курсовой работы «Использование развивающих компьютерных игр для развития творческих способностей младшего школьника» является актуальной.

Объект исследования: Процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: Использование развивающих компьютерных игр для развития творческих способностей младшего школьника.

Цель исследования: Проанализировать и обосновать эффективность использования развивающих компьютерных игр для формирования и развития творческих способностей младших школьников.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретические основы формирования и развития творческих способностей младших школьников;

  2. выявить особенности использования развивающих компьютерных игр на уроках в начальной школе

  3. проанализировать организацию работы учителя по использованию компьютерных игр на уроках информатики для развития творческих способностей учащихся.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования

 ГЛАВА 1. РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

    1. Происхождение и сущность игры.

Игра - социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра - сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду. Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра. Ещё Ф. Фребель в своё время отмечал: «детская игра - зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира. Игра - мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Ф. Фребелю в виде единой и многообразной сферы. [12]

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».[11,C.138] В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». [11,C.141]

Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому - недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М.Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть». [6]

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.

    1. Особенности развивающих игр.

Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  • Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.;

  • Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации;

  • Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному;

  • Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости);

  • Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке;

  • Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности;

  • Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше;

  • Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания;

  • Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка;

  • Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.

Важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приёмы в учебный процесс начальной школы, возможность проведение эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психодиагностических методиках. И, наконец, возможность представления заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий снижает стресс, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Использование развивающих игр и игровых приёмов в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный урок в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Игра как средство развития творческих способностей человека

    Курсовая работа >> Психология
    ... изучение и практическое использование «Игры как средства развития творческих способностей человека». Для достижения поставленной цели ... игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры ...
  2. Конструирование из бумаги по типу оригами как средство развития творческих способностей детей мл

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... возможности использования техники оригами для развития художественно – творческих способностей младших школьников. Объект исследования – процесс художественно – творческого развития младших школьников ...
  3. Особенности использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... . Успешному развитию навыка чтения у детей младшего школьного возраста способствовала работа с использованием на занятиях развивающих компьютерных программ ...
  4. Развитие физических качеств и повышение спортивного мастерства ...

    Статья >> Физкультура и спорт
    ... игры. Для развития силовых способностей ... Для этого я использую в своей практике равномерный, повторный, интервальный метод и круговую тренировку. В младшем школьном ... развивающих подвижность в суставах: - для ... использованием ... компьютерной сети ... форм (творческие и ...
  5. Игры на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... для развития речевых навыков и умений". Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном ... для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование ... . Развивающие, ... фантазию, творческие способности, эмпатию ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016210079193115