Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Цель работы: теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализир...полностью>>
Экономика->Бизнес-план
Планирование, являясь нормой любой предпринимательской деятельности, необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. П...полностью>>
Экономика->Реферат
Строительство крупных предприятий требует больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют много ра...полностью>>
Экономика->Реферат
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образов...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационный связей с иностранными компаниями;

  • производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики.

    В условиях кризиса экономики финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, воздействующие на уровень развития экономики в целом. При этом безвозвратное предоставление бюджетных средств должно являться исключением от общих правил, базирующихся на принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах выделения денежных средств. Для повышения отдачи от денежных средств, выделяемых из госбюджета на поддержку инновационной сферы, рекомендуются и другие принципы вложения выделенных финансовых ресурсов, к которым относятся:

    • принцип быстрой отдачи – денежные средства вкладываются в уже существующие инновационные проекты, находящиеся на стадии реализации, или в проекты, требующие незначительной доработки. При этом под отдачей следует понимать возврат инвестированных средств с приростом добавленной стоимости и прибылью либо эффект, не имеющий материального воплощения и лишь косвенно влияющий на эффективное развитие экономики;

    • принцип распределения с временным лагом – инвестируется инновационный проект, впоследствии затрагивающий все сферы экономики. Такой подход наиболее актуален, когда имеющихся финансовых ресурсов недостаточно для полноценной поддержки всех инновационных программ федерального значения.

    Средства государственного бюджета, используемые для выполнения целевых комплексных программ, аккумулируются в Российском Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральном фонде производственных инноваций. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей целью содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Фонд некоммерческая организация, не имеет целью извлечение прибыли, осуществляет финансирование отобранных на конкурсах проектов НИР, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, и контролирует использование выделенных им средств. Средства фонда образуются в рублях и иностранной валюте за счет государственных ассигнований в процентах к сумме средств, предназначенных в бюджете Российской Федерации на финансирование науки, а также добровольных взносов предприятий, учреждений и граждан и иных источников денежных средств.

    Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказывает финансовую поддержку и способствует созданию малых наукоемких форм, инкубаторов бизнеса. Инновационных инжиниринговых центров и других инновационных предприятий. Средства фонда также расходуются на поощрение конкуренции в научно-технической сфере посредством оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми инновационными предприятиями. Этот фонд формируется за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, а также иных поступлений от деятельности фонда. Цель Федерального фонда производственных инноваций – государственная поддержка важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Фонд осуществляет отбор и реализацию инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России. Средства фонда используются для содействия строительству и реконструкции наукоемких производств, технического перевооружения проектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок.

    В целях гарантирования надежности участия частных инвесторов в инвестициях с 1995 г. размещение централизованных инвестиционных ресурсов по крупным и вновь начинаемым объектам осуществляется исключительно на конкурсной основе, предусматривающей обязательность привлечения частного капитала к реализации государственной инвестиционной программы. Формирование портфеля государственных инвестиционных заказов на реализацию инновационных проектов обычно осуществляется посредством проведения среди потенциальных инноваторов открытых конкурсов и аукционов в соответствии с постановлением правительства РФ от 22.06.94 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».

    Указ Президента РФ от 17.09.94 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает порядок государственной поддержки частных инвесторов, выбираемых на конкурсной основе вместо распределения государственных капитальных вложений. Для этого при Минэкономики РФ созданы комиссия по инвестиционным конкурсам, рабочая группа и экспертный совет для выбора наиболее эффективных инвестиционных проектов. При выборе приоритетов инвестирования средств государственного бюджета в различные сферы экономики следует на первое место выделять производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса. Созданию благоприятной экономической среды для приоритетных для инвестирования объектов инновационной деятельности будет способствовать одновременное с инвестированием установление конкретных процентных ставок льготных кредитов. Правила отбора предусматривают, что в бизнес-плане значительное место занимают маркетинговые исследования. На их основе выявляются платежеспособные потребители продукции претендента, причем срок окупаемости капитальных вложений должен не превышать два года.

    Реализация государственно-коммерческого финансирования инновационных процессов предусматривает сертификацию проектов и предоставление инвесторам государственных гарантий. Благодаря сертификации проекта выявляются его качество и размер государственной поддержки. Сертификация проектов значительно повышает к ним доверие со стороны зарубежных и отечественных инвесторов, участвующих в конкурсах и аукционах, позволяющих вызвать конкуренцию капиталов, приводящую к снижению ставки процента коммерческого кредита и повышению эффективности инвестиций.

    Предоставление частным инвесторам государственных гарантий основывается на обязательствах государства по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию инвестиционного проекта. Фонд государственных гарантий проектов и залоговой системы должен аккумулировать денежные средства, выделяемые из государственного бюджета и вносимые отечественными и иностранными коммерческими структурами.

    Для обеспечения надежности возврата финансовых вложений следует использовать систему независимой экспертизы и процедуру страхования инновационных проектов. Кроме Фонда государственных гарантий, необходимо сформировать эффективную систему страхования инновационных проектов. Этой цели способствовало бы условие выведения определенной суммы страховых взносов и премий из облагаемой налогом прибыли предприятия, участвующих в реализации инновационного проекта.

    Схема смешанного финансирования предусматривает ежегодное выделение средств федерального бюджета для конкурсного финансирования инвестиционных проектов, подготовленных коммерческими структурами, и предусматривающих долю государственного участия не более 20%. Однако и подобная ограниченная государственная поддержка не получает реализацию в условиях, когда государственные инвестиции из федерального бюджета финансируются не более чем на 30%. Это дестабилизирует рынок инвестиций и не способствует расширению доверия со стороны частных инвесторов и государству, стремящемуся к решению тактических задач в ущерб стратегическим интересам, связанным с эффективным вложением капитала в производство.

    Общеотраслевые, межотраслевые и региональные научно-технические и инновационные проекты и программы, а также мероприятия по освоению новых видов промышленной продукции могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в концернах, холдингах, ФПГ [32, с.47].

    Так, Российский фонд технологического развития (РФТР) образован в 1992 г. как внебюджетный фонд Министерства науки и технологий РФ для решения задач сохранения и развития научно-технического потенциала России. К 2000 г. фонд профинансировал более 400 научно-технических и инновационных проектов в различных отраслях народного хозяйства. С 2000 г. фонд проводит конкурсы, ориентированные на внедрение новых технологий на конкретных российских предприятиях реального сектора экономики. Инициаторами конкурса выступают сами предприятия, предоставившие в фонд заказы на разработку новых технологий. Помимо заказов, предприятия предоставляют техническое задание, сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности за последнее время и письменное обязательство о выкупе результатов НИОКР у разработчика в случае их соответствия данному техническому заданию.

    На основании отобранных комиссией заказов проводится второй этап конкурса – среди организаций разработчиков новых технологий. РФТР проводит комплексную экспертизу и конкурсный отбор предоставленных разработчиками проектов, обеспечивает финансирование НИОКР, выполняемых победителями конкурса, на возвратной основе. Разработчик НИОКР выступает заемщиком РФТР, а предприятие – инициатор конкурса оплачивает разработку на конечном этапе после оценки конкурсной комиссией соответствия е результатов техническому заданию. Участие в конкурсе позволяет предприятиям провести технические нововведения, не вкладывая на длительный срок собственные средства в их разработку и не принимая на себя риски, связанные с осуществлением НИОКР.

    В условиях острого дефицита внутренних источников финансирования инновационной деятельности особую актуальность имеет формирование привлекательных условий для ввоза в Россию наукоемких технологий. В этой связи в рамках государственного финансирования инноваций необходимо законодательно закрепить дифференцированный режим уплаты таможенных пошлин вплоть до их полной отмены при ввозе прогрессивных видов техники и технологий. При этом дифференциация импортных пошлин должна сочетаться с использованием протекционистских мер защиты отечественной наукоемкой промышленности.

    Наша страна в XX веке ценой огромных жертв и неимоверных усилий нескольких поколений людей создала такую инфраструктуру в рамках военно-промышленного комплекса. Практически все лучшие научные, конструкторские, производственные силы страны были сосредоточены в ВПК и обслуживающих его научных и учебных институтах. Огромные финансовые и материальные ресурсы были стянуты для обеспечения их инновационной деятельности. В результате к середине 80-х годов в стране был создан один из лучших в мире инновационных механизмов в области производства новейших видов вооружений. Это позволило России решить главную, остро вставшую перед ней еще в XIX веке задачу - создать военную мощь, которая надежно защитит от внешних угроз ее огромные людские, территориальные и природные ресурсы.

    В наступающем веке Россия должна будет, не снижая эффективности своего военного потенциала, реформировать экономику так, чтобы поднять ее на уровень развитых стран. Экономическое могущество стран большой семерки основывается на непрерывном воспроизводстве широчайшего спектра инновационных товаров и услуг. Без создания такого же эффективного механизма по выпуску новых потребительских товаров Россия не сможет решить стоящую перед ней задачу.

    Научно-технический потенциал страны, ставший основой российского ВПК, понес в последние годы некоторые потери, но они не так значительны, как кажутся на первый взгляд. Имевшая место в последнее десятилетие эмиграция российских квалифицированных научно-технических кадров не могла, по нашему мнению, сильно затронуть инновационный потенциал страны. Сейчас, когда потребности России в производстве конкурентоспособных потребительских товаров еще более актуальны, чем модернизация вооружений, проблема заключается в другом. Необходимо создать условия, при которых часть исследователей и изобретателей, прежде всего тех, кто занимался в ВПК продукцией двойного назначения, сможет постепенно перейти в гражданскую сферу деятельности.

    Одним из главных условий для этого перехода является вопрос материально-технического обеспечения. Основными источниками для финансирования инновационного процесса могут быть государственные, корпоративные или частные средства. Финансовые ресурсы для построения инновационного механизма ВПК на протяжении всего XX века в России оставались исключительно государственными. Добыты они были сначала с помощью экспроприации частных капиталов (прежде всего у крестьянства), а затем путем целенаправленного перераспределения монополизированных государством ресурсов страны в пользу ВПК.



  • Загрузить файл

    Похожие страницы:

    1. Оценка эффективности инвестиционного проекта производства полиэтилен ОАО "Нижнекамскнефтехим"

      Дипломная работа >> Финансовые науки
      ... позволит НКНХ увеличить доход и прибыль; финансовые ресурсы, предполагаемые к использованию для финансирования ... -97. Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия/ Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журкова. - ...
    2. Анализ социально-экономической эффективности КНЗ ОАО «ТАНЕКО»

      Дипломная работа >> Экономика
      ... является деятельность нефтегазохимического комплекса ОАО «Танеко» ... инновационного предпринимательства. Созданы фонд венчурного финансирования инновационных проектов при ТНХИ-Х, инновационно ... основу экономики которого составляют НКНХ и предприятия холдинга ...
    3. Планирование инвестиционной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО "Нижнекамскнефтехим")

      Реферат >> Экономика
      ... ОАО "Нижнекамскнефтехим", на наш взгляд, необходимо отнести инновационную деятельность ... рамках нефтехимического комплекса Группа факторов НКНХ ЛУКОЙЛ Сибур-Нефтехим 1 2 ... иностранные инвестиции; проектное финансирование; венчурное инвестирование; первичное ...
    4. Инвестиционная привлекательность региона (2)

      Дипломная работа >> Экономика
      ... , НКНХ, КОС, ОАО "КамАЗ", ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО " ... инновационного предпринимательства. Созданы фонд венчурного финансирования инновационных проектов при ТНХИ-Х, инновационно ... Основные виды деятельности, наименование продукции ОАО "Татнефть" ...
    5. Стратегия социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района до 2012 года

      Научная работа >> Экономика
      ... Наряду с внедрением инновационных и здоровьесберегающих образовательных ... кроме того в ОАО «НКНХ» открыт ОПОП «Промышленная ... Совершенствование принципов финансирования системы здравоохранения ... итоги природоохранной деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» ...

    Хочу больше похожих работ...

    Generated in 0.0014479160308838