Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Цель работы: теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализир...полностью>>
Экономика->Бизнес-план
Планирование, являясь нормой любой предпринимательской деятельности, необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. П...полностью>>
Экономика->Реферат
Строительство крупных предприятий требует больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют много ра...полностью>>
Экономика->Реферат
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образов...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Может ли быть создан новый инновационный механизм в России аналогичным способом? Нет. По причине того, что результатами его работы должны стать не средства вооружения, а потребительские товары,. Это обязывает государство обеспечить, во-первых, наличие денег у потребителей внутри страны, во-вторых, позитивный имидж России в глазах будущих потребителей наших товаров в других странах мира, и, в - третьих, свободный поток людей, идей, товаров, ресурсов и т.д. как в страну, так и из нее. Причем два последних условия, которые необходимо соблюдать, являются определяющими для всех внутри и внешнеполитических действий нынешних и будущих российских властей на протяжении всего следующего века.

Но в рыночной экономике финансированием инновационного процесса должны прежде всего заниматься сами компании - производители. К сожалению, у российских производителей потребительских товаров и услуг инвестиционные возможности в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. Хотя некоторые из них смогли бы уже сейчас взять банковские кредиты для внедрения в производство перспективных разработок, но финансировать НИОКР самостоятельно они пока не в состоянии. Парадокс заключается в том, что наши производители потребительских товаров должны сначала наладить выпуск конкурентоспособных товаров, и только потом они смогут полученные средства частично использовать для финансирования своей инновационной деятельности.        Таким образом, для финансового обеспечения разработки новых конкурентоспособных потребительских товаров и услуг на данном этапе развития России остается практически единственный путь - создать условия для привлечения на эти цели частного российского капитала [33, с.38].

2.3 Финансирование инновационных проектов в Республике Татарстан

Проблемы устойчивого экономического роста, базирующегося на инновациях, формируются на стыке науки и производства, фундаментальных и прикладных разработок, и этим вызвана их сложность и неоднозначность.

Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) за счет инноваций этих стран составляет более 75%. Один процент прироста ВВП дает в экономически развитых странах 0,7% прироста дохода бюджета, поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития позволит решать такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности экономики Татарстана и достижение высокого уровня жизни его населения.

Вместе с тем существует ряд общефедеральных тенденций в рамках инновационной деятельности, нашедших свое отражение и в Татарстане. К негативным тенденциям в экономике Татарстана относятся:

  • исчерпание объема наукоемких продуктов и технологий, наработанных за время существования СССР;

  • утечка прогрессивных отечественных технологий за рубеж из-за неразвитости рынка инноваций в Татарстане;

  • преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты, что создает реальную угрозу экономической безопасности как региона, так и государства в целом;

  • все большее отставание Татарстана от развитых стран из-за низкого технического и технологического уровня производства.

Спрос на продуктовые и технико-технологические инновации со стороны российских организаций остается крайне низким. В течение последнего десятилетия масштабы инновационной деятельности в российской экономике весьма скромны.

В Республике Татарстан ситуация в инновационной сфере характеризуется следующими показателями: доля инновационно-активных предприятий в 2002 году составила 12,5% (учтены предприятия, отчитавшиеся о наличии инновационной деятельности по федеральной статистической отчетности (форма N 4 - инновация). В целом по России аналогичный показатель равнялся в 2002 году 9,0%. Лидером по показателю в Приволжском федеральном округе является Пермская область (29,9%). Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции, отгруженной инновационно-активными предприятиями, составляет 12,0% (в России - 9,1%). Доля выручки от реализации инновационной продукции в общей выручке от продажи товаров, продукции предприятий Республики Татарстан составила в 2002 году 2,7%.

Затраты на технологические инновации предприятий Татарстана сократились на 2% в 2002 году по сравнению с 2001 годом. В структуре затрат на технологические инновации преобладают расходы на закупку оборудования и технологических процессов (73,8% затрат на инновации) и лишь 7,7% - непосредственно на исследования и разработки (в 1998 году - 19,0%) (по данным Госкомстата Республики Татарстан). Структура затрат на финансирование инноваций отличается значительными отраслевыми диспропорциями. Так, 53% затрат сосредоточены в топливной промышленности, более трети - в машиностроении и металлообработке - 34,1%. Эти отрасли являются бюджетообразующими. На другие отрасли приходится 12,9%. Вместе с тем ряд отраслей с высоким инновационным потенциалом, такие как информатизация и связь, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, требуют к себе особого внимания. Их инновационное развитие может стать основной предпосылкой увеличения конкурентоспособности экономики республики.

Анализ инновационного потенциала республики показывает, что в Татарстане имеются предпосылки активизации инновационного процесса. Вместе с тем наблюдается разобщенность в работе указанных структур, нет целевой ориентации в расходовании государственных средств на инновационные проекты. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса.

Поэтому необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении Татарстана, для решения ключевой задачи - устойчивого экономического роста в регионе. Это будет возможным при усилении связи между фундаментальной и прикладной наукой, с одной стороны, и производством инновационных продуктов, а также завоеванием рынка, - с другой. Программа должна не только способствовать решению вышеуказанных проблем и устранению негативных тенденций, но и активно развивать трансферт технологий. В связи с этим приоритетными являются создание и запуск механизмов развития цивилизованного рынка интеллектуальной и промышленной собственности, обучение инновационному менеджменту персонала организаций, создание информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса, продвижение собственных инновационных продуктов и технологий в другие субъекты Российской Федерации, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Стратегическая и тактическая республиканская политика в области инноваций должна предусматривать решение законодательных и финансовых проблем, совершенствование способов и методов внедрения инноваций; обеспечить финансовую поддержку со стороны государственных органов республики; венчурное финансирование; поддержку взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций; развитие системы технопарков и бизнес-инкубаторов.

Все это обусловливает важность создания системы инновационной деятельности в Республике Татарстан, что позволит решить важнейшие проблемы в сфере нововведений.

Ранее государственная поддержка предприятий, реализующих приоритетные для Татарстана инновационные проекты, осуществлялась из республиканского бюджета, в котором на эти цели ежегодно предусматривались определенные средства. К примеру, в 2004 году из бюджета на субсидирование части процентной ставки по облигационным займам эмитентов было выделено более 600 млн. рублей (вся сумма по данным Минэкономики РТ использована по назначению). Для получения господдержки проект должен был получить статус одобренного в Межведомственной комиссии по структурно-инвестиционной политике при Кабинете министров РТ (МВК). Кроме того, в бюджете ежегодно предусматривался лимит кредитных ресурсов (в 2004 году – 2,2 млрд руб, плата за его пользование составила до ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ), которые выдавались на пополнение собственных оборотных средств республиканских госпредприятий, реализацию приоритетных инвестиционных проектов, господдержку переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также на исполнение целевых республиканских программ.

В 2004 году власти республики решили усовершенствовать схему прямой бюджетной поддержки предприятий. В ноябре 2004 года Правительство РТ приняло два постановления (№№ 498 и 499) о создании «Стабилизационного залогово-страхового фонда Республики Татарстан» и «Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан», которым передаются фактически все функции государственной поддержки инновационных и инвестиционных проектов предприятий. Учредителем обоих фондов выступил Кабинет министров РТ [34].

По словам начальника отдела экономики и финансов КМ РТ Евгения Гришина, главной задачей инвестиционно-венчурного фонда станет финансовая поддержка высокотехнологичных и наукоемких проектов, осуществляемых на территории республики в рамках утвержденной в марте 2004 года республиканской целевой программы по развитию инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 годы. Предполагается, что основным способом финансирования инновационных проектов станет долевое участие венчурного фонда (до 50%) в коммерческих проектах предприятий с последующей продажей своей доли на рынке. Также в задачи фонда входит компенсация части процентной ставки по банковским кредитам и купонной ставки по облигационным займам предприятий, осуществляющих одобренные инвестпроекты. Кроме этого фонд будет оказывать поддержку среднему и малому бизнесу и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Таким образом, у венчурного фонда, по сравнению с МВК, существенно расширяется поле деятельности в способах предоставления государственной финансовой помощи.

У стабилизационного фонда несколько другие задачи. Этому фонду, который создается на базе упраздняемого резервного фонда по обслуживанию госдолга, кроме сохраняемых за ним функций по обеспечению госзаимствований, придаются функции по осуществлению залоговых операций. В связи с этим предусматривается, что стабилизационный фонд будет способствовать выдаче длинных, сроком на пять и более лет, кредитов, обеспечением которых будет служить длинный депозит фонда. Предполагается, что выбор одного или нескольких банков, в которых будут размещены депозиты фонда, произойдет на конкурсе, организацией которого, правительство РТ намерено заняться в ближайшее время. Также планируется, что стабилизационный фонд будет заниматься предоставлением гарантий (до 30% залогового обеспечения) по некоторым проектам на паритетных началах с банком-партнером.

Главным источником формирования капиталов обоих фондов, по словам разработчиков проекта, станут средства, поступающие в счет погашения ранее выданных бюджетных кредитов. Соответствующая поправка внесена в закон о бюджете на 2004 год. Кроме того, уже решено, что заложенные на господдержку в бюджете на 2005 год 500 млн руб будут переданы венчурному фонду.

За последние несколько лет накопилось не менее 12 млрд рублей кредитных ресурсов, выданных юридическим лицам из бюджета РТ. Все эти средства, в случае их успешного возвращения, будут передаваться из бюджета в фонды по решению парламента республики. Авторы проекта надеются до конца года вернуть и аккумулировать в фондах определенную часть этих ресурсов, не называя пока конкретных сумм. Стабилизационный фонд уже в 2004 году может получить от 2 до 8 млрд рублей.

В настоящее время государство должно уйти от прямой финансовой поддержки предприятий, поскольку имеющиеся в арсенале республиканских министерств законодательно разрешенные возможности выделения бюджетных средств предприятиям, контроля за ходом реализации проектов, эффективности использования выделенных средств бюджета в значительной степени ограничены. Необходимо заставить работать саморегулируемые, самовоспроизводственные процессы.

Важнейшей целью региональной инновационной политики, реализуемой в рамках Программы, является обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития и повышение качества жизни населения республики на основе создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности экономики, ее отдельных отраслей и предприятий республики, продвижения инновационной продукции на внутрирегиональный, межрегиональные и международный рынки, импортозамещения на внутреннем рынке [35, с.11].

Ключевым индикатором эффективного выполнения Программы должно стать увеличение доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости (увеличение на 2 процентных пункта ежегодно). Основными исполнителями Программы являются предприятия, организации и учреждения республики.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Оценка эффективности инвестиционного проекта производства полиэтилен ОАО "Нижнекамскнефтехим"

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... позволит НКНХ увеличить доход и прибыль; финансовые ресурсы, предполагаемые к использованию для финансирования ... -97. Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия/ Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журкова. - ...
  2. Анализ социально-экономической эффективности КНЗ ОАО «ТАНЕКО»

    Дипломная работа >> Экономика
    ... является деятельность нефтегазохимического комплекса ОАО «Танеко» ... инновационного предпринимательства. Созданы фонд венчурного финансирования инновационных проектов при ТНХИ-Х, инновационно ... основу экономики которого составляют НКНХ и предприятия холдинга ...
  3. Планирование инвестиционной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО "Нижнекамскнефтехим")

    Реферат >> Экономика
    ... ОАО "Нижнекамскнефтехим", на наш взгляд, необходимо отнести инновационную деятельность ... рамках нефтехимического комплекса Группа факторов НКНХ ЛУКОЙЛ Сибур-Нефтехим 1 2 ... иностранные инвестиции; проектное финансирование; венчурное инвестирование; первичное ...
  4. Инвестиционная привлекательность региона (2)

    Дипломная работа >> Экономика
    ... , НКНХ, КОС, ОАО "КамАЗ", ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО " ... инновационного предпринимательства. Созданы фонд венчурного финансирования инновационных проектов при ТНХИ-Х, инновационно ... Основные виды деятельности, наименование продукции ОАО "Татнефть" ...
  5. Стратегия социально-экономического развития Нижнекамского муниципального района до 2012 года

    Научная работа >> Экономика
    ... Наряду с внедрением инновационных и здоровьесберегающих образовательных ... кроме того в ОАО «НКНХ» открыт ОПОП «Промышленная ... Совершенствование принципов финансирования системы здравоохранения ... итоги природоохранной деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020709037780762