Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Потребность – рождена чувством нехватки чего-либо Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психическ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальність теми Популярність в підлітковій групі є дуже важливим чинником життя підлітка, тому ця тема є досить актуальною Адже всім відомо як важко...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Зміни, які відбуваються нині в політичному, економічному житті українського народу, потребують проведення реформ у формуванні духовності його, зокрема...полностью>>
Психология->Реферат
Современность - многозвучная гамма понятий и чувств, связывающих человека и жизнь Право быть современным завоевывается в в постижении этого многообраз...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2. Нравственно-психологические отношения в семье

Важной областью этих отношений выступают «горизонтальные взаимоотношения между супругами, родителями и прочими взрослыми членами семьи и ближайшего семейного окружения - взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально - психологического климата семьи.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие:

Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку.

Паритет - ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов.

Соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.

Конкуренция - стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах

Антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного

давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.

К сожалению, возможность сохранения подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, т.е. равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких-либо конфликтов. Что ж, это тоже не плохо, хотя момент необходимой для паритета взаимовыгоды может временами становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному, является таковым же и для другого, да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной - слишком важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций-то здесь как раз и недостает. Однако, еще раз подчеркнем, что паритет - это все-таки неплохо.

Так же приемлемо и соревнование между членами семейного союза, если оно, конечно направлено на достижение действительно нужных и полезных для семьи целей. Однако наличие «семейной состязательности» зачастую таит в себе и момент нервозности, не всегда полезный для развития детей (особенно в неустойчивом юношеском возрасте), а в случае отсутствия выдержки, такта, да и простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию. А вот здесь уже ни о чем хорошем говорить не приходится. Возможно ли сохранение в семье необходимой для развития будущего семьянина атмосферы, да и само сохранение семьи как внутреннего единства, если супруги направляют все свои силы на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и лаже попросту подавляя их по закону «семейных джунглей»?

Конкуренция пагубна во всем, даже в том, что касается нам малыми незначительным, ибо она, как раковая опухоль, однажды возникнув, в не столь уж и долгое время уничтожит здоровое тело семьи. И останется в итоге лишь

антагонизм, непримиримые противоречия, которые незримой, но прочной стеной отделяют членов семьи друг от друга.

И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Но еще страшнее они сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов.

По мнению С.В. Ковалева [1], «...отрицательный опыт конфликтной семьи может быть сведен к следующему. Во-первых, ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений. Во-вторых, духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, т.е. необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей. В -третьих, резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей. В - четвертых, растет безнадзорность и бесконтрольность поведения. В-пятых, снижается способность ребенка к адаптации. В-шестых, ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм. В-седьмых, у него очень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебные отношения к одному из них».

2.3. Эмоциональный тон отношений между детьми и родителями

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жесткость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.[2.]

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание.

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации. В одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями.

Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывает более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Из описанного выше, можно сделать вывод, что лишь только в тех семьях, где имеется взаимопонимание со стороны родителей своих детей, когда присутствует равноправие всех членов семьи, где каждый живет делами другого, создается микроклимат, при котором гармонично развивается личность подростка.

Глава 3. Проблемы взаимоотношений между взрослыми и подростком

Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Работа учителя по сравнению с патриархальным прошлым заметно усложнилась, причем особенно трудно иметь дело со старшеклассниками. И не потому, что ребята или учителя стали хуже, а потому, что предъявляемые к тем или другим требования стали более противоречивыми.

Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно подчиняться требованиям учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, и это часто перерастает в мелочную опеку.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается как к учреждению, процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают этих моментов, они просто «любят» или «не любят» школу. Установки старшеклассника гораздо более дифференцированы. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы.

Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы с возрастом меняются и учеба, приобретение знаний становится прежде всего средством подготовки к будущей деятельности.

В своей работе «Психология ранней юности», И.С. Кон пишет:

«Если верить ведомственным социально-педагогическим данным, подавляющее большинство детей любят свою школу, причем в старших классах привязанность к ней усиливается. Только 8% опрошенных психологами девятиклассников выразили критическое отношение к школе(среди шестиклассников его проявили 25,6%). Лично я отношусь к этим данным скептически. Старшеклассники хорошо знают, чего от них хотят, и отвечают соответственно. Особенно ненадежны в этом смысле результаты массовых опросов, проводимых самими учителями. Их анонимность зачастую фиктивна, а ученые-педагоги с упоением цитируют стандартные восторги учащихся в адрес школы».

В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и противопоставления школы и «настоящей», «взрослой» жизни звучит очень сильно. «Каким бы умным и зрелым ты ни был сам по себе, - пишет юноша, -пока ты еще учишься в школе, к тебе относятся как к ребенку не только родители (для них это, наверное, естественно), но и все окружающие тебя люди».

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд «ипостасей», соответствующих выполняемым им функциям: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший товарищ и друг.

Младший школьник не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Учительская власть также невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не вправе. В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества - способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью.

Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда -дифференциация оценок учителей и самих отношений с ними. В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень его требований к такой дружбе весьма высок. Главное препятствие взаимопониманию учителей и учеников - абсолютизация ролевых отношений, наивно-бюрократический «школо - учебоцентризм». Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании - тот, кто «всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках».

В противоположность образу школьника, идеального во всех отношениях, существует другой: ленивого, пассивного или непослушного школьника, враждебно настроенного к школе и учителю. Такой подопечный вызывает у учителя отнюдь не радужные ожидания. Если «идеальный» учащийся утверждает учителя в его роли, делает его работу приятной и соответственно оказывает позитивное воздействие на его Я — концепцию, то «плохой» учащийся, напротив, служит источником отрицательных эмоций, соответственно учителя считают таких детей безразличными, агрессивными, неадаптивными и даже видят в них потенциальных правонарушителей. «Такая обратная связь нередко срабатывает как самореализующееся пророчество» [5].

Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфику опасности и вредности своей профессии. Американский психолог У. Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932) описал некоторые из этих вредностей. Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках, затрудняет эмоциональное самовыражение.

3.1. Рекомендации для родителей в воспитании подростков

Диалог - специфическая форма общения между людьми, в которой человек выступает для другого как равный собеседник с правом на собственную позицию, с только ему присущей системой аргументов, индивидуальным способом восприятия и переживаний. Для возникновения диалога необходимо взаимное стремление его участников к установлению истины, единство целей, способность выслушать точку зрения собеседника, как бы она ни отличалась от его собственной. Диалог невозможен без заинтересованного, сочувственного отношения собеседников друг к другу, готовности каждого представить и понять проблемы другого.

Ведущая роль в установлении диалога принадлежит учителю перед учителем стоит сложнейшая задача: во-первых, он должен преодолеть элементы формального общения, неизбежные при обсуждении с родителями проблем, связанных с ребенком; во-вторых, перейти на уровень личного доверительного общения, оставаясь в позиции учителя; в-третьих, в процессе беседы с родителями о воспитании ребенка в семье не должен забывать собственные учительские задачи.

Диалог достигнет цели, если учитель понимает проблемы и трудности родителей, если есть у него отчетливое представление об их ошибках в воспитании ребенка. Родители только тогда смогут самокритично отнестись к собственным ошибкам, когда увидят в учителе терпимого и терпеливого собеседника[4].

Желание учителя вникнуть в мотивы поступков родителей, понять их намерения создает опасность растворения в супружеских и родительских проблемах собеседников. Одна из задач учителя - в процессе беседы сохранять определенную дистанцию и контролировать меру включенности в их переживания.

Педагогические исследования, работа практиков - психологов, литературные данные говорят о том, что наибольшую трудность для родителей представляет предъявление требований к ребенку. Одной из типичных ошибок при этом является неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка, обращения с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте.

Родители пытаются ограничить активность, самостоятельность подростка, подчас в авторитарной форме высказывают мнения о его друзьях, интересах, пытаются влиять на интересы ребенка. Известны случаи, когда родители читают дневники и письма детей, полагая, что имеют право знать, чем они живут. Естественно, что недоверие, неуважение к интимной жизни подростка способствует отчуждению детей от родителей, приводит к раздражительности, непослушанию.

Психологические данные показывают, что дети 11-15 лет воспринимают общение со взрослыми, и прежде всего с родителями, как зону конфликта, который нужно избегать любыми путями: уклоняться от контакта, создавать видимость послушания. Взрослый, которому достаточно формального послушания, не пользуется авторитетом у ребенка, он не нашел путей ни к сознанию, ни к сердцу ребенка.

Жалобы родителей на непослушание и упрямство детей означают, что родители требуют от детей того, чего не делают сами; они непоследовательны в предъявлении требований, несправедливы или не владеют способами наказания, предъявляют требование в неприемлемой для ребенка форме.

Среди родителей бытует мнение, что можно воспитать у ребенка качества, которых нет у них самих, достаточно вести себя правильно с педагогической точки зрения. Это высмеивал А.С. Макаренко: «По мнению таких родителей...нужно найти какой-то хитрющий рецепт воспитания, и дело будет сделано...Если этот рецепт дать в руки заядлому лежебоке, он при помощи этого рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым. Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть недостатки» (Соч. М.1951, т. 4). Так же считал и Л.Н. Толстой: «Невозможно воспитать хорошо, если сам дурен». [4.]

Один из наиболее остро стоящих сегодня перед родителями вопросов - имеет ли смысл та романтическая направленность воспитания, в которой росло военное и послевоенное поколение. Не лучше ли для ребенка трезво смотреть на жизнь, заранее искать себе «место под солнцем», должны ли современные дети знать трудности, не лучше ли им дать безоблачное детство без физического труда и материальных ограничений.

Определенные ограничения детей в материальных благах помогут воспитанию естественных потребностей, разумному отношению к деньгам. Неумеренное задаривание детей создает у них впечатление легкости получения вещей при полном отсутствии представления о цене труда.

В.А. Сухомлинский писал о том, что бездумное удовлетворение потребностей детей ведет к тому, что в более зрелом возрасте их ждет пустота и разочарование.

Последнее время участились жалобы родителей на пассивность детей по отношению к искусству и литературе: не любят читать, не хотят ходить в музеи, все подряд смотрят по телевизору. Это явление не должно остаться без внимания психолога и педагога. Прежде всего оно означает неравномерное развитие познавательных потребностей, особенно если у ребенка ярко выражены другие интересы: к математике, технике, шахматам и т.д.

Опасность равнодушия к искусству заключается еще и в том, что ребенок лишается важнейшего источника нравственного воспитания, одухотворения его мировоззрения, источника эстетических переживаний.

Пассивность детей по отношению к искусству объясняется либо отсутствием интереса к искусству в семье, либо «закармливанием» детей с раннего возраста эстетическими впечатлениями. Присутствие в доме телевизора само по себе не является фактором, тормозящим эстетическое развитие. Наоборот, телевидение может значительно стимулировать интерес ребенка к искусству, если родители следят за тем, чтобы ребенок смотрел передачи, соответствующие его возрасту и уровню развития. Делая вывод, можно сказать, безразличие или утилитарное отношение к искусству в семье приведет к тому, что ребенок будет стремиться лишь к суррогатам культуры или воспринимать произведения искусства как предметы потребления.

Со стороны родителей возможны возражения, что эстетическое воспитание, развитие эстетического вкуса - это обязанность школы. Воспитание ребенка в школе не дает родителям отстраняться от воспитания ребенка в семье.

И так, у семьи и школы общие цели, единые задачи: реализация всех потенциальных возможностей ребенка, формирование его личности, его умственной и личностной активности, воспитание нравственной и социальной зрелости. Осуществление этих задач возможно лишь в творческом контакте учителя и родителей, их полном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи.

Заключение

И так, подростковый период жизни создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей между детьми и родителями. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для подростка нравственными критериями их поведения.

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг к другу, связаны узами не только родственной, но и духовной жизни.

Преобладание нормативного содержания в отношении со взрослыми толкает подростка на поиск людей, которые могут подарить ему любовь, отнестись к нему самому, а не к какому -то придуманному, фантомному образу Я этого конкретного человека. Такими людьми оказываются сверстники, хотя это могут быть и люди (компании) более старшего возраста, эти люди могут дать подростку (в силу своей жизненной некомпетентности) недостоверную психологическую информацию, что окажет свое влияние на его отношения с собственной семьей.

Недаром, рассматривая вопросы в курсовой работе, взаимодействия родителей и их детей показывает, что доверительное отношение и общение с родителями связано с проявлением пониженной тревожности, а регламентированность - с повышенной.

С сожалением приходится констатировать, что потребность подростков в нерегламентированном общении со взрослыми не получает своего удовлетворения, так как в жизни преобладает регламентированный тип общения. Остается только думать, что за этим стоит еще одно проявление обособленной любви, замененной псевдо любовью, то явление, которое носит культурно-обособленный характер, где идеал человека и концепция жизни не являются научными абстракциями, а составляют ткань отношения человека к другому человеку. Очень сложно описать воздействие человека на человека в нерегламентированном общении, общении души с душой, где слова часто не имеют большого значения - важнее отношение. Оно же может быть выражено во взгляде, жесте, короткой реплике, совместном чувств.

Глубокие контакты с родителями создают у подростка устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Да будет оптимизм свойством родителей!

Список используемой литературы

  1. С.В. Ковалев. Психология современной семьи, М. 1988

  2. И.С Кон. Психология ранней юности, М. Просвещение 1989

  3. Г.С. Абрамова. Возрастная психология. М., Екатеринбург, Деловая
    книга. 2000

  4. Т.П. Гаврилова. О типичных ошибках родителей в воспитании детей.
    Журнал вопросы психологии №1, 1984

  5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского
    М., 1970

  6. Психология и педагогика / под ред. Радугина А.А. М., 1997

7. Подростковая психология, Личко А.Е. Л., 1979

  1. Настольная книга практического психолога, М., Владос, 2001

  2. Изучение личности учащегося и ученических коллективов, Фридман
    Л.П.-М., 1988

10. Семейное воспитание: Словарь для родителей. М., 1967



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности подросткового возраста (2)

    Реферат >> Биология
    Особенности подросткового возраста Подростковый возраст, согласно классификации ... ... Эндокринная система Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят ... к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере ...
  2. Особенности подросткового возраста (1)

    Реферат >> Психология
    ... часть. Особенности подросткового возраста. Глава 1. Психофизиологические особенности подросткового возраста. 1.1. Развитие мышления в переходном возрасте. 1.2. Самосознание. Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста. 2.1. Чувство ...
  3. Особенности подросткового возраста (4)

    Реферат >> Психология
    ... человеческого развития. Цель исследования: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного ... позволяет понять поведение детей подросткового возраста, их психологические особенности, их переживания, что, в ...
  4. Психофизиологические особенности подросткового возраста

    Контрольная работа >> Психология
    Контрольная работа на тему: Психофизиологические особенности подросткового возраста Содержание Введение 1.1 Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития 1.2 Половое ...
  5. Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... -историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования: развитие рефлексии ... в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как прослеживается в работах Л.С. Выготского, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015230178833008