Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Статья
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка Самобытность челов...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность темы реферата обусловлена тем, что психология внимания — одна из классических областей психологии Ее изучением занимались Н Н Ланге, П Я ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Понятие конструктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное Мышление является высшим познавательным процессом Это о...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов Арт-терапия не имеет ограничений и противо...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.1. Семья и ее влияние на формирование личности подростка

«Все мы родом из детства», «Все - и хорошее, и плохое - человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.

Именно семья была, есть и, по-видимому, будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Конечно, развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному суждению роли семейной педагогики в воспитании семьянина: так, если раньше молодая семья могла основываться на прочном опыте родственников и соседей, то теперь семейные ориентации стали в значительной степени определяться социальной средой обучения (школа, ПТУ) или организованного отдыха (турбазы, лагеря отдыха и т.п.). однако сужение этих воспитательных функций ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности. Ковалев [1].

Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы.

Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.

Вторая - это внутри- и вне семейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Эта группа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но, увы, основательно ослабла в городе (по

данным социологических исследований свыше 40% московских школьников не имеют постоянных домашних обязанностей).

Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать утверждение, по которому первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) могут быть представлены педагогикой семейных отношений, той самой, о которой с гениальной прозорливостью писал несколько десятилетий назад великий педагог А.С. Макаренко. «Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей «Книге для родителей», - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы читаете газету, смеётесь - все это имеет для ребенка большое значение. Мельчайшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!».

Если воспользоваться традиционной схемой различения сфер семейных отношений (хозяйственно-бытовые, нравственно-психологические, интимно-личные), то тогда окажется, что первая группа факторов охватывает нравственно-психологическую «ипостась» этих отношений, тогда как вторая -хозяйственно-бытовую. Значение каждой из этих сфер для воспитания семьянина огромно и бесспорно, хотя нельзя не отметить, что признавая несомненную роль внутри- и вне семейной деятельности, прямо и

непосредственно формирующей базисные брачно-семейные представления вступающего в жизнь поколения.

Однако, как считает С.В. Ковалев [1], подобный подход представляется в корне неверным. Воспитание необходимых для семейной жизни качеств (таких как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие) более всего происходит в незримой, но чрезвычайно влиятельной области педагогики отношений, дефекты которой порождают последующие отклонения в поведении. Так изучая подростков-правонарушителей из благополучных семейных союзов - полных, материально обеспеченных и впрямую плохо не влияющих на ребенка - ученые обнаружили два типа семей, в которых они выросли. Первый - с потребительским стилем воспитания, где материальное благополучие сочеталось с полной бездуховностью, с мещанскими и стяжательскими интересами, и второй - с отсутствием эмоциональных контактов родителей с детьми, нормальных, теплых их взаимоотношений.

Исследуя взаимоотношения учащихся ПТУ в учебных группах, психологи выяснили, что благоприятные отношения, складывающиеся в семье, обычно переносятся и в учебную группу. Учащиеся из таких семей куда легче строят хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и чаще становятся лидерами. Учащиеся же из семей с плохими отношениями не умеют их строить и в учебной группе и куда чаще становятся изолированными.

Наконец, изучая воспитанников спецшколы - интерната (с явными дефектами воспитания), специалисты выяснили, что в их семьях наблюдался один из трех типов явных нарушений правильного отношения к ребенку. Гиперопека со стороны матери. Полное равнодушие родителей к ребенку. И жесткое, агрессивное отношение со стороны одного из родителей.

В связи с тем, что вышеприведенные данные, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к подготовке к семейной жизни (но лишь на первый, ибо любые дефекты взаимоотношений и отклонения поведения неизбежно

дезорганизуют семью), нельзя не отметить, что именно нравственно-психологическое благополучие родительской семьи, по обобщенным данным целого ряда работ, является едва ли не главным фактором, определяющим стабильность семейного союза выросших в этой семье юношей и девушек.

В исследовании [3] отношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрения доверительного общения со стороны старшеклассников, информационного содержания общения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 ленинградских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов детей и родителей: родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и производственным трудом родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т.д.

И.С, Кон, в своей работе «Психология ранней юности», обращает внимание на асимметричность, неравноправие отношений детей и родителей. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85 процентов

невест и 80 процентов женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи (с матерями - соответственно 35 и 63 процента). Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней юности темы - «этапы полового созревания» и «интимные отношения» - занимают последние места в разговорах с родителями [4].

Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше, казеннее, регламентированнее становится их взаимодействие.

Юноши в свою очередь» невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны.

И здесь особенно трудно приходится отцам. Конфликт поколений, не случайно формировался как столкновение отца и сына. Не касаясь психологической теории Эдипова комплекса, распространенность таких конфликтов можно объяснить, с одной стороны, социальными причинами(эмансипация от отцовской власти, борьба сына за право самостоятельно выбирать жизненный путь), а с другой - психологическими (жесткость мужского характера, затрудняющие взаимопонимание и компромиссы). Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Не говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей.

По мнению опрошенных В.Д. Поповым уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач.

Дело по-видимому, не вот, что современные мужчины уделяют меньше внимания семье и детям, а в том, что подорвано их традиционное положение в семье, а новые роли усваиваются медленно. Отец перестал быть единственным кормильцем и дисциплинирующим фактором. Труд, который всегда был и остается главной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни пространственно отделен от семейного быта. Как работает отец, ребенок не видит. Что же касается внутрисемейных функций, роль матери здесь выглядит гораздо более важной и значимой, чем роль отца. Кроме того, взаимоотношения отцов с детьми осложняются меньшей экспрессивностью мужчин, их частым неумением выражать сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Эти качества, столь ценимые в наши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины.

Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип - чуткость, внимательность, отзывчивость и т.д. их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские»качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания.

И так, броня которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой собаку из подворотни: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому вовлекая отцов в дело воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую психологическую помощь.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности подросткового возраста (2)

    Реферат >> Биология
    Особенности подросткового возраста Подростковый возраст, согласно классификации ... ... Эндокринная система Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят ... к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере ...
  2. Особенности подросткового возраста (1)

    Реферат >> Психология
    ... часть. Особенности подросткового возраста. Глава 1. Психофизиологические особенности подросткового возраста. 1.1. Развитие мышления в переходном возрасте. 1.2. Самосознание. Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста. 2.1. Чувство ...
  3. Особенности подросткового возраста (4)

    Реферат >> Психология
    ... человеческого развития. Цель исследования: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного ... позволяет понять поведение детей подросткового возраста, их психологические особенности, их переживания, что, в ...
  4. Психофизиологические особенности подросткового возраста

    Контрольная работа >> Психология
    Контрольная работа на тему: Психофизиологические особенности подросткового возраста Содержание Введение 1.1 Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития 1.2 Половое ...
  5. Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... -историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования: развитие рефлексии ... в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как прослеживается в работах Л.С. Выготского, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001816987991333