Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Потребность – рождена чувством нехватки чего-либо Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психическ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальність теми Популярність в підлітковій групі є дуже важливим чинником життя підлітка, тому ця тема є досить актуальною Адже всім відомо як важко...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Зміни, які відбуваються нині в політичному, економічному житті українського народу, потребують проведення реформ у формуванні духовності його, зокрема...полностью>>
Психология->Реферат
Современность - многозвучная гамма понятий и чувств, связывающих человека и жизнь Право быть современным завоевывается в в постижении этого многообраз...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Становление самоосознания подростка.

Формирование половой идентичности человека связано не только с определенными психосексуальными, но и различными социосексуальными ориентациями. Существенное место занимает определенная система половых ролей. Это очень важный момент в становлении подростков как личности. Переживание половой идентичности предполагает наличие у человека определенных образцов поведения соответствующего пола. Идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков как мальчиков, так и девочек, находится как бы в разных планах и практически не пересекаются. Естественно, что регулирующая функция этих образов весьма незначительна.

Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту можно охарактеризовать как период, в котором происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную динамическую позицию «изнутри». Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях.

Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и изменением жизненной перспективы подростка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным

пошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как в глубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и в ширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы.

Формирование новой временной перспективы не всем дается легко. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в подростковом сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось.

Жизненная позиция неотделима от мировоззрения личности. Социальная ценность человека определяется тем, насколько его деятельность способствует прогрессу общества. Задавая вопрос о смысле жизни, подросток одновременно думает и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Каково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности. На эти вопросы нет общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно подойти только практическим путем. Трудность в подростковой рефлексии о смысле жизни в правильном совмещении ближней и дальней перспективы. Мировоззренческие вопросы решаются категорично, в них отражается противоречие между абстрактным и конкретным.

Характерная черта подросткового возраста - формирование жизненных планов. Это явление одновременно и социального и этического порядка. Это план деятельности, который заземляется на выбор профессии. Стремление к самоутверждению сменяется более реалистическим и критическим самоанализом и самовоспитанием.

В отличии от ребенка принимающего правила поведения на веру, юноша уже начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, с чем их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать и так далее.

Целенаправленное этическое воспитание, разъяснение принципов морали в общем виде, или на конкретных примерах жизни, литературы повышают уровень морального сознания юношей и девушек, помогают им глубже понять, взвесить и оценить жизненные ситуации. [7]

1.3. Причины конфликтов

Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Чем же характеризуются такие отношения? Прежде общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Изучение множества разнообразных документов позволило выявить некоторые основные тенденции отношений родителей и подростков в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Под конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой родители и подросток испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами.

Родители вникают в заботы и потребности подростка, и он делится с ними. Это менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены. Наметилась едва ощутимая трещинка в душевных связях, и фактические данные дают основание обозначить три наиболее частых причины [6].

1.Некоторые расхождения между характером требований и личным поведением (А вы сами всегда так поступаете?), немного тревожно уже то, что появился повод-сомнение для такого вопроса.

2. Недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в
конкретных ситуациях, недооценка потребности подростка быть личностью.

3. Подчас родители психологически не «поспевают» за динамизмом
развития детей.

Подобные, пока еще едва заметные признаки возникающей дистанции уже дают родителям повод для серьезных профилактических размышлений.

Родители стараются вникнуть в интересы и заботы подростка. Эта стадия отношений наиболее противоречивая, и на первый взгляд странная. Родители стремятся вникнуть в жизнь детей из самых искренних побуждений, чувств любви и внимания. Подросток это понимает. Но ... не принимает. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае за частую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, родители фактически обрекают своих дорогих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания. Причем, тенденция такова, что жертвами такой любвеобильности становятся обычно девушки-старшеклассницы.

Выходит, интерес родителей к внутреннему миру подростка не всегда сопровождается умением войти в этот мир без нажима, навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие благонамеренных усилий: «Дорогие родители! Если будете меня воспитывать, я убегу из дома!».

Дети испытывают желание делиться с родителями, чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей. Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном

выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с подростком, что порождает у них чувство обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

Поведение, жизненные стремления подростков вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее всего) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях - с аморальными поступками.

У специалистов-психологов есть такой термин - «самонаправленная жестокость». Проявление жестокости по отношению к самому себе - это алкоголизм, наркомания, токсикомания, другие опасные отклонения в поведении.

Скорее правы дети. В этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, но и также педагогической бестактностью, которая усугубляется отсутствием общей культуры. Конфликты в которых прав подросток, чреваты особыми последствиями - многолетней детской обидой, способной бросать тень на отношения детей и родителей, вызывать их разобщенность.

Конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в эпизодические «контрнаступления», а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступление по всему «фронту» отношений. Военная

терминология тут уместна: «это холодная война» повседневных нервозных стычек.

Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

1.Педагогическая несостоятельность родителей. Если родители не отдают отчет себе в этом, если не занимаются вдумчивым психолого-педагогическим самообразованием, они могут оказаться перед грозной стихией беспомощности и страданий. А в конце жизни - одинокой заброшенной старостью. В типичном варианте такие родители «упускают»подростка. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения. Нередко в этом случае - в среду преступную.

2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, призирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену общению приходит полное отчуждение, вражда.

3.Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной. Сотворение в семье кумира - обычно единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного, капризного. А в результате -эгоцентричного и бессовестно-равнодушного. По определению П.Ф.Лесгафта -«мягко-забитый тип».

И так, подросток - не будущий человек, а уже человек, детство и юность -не ожидание взрослости, а полноценный период жизни. Правильно, когда родители строят отношения с ребенком не с позиций начальника или собственника и не как с куклой, а как максимально близкие, доброжелательные, как отношения теплоты, радости, сотрудничества, доверия.

Глава 2. Родители и подростки



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности подросткового возраста (2)

    Реферат >> Биология
    Особенности подросткового возраста Подростковый возраст, согласно классификации ... ... Эндокринная система Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят ... к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере ...
  2. Особенности подросткового возраста (1)

    Реферат >> Психология
    ... часть. Особенности подросткового возраста. Глава 1. Психофизиологические особенности подросткового возраста. 1.1. Развитие мышления в переходном возрасте. 1.2. Самосознание. Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста. 2.1. Чувство ...
  3. Особенности подросткового возраста (4)

    Реферат >> Психология
    ... человеческого развития. Цель исследования: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного ... позволяет понять поведение детей подросткового возраста, их психологические особенности, их переживания, что, в ...
  4. Психофизиологические особенности подросткового возраста

    Контрольная работа >> Психология
    Контрольная работа на тему: Психофизиологические особенности подросткового возраста Содержание Введение 1.1 Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития 1.2 Половое ...
  5. Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... -историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования: развитие рефлексии ... в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста. Как прослеживается в работах Л.С. Выготского, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014560222625732