Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >История
4. Натурализация и её социальные аспекты
Число лиц, получивших эстонское гражданство путём натурализации, число лиц без гражданства и их доля в населении:[17]
По данным Департамента полиции и погранохраны МВД Эстонии по состоянию на сентябрь 2010 года в стране осталось менее 7,5 % лиц без гражданства[39]. По состоянию на 1 октября 2010 года в Эстонии насчитывается 101 895 лиц с видом на жительство и 22 лица с правом проживания в Эстонии. У всех этих лиц нет гражданства ни одной из стран[36].
Социолог Клара Халлик отмечала, что выбранная модель натурализации в Эстонии предполагала создание программы массового обучения эстонскому языку, финансируемой государством, чего однако сделано не было.[9]
После 1996 года, когда натурализация стала проводиться по более сложным правилам, наблюдалось резкое снижение темпов принятия гражданства.[9] С 1999 года темпы натурализации в Эстонии значительно снизились.[29] К концу 1990-х ситуация с гражданством в Эстонии оставалась напряженной.[9]
По данным переписи 2000 года, 170,3 тыс. человек (около 12 % населения Эстонии) были лицами без гражданства.[29] В ряде городов доля лиц без гражданства оставалась весьма значительной.[29] Так, в Кохтла-Ярве их доля составляла 42,7 % населения, в Нарве — 33,6 %.[29] Среди лиц без гражданства доля русских составляла 78,3 % (133,3 тыс. человек), эстонцев — 2,9 % (4,9 тыс. человек), других национальностей — 18,5 % (31,6 тыс. человек).[29]
14 сентября 2001 года вышло заключение Консультативного комитета Совета Европы по выполнению Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств на доклад Эстонии о выполнении этого документа.[40] В заключении констатировались сохраняющиеся медленные темпы натурализации и был сделан вывод о том, что одним из препятствий для натурализации является завышенный уровень требований к знанию эстонского языка.[40]
23 апреля 2002 вышел доклад Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в котором констатировалось замедление процесса натурализации и рекомендовалось принять меры по стимулированию неграждан ходатайствовать о получении гражданства Эстонии.[40] Согласно докладу, «несмотря на принятые поправки к Закону о гражданстве, его требования всё ещё воспринимаются многими людьми, желающими приобрести эстонское гражданство, как барьер».[40]
Согласно «Мониторингу интеграции-2005», 70 % неэстонцев оценивали политику в области гражданства как слишком жёсткую и нарушающую права человека.[9] Согласно социологическому опросу «Перспективы эстонцев», проведённому в Эстонии в 2006 году, 72 % лиц без гражданства и 35 % граждан России высказали желание получить гражданство Эстонии, при этом только 19 % лиц без гражданства и 9 % граждан России полагали, что смогут сдать для этого экзамен по эстонскому языку.[9]
В 2006 году Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации выступил с рекомендацией Эстонии «принять дальнейшие меры для активизации процесса натурализации и упрощения доступа к нему».[9] Комитет, в частности, рекомендовал создать для всех лиц, подавших заявления о натурализации, бесплатные и высококачественные языковые курсы, а также вновь предложил Эстонии ратифицировать Конвенцию о сокращении безгражданства и Конвенцию о статусе апатридов.[9]
В феврале 2006 года орган Совета Европы — Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью — выпустил доклад о ситуации в Эстонии. В этом докладе констатируется, что число лиц без гражданства в Эстонии (11 % населения) чрезвычайно велико, а основным препятствием для натурализации остаётся слишком сложный экзамен на знание эстонского языка.[41][42]
В сентябре 2007 года председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден совершил визит в Эстонию, после чего заявил, что эта страна слишком медлит с предоставлением эстонского гражданства проживающему в стране русскоязычному населению. По его мнению, Евросоюз не может допустить того, чтобы у одного из членов ЕС было такое число жителей без гражданства. Он заявил, что показатель, названный эстонским правительством, согласно которому предполагается предоставление гражданства 5-7 тыс. человек в год, является слишком низким: «Я надеюсь, правительство страны увеличит эту цифру до 10 тыс.человек, поскольку если мы говорим лишь о 5 тыс. человек в год, то процесс предоставления гражданства 100 тыс. русскоговорящего населения растянется на 20 лет».[6] Тогда же специальный докладчик ООН по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии Дуду Дьен заявил: «Факт, что в Эстонии много людей не имеет гражданства, что это центральная проблема в стране и её решение нужно пересмотреть». По мнению докладчика, «знать эстонский язык — это совершенно нормальное требование», однако статус русского языка должен соответствовать численности русскоязычного меньшинства в демократическом обществе: русский язык мог бы стать в Эстонии вторым государственным языком.[43]
По состоянию на 2008 год, около 3 тыс. детей младше 15 лет имели право получить эстонское гражданство в упрощённом порядке, но их родители не воспользовались этой возможностью. Больше всего таких лиц в Таллине и пограничном с Россией северо-восточном уезде Ида-Вирумаа[44].
В октябре 2010 года профессор международного права и эксперт Комиссии по интеграцииуточнить[45] Евгений Цыбуленко заявил, что число желающих получить эстонское гражданство в последние годы снижается, и выделил ряд причин этого:[46]
Большинство из тех, кто хотел получить гражданство, его уже получили. В частности Цыбуленко утверждал, что введение Европейским Союзом и Россией в 2007—2008 годах безвизового въезда для лиц без гражданства снизило стимулы к получению ими гражданства.
Для большинства лиц без гражданства экзамен на знание эстонского языка представляется оскорбительным.
Бытует мнение, что процедура получения гражданства чересчур сложная. Она неоднократно была упрощена, но не все об этом знают.
В марте 2008 года Урмас Паэт заявил, что решением предоставить безвизовый въезд лицам без гражданства Россия лишает людей мотивации ходатайствовать об эстонском гражданстве и замедляет процесс натурализации при том, что Россия на протяжении 17 лет упрекала Эстонию в медленных темпах этого процесса. По мнению Паэта, «это решение подтверждает двуличность российской политики»[47]. В августе 2009 года он снова отметил, что люди по прагматичным причинам предпочитают оставаться без гражданства. [48] В марте 2009 года Комиссар ОБСЕ по защите национальных меньшинств Кнут Воллебек заявил, что введение для неграждан безвизового пересечения границы с Россией может быть одним из объяснений, почему ходатайств о получении гражданства Эстонии стало меньше[49]. В ноябре 2010 года посол России в Эстонии Ю. Н. Мерзляков заявил, что «ощущается нежелание значительной части „серопаспортников“ выбирать то или иное гражданство: эстонское или российское». По мнению Мерзлякова, одной из причин такого нежелания является возможность обладателей «серого паспорта» свободно ездить в Евросоюзи в Россию без дополнительного оформления документов и денежных затрат. Мерзляков высказал мнение, что с введением безвизового режима между Россией и ЕС «эта причина потеряет смысл, „серый паспорт“ в этом отношении потеряет свою привлекательность, и можно будет уже определяться с гражданством».[50]
В марте 2009 года Кнут Воллебек заявил, что неграждане недостаточно информированы о возможностях более быстрой и простой процедуры натурализации. Воллебек сказал о том, что опросы свидетельствуют об унизительности факта похода на экзамен для некоторых людей. По мнению Воллебека то, что в Эстонии около 9 % населения не имеют гражданства, является довольно высоким показателем, а эстонскому правительству необходимо использовать для ускорения натурализации систему образования и активнее доводить информацию о возможностях получения гражданства до неграждан. При этом он заявил, что «мы не должны заставлять людей идти на экзамен, это вопрос свободного выбора, а Эстония — свободная страна»[49]. Урмас Паэт тогда же заявил, что «разговоры о проблемах неграждан имеют искусственный характер. У всех неграждан есть возможность ходатайствовать о получении гражданства и получить его. Это вопрос желания».[49]
В 2009 году в Эстонии натурализовалось 1670 человек, что стало худшим годовым показателем с 1991 года.[51]
В 2010 году Таллинским университетом и фирмой Saar Poll по заказу министерства культуры Эстонии было проведено исследование ситуации с негражданами.[39] Согласно этому исследованию, 73 % эстонцев и 82 % неэстонцев считают экзамен на гражданство несправедливым, 65 % эстонцев и 92 % неэстонцев — слишком сложным.[39] Руководитель исследования, профессор сравнительной политики Таллинского университета Райво Ветик заявил, что «ситуация с негражданством особенно плоха, поскольку ценность гражданства просто упала».[39] Согласно исследованию, одной из причин нежелания получать гражданство является недоверие эстонскому государству и его институтам, а также чувство социально-экономического неравенства среди представителей национального большинства и меньшинства, но при этом отсутствие гражданства не мешает нормальной жизни по мнению около 90 % эстонцев и 75 % русскоговорящих.[39] Министр культуры Эстонии Лайне Янес заявила, что одной из основных причин нежелания получать гражданство является боязнь людей идти на экзамен: «Самое главное — это барьер. Люди не знают, насколько в действительности сложен экзамен на гражданство. Они боятся бюрократии». Комментируя результат этого исследования профессор Тартуского университета социолог Марью Лауристин заявила, что две трети лиц без гражданства не заинтересованы в его приобретении[39]. По мнению Лауристин, необходим индивидуальный подход к работе с негражданами,[39] Паэт утверждает, что такой подход уже реализуется МВД и Департаментом гражданства и миграции.[49]
В докладе Комиссии против расизма и нетерпимости при Совете Европы (ECRI), опубликованном в марте 2010 года, число людей без гражданства в Эстонии (8 % населения) оценивалось как слишком большое и отмечалось, что интеграции неграждан препятствуют слишком серьёзные требования к знанию эстонского языка. Вице-канцлер МВД Эстонии по внутренней безопасности Эркки Коорт заявил, что получение гражданства Эстонии постоянно упрощалось, и речь идёт о долгосрочном процессе.[52].
По информации эстонской газеты Postimees, Департамент охранной полиции Эстонии делал заявления о том, что местная русская община является инструментом в руках спецслужб России[53].
5. Отличия в правах
В первые годы независимости Эстонии были приняты ряд законов, большая часть которых действует и в настоящее время, которые накладывают на неграждан Эстонии несколько десятков дискриминационных ограничений.[15]
5.1. Гражданские и политические права
В отличие от гражданина Эстонии, неграждане Эстонии не имеют права голосовать на выборах в Рийгикогу, быть избранными в него.[54][29][40] Голосовать и быть избранными на выборах Европарламента, быть избранными в советы местных самоуправлений могут только граждане Эстонии и других стран ЕС, избирать советы местных самоуправлений — также «граждане третьих стран» (включая «лиц с неопределённым гражданством»), имеющие статус долговременного жителя или право постоянного проживания. Только граждане Эстонии и других стран ЕС могут состоять в политических партиях и создавать их.[29][40][55][56]
Эстония — одна из немногих стран, где неграждане имеют право голосовать на местных выборах. Это право ограничено 5-летним цензом оседлости на территории местного самоуправления.[57] Для граждан Эстонии и Европейского союза подобного ограничения нет. Однако в большинстве стран Европы, включая Германию, Францию, Великобританию, Италию, Грецию и Россию неграждане не имеют такого права вообще[17].
В соответствии с Законом ЭР «О ратификации Рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств», неграждане исключены из числа лиц, подпадающих под действие этой конвенции и не пользуются защитой в качестве национального меньшинства. Аналогичная норма содержится и в единственном «внутреннем» законе, посвященном национальном меньшинствам, — Законе о культурной автономии национального меньшинства.[55][29]
Только для неграждан регистрация по месту жительства является обязательным условием для решения ряда проблем по реализации своих социально-экономических и политических прав.[29]
Кроме того,
Получив гражданство, неграждане Эстонии, как и другие натурализованные граждане, лишены возможности иметь второе гражданство.[58][59] Для граждан Эстонии по рождению такая возможность существует вследствие наличия в эстонской Конституции запрета на лишение их гражданства;
Неграждане ограничены в праве на свободное передвижение в результате того, что паспорт иностранца не признается большинством государств.[29]
Неграждане ограничены в возможности безвизового въезда в ряд государств, которые имеют соглашения с Эстонией о безвизовом режиме (но могут свободно передвигаться по странам Шенгенского соглашения с некоторыми временными ограничениями);
Проживающие в Эстонии на основании временного вида на жительство неграждане обязаны регистрироваться в случае выезда из ЭР на срок свыше 183 дней, в случае не регистрации их вид на жительство аннулируется (п.3 ч.2 ст.14 Закона об иностранцах).[55]
Похожие страницы:
Неграждане Латвия
Реферат >> История... праву категория лиц — неграждане Латвии. Неграждане Латвии не подлежат ... (в отличие от сходной группы неграждан Эстонии, также и на выборах самоуправлений ... профессиональных ограничений для неграждан и право для неграждан избирать самоуправления[45]. ...Присоединение Прибалтики к СССР
Реферат >> История... и их потомков (см. Неграждане (Латвия) и Неграждане (Эстония)), поскольку гражданами этих государств ... рекомендовали Латвии: присвоить негражданам право голоса на муниципальных ... также более эффективно регистрировать детей неграждан в качестве граждан[75][76 ...Менталитет русской диаспоры в странах Балтии
Курсовая работа >> Социология... материально обеспеченной категорией. Так, неграждане не могут рассчитывать на ... как Эстония не присоединилась к соответствующей международной конвенции. Большинство неграждан, до ... по государственному языку. Количество неграждан сокращается, хотя и медленными ...НАТО (3)
Дипломная работа >> География... 1918 (16 февраля). Характеристика Эстонии: Эстонская Республика (Ээсти Вабарийк), ... католицизм. Значительная часть неэстонцев — «неграждане», не имеющие права голоса. ... принял постановление о государственной независимости Эстонии. В 2004 вступила в Европейский ...История Латвии (3)
Реферат >> История... Калпакса (Колпака). В Южной Эстонии были созданы латышские отряды, ... Северолатвийскую бригаду составе Вооруженных сил Эстонии. Параллельно с этим министр обороны ... жителей Латвии (включая будущих «неграждан») высказались за демократию и независимость ...