Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
На рубеже 16 и 17вв Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно прояв...полностью>>
История->Реферат
События рубежа XVI-XVII вв получили, с легкой руки современников, название «Смутное время» Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – эконо...полностью>>
История->Реферат
Конец XVI и начало XVII в ознаменованы в русской истории смутой Начавшаяся вверху, она быстро спустилась вниз, захватила все слои московского общества...полностью>>
История->Реферат
До недавнего времени Смутное время рассматривался историками как период крестьянской войны и иностранной интервенции Сегодня в отношении этих событий ...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. Натурализация и её социальные аспекты

Число лиц, получивших эстонское гражданство путём натурализации, число лиц без гражданства и их доля в населении:[17]

По данным Департамента полиции и погранохраны МВД Эстонии по состоянию на сентябрь 2010 года в стране осталось менее 7,5 % лиц без гражданства[39]. По состоянию на 1 октября 2010 года в Эстонии насчитывается 101 895 лиц с видом на жительство и 22 лица с правом проживания в Эстонии. У всех этих лиц нет гражданства ни одной из стран[36].

Социолог Клара Халлик отмечала, что выбранная модель натурализации в Эстонии предполагала создание программы массового обучения эстонскому языку, финансируемой государством, чего однако сделано не было.[9]

После 1996 года, когда натурализация стала проводиться по более сложным правилам, наблюдалось резкое снижение темпов принятия гражданства.[9] С 1999 года темпы натурализации в Эстонии значительно снизились.[29] К концу 1990-х ситуация с гражданством в Эстонии оставалась напряженной.[9]

По данным переписи 2000 года, 170,3 тыс. человек (около 12 % населения Эстонии) были лицами без гражданства.[29] В ряде городов доля лиц без гражданства оставалась весьма значительной.[29] Так, в Кохтла-Ярве их доля составляла 42,7 % населения, в Нарве — 33,6 %.[29] Среди лиц без гражданства доля русских составляла 78,3 % (133,3 тыс. человек), эстонцев — 2,9 % (4,9 тыс. человек), других национальностей — 18,5 % (31,6 тыс. человек).[29]

14 сентября 2001 года вышло заключение Консультативного комитета Совета Европы по выполнению Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств на доклад Эстонии о выполнении этого документа.[40] В заключении констатировались сохраняющиеся медленные темпы натурализации и был сделан вывод о том, что одним из препятствий для натурализации является завышенный уровень требований к знанию эстонского языка.[40]

23 апреля 2002 вышел доклад Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в котором констатировалось замедление процесса натурализации и рекомендовалось принять меры по стимулированию неграждан ходатайствовать о получении гражданства Эстонии.[40] Согласно докладу, «несмотря на принятые поправки к Закону о гражданстве, его требования всё ещё воспринимаются многими людьми, желающими приобрести эстонское гражданство, как барьер».[40]

Согласно «Мониторингу интеграции-2005», 70 % неэстонцев оценивали политику в области гражданства как слишком жёсткую и нарушающую права человека.[9] Согласно социологическому опросу «Перспективы эстонцев», проведённому в Эстонии в 2006 году, 72 % лиц без гражданства и 35 % граждан России высказали желание получить гражданство Эстонии, при этом только 19 % лиц без гражданства и 9 % граждан России полагали, что смогут сдать для этого экзамен по эстонскому языку.[9]

В 2006 году Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации выступил с рекомендацией Эстонии «принять дальнейшие меры для активизации процесса натурализации и упрощения доступа к нему».[9] Комитет, в частности, рекомендовал создать для всех лиц, подавших заявления о натурализации, бесплатные и высококачественные языковые курсы, а также вновь предложил Эстонии ратифицировать Конвенцию о сокращении безгражданства и Конвенцию о статусе апатридов.[9]

В феврале 2006 года орган Совета Европы — Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью — выпустил доклад о ситуации в Эстонии. В этом докладе констатируется, что число лиц без гражданства в Эстонии (11 % населения) чрезвычайно велико, а основным препятствием для натурализации остаётся слишком сложный экзамен на знание эстонского языка.[41][42]

В сентябре 2007 года председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден совершил визит в Эстонию, после чего заявил, что эта страна слишком медлит с предоставлением эстонского гражданства проживающему в стране русскоязычному населению. По его мнению, Евросоюз не может допустить того, чтобы у одного из членов ЕС было такое число жителей без гражданства. Он заявил, что показатель, названный эстонским правительством, согласно которому предполагается предоставление гражданства 5-7 тыс. человек в год, является слишком низким: «Я надеюсь, правительство страны увеличит эту цифру до 10 тыс.человек, поскольку если мы говорим лишь о 5 тыс. человек в год, то процесс предоставления гражданства 100 тыс. русскоговорящего населения растянется на 20 лет».[6] Тогда же специальный докладчик ООН по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии Дуду Дьен заявил: «Факт, что в Эстонии много людей не имеет гражданства, что это центральная проблема в стране и её решение нужно пересмотреть». По мнению докладчика, «знать эстонский язык — это совершенно нормальное требование», однако статус русского языка должен соответствовать численности русскоязычного меньшинства в демократическом обществе: русский язык мог бы стать в Эстонии вторым государственным языком.[43]

По состоянию на 2008 год, около 3 тыс. детей младше 15 лет имели право получить эстонское гражданство в упрощённом порядке, но их родители не воспользовались этой возможностью. Больше всего таких лиц в Таллине и пограничном с Россией северо-восточном уезде Ида-Вирумаа[44].

В октябре 2010 года профессор международного права и эксперт Комиссии по интеграцииуточнить[45] Евгений Цыбуленко заявил, что число желающих получить эстонское гражданство в последние годы снижается, и выделил ряд причин этого:[46]

  • Большинство из тех, кто хотел получить гражданство, его уже получили. В частности Цыбуленко утверждал, что введение Европейским Союзом и Россией в 2007—2008 годах безвизового въезда для лиц без гражданства снизило стимулы к получению ими гражданства.

  • Для большинства лиц без гражданства экзамен на знание эстонского языка представляется оскорбительным.

  • Бытует мнение, что процедура получения гражданства чересчур сложная. Она неоднократно была упрощена, но не все об этом знают.

В марте 2008 года Урмас Паэт заявил, что решением предоставить безвизовый въезд лицам без гражданства Россия лишает людей мотивации ходатайствовать об эстонском гражданстве и замедляет процесс натурализации при том, что Россия на протяжении 17 лет упрекала Эстонию в медленных темпах этого процесса. По мнению Паэта, «это решение подтверждает двуличность российской политики»[47]. В августе 2009 года он снова отметил, что люди по прагматичным причинам предпочитают оставаться без гражданства. [48] В марте 2009 года Комиссар ОБСЕ по защите национальных меньшинств Кнут Воллебек заявил, что введение для неграждан безвизового пересечения границы с Россией может быть одним из объяснений, почему ходатайств о получении гражданства Эстонии стало меньше[49]. В ноябре 2010 года посол России в Эстонии Ю. Н. Мерзляков заявил, что «ощущается нежелание значительной части „серопаспортников“ выбирать то или иное гражданство: эстонское или российское». По мнению Мерзлякова, одной из причин такого нежелания является возможность обладателей «серого паспорта» свободно ездить в Евросоюзи в Россию без дополнительного оформления документов и денежных затрат. Мерзляков высказал мнение, что с введением безвизового режима между Россией и ЕС «эта причина потеряет смысл, „серый паспорт“ в этом отношении потеряет свою привлекательность, и можно будет уже определяться с гражданством».[50]

В марте 2009 года Кнут Воллебек заявил, что неграждане недостаточно информированы о возможностях более быстрой и простой процедуры натурализации. Воллебек сказал о том, что опросы свидетельствуют об унизительности факта похода на экзамен для некоторых людей. По мнению Воллебека то, что в Эстонии около 9 % населения не имеют гражданства, является довольно высоким показателем, а эстонскому правительству необходимо использовать для ускорения натурализации систему образования и активнее доводить информацию о возможностях получения гражданства до неграждан. При этом он заявил, что «мы не должны заставлять людей идти на экзамен, это вопрос свободного выбора, а Эстония — свободная страна»[49]. Урмас Паэт тогда же заявил, что «разговоры о проблемах неграждан имеют искусственный характер. У всех неграждан есть возможность ходатайствовать о получении гражданства и получить его. Это вопрос желания».[49]

В 2009 году в Эстонии натурализовалось 1670 человек, что стало худшим годовым показателем с 1991 года.[51]

В 2010 году Таллинским университетом и фирмой Saar Poll по заказу министерства культуры Эстонии было проведено исследование ситуации с негражданами.[39] Согласно этому исследованию, 73 % эстонцев и 82 % неэстонцев считают экзамен на гражданство несправедливым, 65 % эстонцев и 92 % неэстонцев — слишком сложным.[39] Руководитель исследования, профессор сравнительной политики Таллинского университета Райво Ветик заявил, что «ситуация с негражданством особенно плоха, поскольку ценность гражданства просто упала».[39] Согласно исследованию, одной из причин нежелания получать гражданство является недоверие эстонскому государству и его институтам, а также чувство социально-экономического неравенства среди представителей национального большинства и меньшинства, но при этом отсутствие гражданства не мешает нормальной жизни по мнению около 90 % эстонцев и 75  % русскоговорящих.[39] Министр культуры Эстонии Лайне Янес заявила, что одной из основных причин нежелания получать гражданство является боязнь людей идти на экзамен: «Самое главное — это барьер. Люди не знают, насколько в действительности сложен экзамен на гражданство. Они боятся бюрократии». Комментируя результат этого исследования профессор Тартуского университета социолог Марью Лауристин заявила, что две трети лиц без гражданства не заинтересованы в его приобретении[39]. По мнению Лауристин, необходим индивидуальный подход к работе с негражданами,[39] Паэт утверждает, что такой подход уже реализуется МВД и Департаментом гражданства и миграции.[49]

В докладе Комиссии против расизма и нетерпимости при Совете Европы (ECRI), опубликованном в марте 2010 года, число людей без гражданства в Эстонии (8 % населения) оценивалось как слишком большое и отмечалось, что интеграции неграждан препятствуют слишком серьёзные требования к знанию эстонского языка. Вице-канцлер МВД Эстонии по внутренней безопасности Эркки Коорт заявил, что получение гражданства Эстонии постоянно упрощалось, и речь идёт о долгосрочном процессе.[52].

По информации эстонской газеты Postimees, Департамент охранной полиции Эстонии делал заявления о том, что местная русская община является инструментом в руках спецслужб России[53].

5. Отличия в правах

В первые годы независимости Эстонии были приняты ряд законов, большая часть которых действует и в настоящее время, которые накладывают на неграждан Эстонии несколько десятков дискриминационных ограничений.[15]

5.1. Гражданские и политические права

В отличие от гражданина Эстонии, неграждане Эстонии не имеют права голосовать на выборах в Рийгикогу, быть избранными в него.[54][29][40] Голосовать и быть избранными на выборах Европарламента, быть избранными в советы местных самоуправлений могут только граждане Эстонии и других стран ЕС, избирать советы местных самоуправлений — также «граждане третьих стран» (включая «лиц с неопределённым гражданством»), имеющие статус долговременного жителя или право постоянного проживания. Только граждане Эстонии и других стран ЕС могут состоять в политических партиях и создавать их.[29][40][55][56]

Эстония — одна из немногих стран, где неграждане имеют право голосовать на местных выборах. Это право ограничено 5-летним цензом оседлости на территории местного самоуправления.[57] Для граждан Эстонии и Европейского союза подобного ограничения нет. Однако в большинстве стран Европы, включая Германию, Францию, Великобританию, Италию, Грецию и Россию неграждане не имеют такого права вообще[17].

В соответствии с Законом ЭР «О ратификации Рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств», неграждане исключены из числа лиц, подпадающих под действие этой конвенции и не пользуются защитой в качестве национального меньшинства. Аналогичная норма содержится и в единственном «внутреннем» законе, посвященном национальном меньшинствам, — Законе о культурной автономии национального меньшинства.[55][29]

Только для неграждан регистрация по месту жительства является обязательным условием для решения ряда проблем по реализации своих социально-экономических и политических прав.[29]

Кроме того,

  • Получив гражданство, неграждане Эстонии, как и другие натурализованные граждане, лишены возможности иметь второе гражданство.[58][59] Для граждан Эстонии по рождению такая возможность существует вследствие наличия в эстонской Конституции запрета на лишение их гражданства;

  • Неграждане ограничены в праве на свободное передвижение в результате того, что паспорт иностранца не признается большинством государств.[29]

  • Неграждане ограничены в возможности безвизового въезда в ряд государств, которые имеют соглашения с Эстонией о безвизовом режиме (но могут свободно передвигаться по странам Шенгенского соглашения с некоторыми временными ограничениями);

  • Проживающие в Эстонии на основании временного вида на жительство неграждане обязаны регистрироваться в случае выезда из ЭР на срок свыше 183 дней, в случае не регистрации их вид на жительство аннулируется (п.3 ч.2 ст.14 Закона об иностранцах).[55]



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Неграждане Латвия

    Реферат >> История
    ... праву категория лиц — неграждане Латвии. Неграждане Латвии не подлежат ... (в отличие от сходной группы неграждан Эстонии, также и на выборах самоуправлений ... профессиональных ограничений для неграждан и право для неграждан избирать самоуправления[45]. ...
  2. Присоединение Прибалтики к СССР

    Реферат >> История
    ... и их потомков (см. Неграждане (Латвия) и Неграждане (Эстония)), поскольку гражданами этих государств ... рекомендовали Латвии: присвоить негражданам право голоса на муниципальных ... также более эффективно регистрировать детей неграждан в качестве граждан[75][76 ...
  3. Менталитет русской диаспоры в странах Балтии

    Курсовая работа >> Социология
    ... материально обеспеченной категорией. Так, неграждане не могут рассчитывать на ... как Эстония не присоединилась к соответствующей международной конвенции. Большинство неграждан, до ... по государственному языку. Количество неграждан сокращается, хотя и медленными ...
  4. НАТО (3)

    Дипломная работа >> География
    ... 1918 (16 февраля). Характеристика Эстонии: Эстонская Республика (Ээсти Вабарийк), ... католицизм. Значительная часть неэстонцев — «неграждане», не имеющие права голоса. ... принял постановление о государственной независимости Эстонии. В 2004 вступила в Европейский ...
  5. История Латвии (3)

    Реферат >> История
    ... Калпакса (Колпака). В Южной Эстонии были созданы латышские отряды, ... Северолатвийскую бригаду составе Вооруженных сил Эстонии. Параллельно с этим министр обороны ... жителей Латвии (включая будущих «неграждан») высказались за демократию и независимость ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018749237060547