Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Банковское дело->Реферат
Общая экономическая обстановка в мире привела к крайней неустойчивости финансового рынка, что породило все разрастающийся процесс банкротства банков. ...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Целью курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» для студентов является изучение теоретических основ и получение практических навыков по ба...полностью>>
Банковское дело->Реферат
В сложившейся экономической ситуации сохранение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на универсальной основе п...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Óêàçîì Ïðåçèäåíòà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 10 ôåâðàëÿ 1992 ãîäà íîìåð 133 áûë îáðàçîâàí Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðàõîâîé íàäçîð Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (Ãîññòðàõ...полностью>>

Главная > Реферат >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2 Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан.

2.1 Развитие и становление банковской системы.

Современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, приведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.

Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки.

Значительной вехой, определившей направление развития кредитно-банковской системы Казахстана, явилось принятие в апреле 1993 г. новых законов: “О Национальном банке Республики Казахстан”, “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан”. Это было обусловлено рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело формирование суверенного государства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитие самостоятельной национальной банковской системы. [19, 96]

Закон “О Национальном банке Республики Казахстан” закрепил независимость Национального банка от правительства и других органов власти и сделал его подотчетным Верховному Совету Казахстана и президенту. Закон расширил и конкретизировал функции и задачи Центрального банка, сделал его более независимым в проведении единой государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банков, расчетов и валютных отношений.

Впервые был законодательно закреплен единый собственник уставного фонда Национального банка в лице Верховного Совета Республики Казахстан, определены фонды Национального банка, порядок их формирования и распределения прибыли, полученной Национальным банком.

Очень важными новшествами закона было предоставление Национальному банку специальных полномочий по разрешению проблем, возникающих в процессе создания банков, их ликвидации, а также установление перечня достаточно жестких экономических нормативов в соответствии с международной банковской практикой. При этом Национальный банк не имел права вмешиваться в оперативную деятельность банков второго уровня.

Контрольные и надзорные функции Национального банка были нацелены на то, чтобы предотвращать негативные явления, способные разрушить всю кредитно-денежную систему, не допускать неконтролируемой кредитно-денежной эмиссии.

Закон “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан” четко определил функции, права и обязанности банков второго уровня, их правовой статус. Он был направлен на то, чтобы повысить ответственность коммерческих банков, содействовать регулированию денежно-кредитной системы, ее быстрейшему оздоровлению и дальнейшему развитию. Отличительной особенностью нового закона было установление более высоких требований к порядку создания банков в соответствии с мировой банковской практикой. Это диктовалось необходимостью повышения ответственности банков перед клиентами, стремлением к большей защищенности интересов вкладчиков. Были также повышены требования к личным качествам руководителей банков.

В том же году 15 ноября был сделан еще один важнейший шаг на пути к проведению самостоятельной денежно-кредитной политики - Казахстан получил собственную валюту. Это было началом третьего этапа развития банковской системы Казахстана. С принятием новых банковских законов, введением национальной валюты Центральному банку Казахстана наконец-то представилась возможность заняться вопросами ее внутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжить совершенствование механизма косвенного контроля развития банковской системы путем расширения и ужесточения экономических нормативов, устанавливаемых Национальным банком (экономические нормативы - нормативы, обязательные для соблюдения банками второго уровня. Это минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств, коэффициент ликвидности и т.д.).

Встал вопрос о необходимом количестве банков в стране, способных своевременно и надежно обеспечить экономику денежными ресурсами. Изучение мировой практики показывает, что количество банков второго уровня значительно различается по странам.

Своего пика количественного роста коммерческие банки в Казахстане достигли в конце 1993 г., когда их число составило 204 единицы. После этого началось их постоянное неуклонное сокращение путем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки или полностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных. Во-первых, понесли существенные потери банки, активно кредитовавшие промышленные предприятия и новообразованные коммерческие фирмы под высокие проценты. Это связано с тем, что в условиях высокой инфляции промышленные предприятия практически не имели возможности платить большие проценты из-за относительно длительного производственного цикла, а вновь создаваемые фирмы, как правило, не имели залоговых гарантий и могли с вероятностью 50 на 50 возвратить или не возвратить кредиты. Нередко руководители банков выдавали кредиты за взятки или просто своим родственникам. В условиях отсутствия залогового обеспечения или твердых гарантий большинство этих кредитов были обречены быть отнесенными на убытки. Кроме того, отсутствие на начальном этапе законодательства, определяющего ответственность заемщиков за возврат кредита, а также и процедуру перехода заложенного имущества во владение банков, очень осложняли процесс погашения кредитов.

Во-вторых, кризис коснулся тех банков, которые проводили политику расширения, присоединения к себе мелких убыточных банков, производя большие вложения в недвижимость и выдавая крупные кредиты одному или нескольким связанным заемщикам.

В-третьих, лицензии были отозваны у множества мелких банков, не сумевших увеличить свой собственный капитал в соответствии с темпами инфляции. Они не могли работать, придерживаясь экономических нормативов Национального банка, имели большие невыполнимые обязательства. Недостаточность капитала являлась следствием низкой банковской прибыли, уровень которой был обусловлен большими объемами невозвращенных кредитов.

В-четвертых, в убыток работали банки, остро нуждавшиеся в ликвидных средствах, Поэтому они занимали деньги под очень высокие проценты, что делало невозможным их прибыльную работу.

В 1990-1993 г.г. в банковской системе доминировали пять специализированных коммерческих банков: Агропромбанк, Туранбанк, Кредсоцбанк, Алембанк и Сбербанк. С 1994 г. под влиянием общих экономических процессов произошли структурные изменения, связанные определенным образом и с кризисом банковской системы России, в результате чего Нацбанк отозвал лицензии у 28 банков. Среди них был один из крупнейших банков в Казахстане - КРАМДС-банк. Этот банк, имевший до того хорошие позиции, не сумел избежать проблем ликвидности, связанных с неэффективным размещением активов и оттоком крупных клиентов в банки-конкуренты. На момент отзыва лицензии 60% кредитного портфеля состояло из убыточных кредитов, 4% из сомнительных и только 0,5% всей суммы выданных кредитов имело реальное обеспечение. В результате банк не имел доходов и фактически являлся убыточным. Общая сумма обязательств банка перед вкладчиками - физическими и юридическими лицами - составляла 3 млрд. тенге (в 1996 г. обменный курс доллара составлял 1 доллар. = 67,3 тенге).

В кризисном состоянии находились такие крупные банки Казахстана, как Туранбанк и Алембанк. Поскольку от деятельности финансовых учреждений во многом зависела экономическая ситуация в стране, по предложению Нацбанка государство выкупило эти банки за 25 млн. долл. США. В результате был создан новый государственный банк - “Туран-Алем Банк”. Сделано это было на основании изменений, внесенных в декабре 1996 г. в Указ Президента, имеющий силу Закона, “О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Нацбанк получил право по согласованию с правительством принимать решение о принудительном ограничении прав и обязанностей акционеров банков, имеющих отрицательный размер капитала т.е. осуществлять принудительный выкуп акций и реализовывать их новому инвестору по цене приобретения.

За период с 1991 г. наибольшее сокращение пришлось на 1995 г., когда численность банков уменьшилась на 54 единицы в результате ухудшения их финансового состояния. В том же году Национальный банк, усиливая функцию надзора за деятельностью коммерческих банков, отозвал лицензии из-за недостатков в работе у 68 банков. В результате ужесточения политики Нацбанка из 184 банков с 1042 филиалами, действовавших в конце 1994 г., в Казахстане на конец 1999 г. осталось 55 банков с 425 филиалами.

Лицензии на проведение банковских операций стали выдаваться банкам, обладающим уставным капиталом эквивалентном 500 тыс. долларов США. Для получения лицензии на осуществление операций в иностранной валюте, привлечение денежных вкладов населения, а также для открытия своей филиальной сети капитал банка должен был на конец 1997 г. в долларовом эквиваленте составлять не менее 1,5 млн., или же более 113 млн. тенге. Все банки, имевшие уставный фонд ниже указанного норматива, были обязаны довести его до указанных размеров.

В определенной степени укрепилось доверие населения Казахстана к банковской системе. За 1994-2003 гг. общая сумма вкладов выросла с 5371,32 млн. тенге до 549666 млн. тенге, или в 10,2 раза. Наиболее значительный рост суммы депозитов физических лиц произошел в 4-м квартале 1999 г., что в значительной степени обусловлено созданием системы обязательного страхования срочных вкладов физических лиц.

В начале текущего года было организовано закрытое акционерное общество “Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц”, учредителем которого выступил Национальный банк Казахстана.

За истекший период в Казахстане фактически заново была создана двухуровневая банковская система, в определенной степени отвечающая современным требованиям. Неизмеримо повысилась роль Национального банка. Проводимая им самостоятельная денежно-кредитная политика учитывала экономические реалии этих лет и была адекватна им.

Одно из самых существенных достижений этой политики - остановка гиперинфляции: с 2153% в 1993-м до 1,9% в 1998 г. (в 1999 г. потребительские цены выросли на 17,8%, что вызвано, прежде всего, девальвацией тенге). А как свидетельствует мировой опыт, стабильность стоимости денег в долгосрочном плане является решающей предпосылкой эффективного функционирования экономики и тем самым успешного экономического роста и высокой занятости населения.

Необходимо отметить, что банковская система в течение 1995-2003 гг. претерпела значительные изменения. В декабре 1996 г. Национальным банком было утверждено Положение о порядке перехода банков к международным стандартам. Система перехода банков второго уровня к международным стандартам заключалась в том, что каждый банк на основе разработанного им плана рекапитализации и индивидуальных коэффициентов должен был достичь адекватного уровня, обеспечивающего повышение его конкурентоспособности.

2.2 Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан

Национальный банк является главным банком Казахстана и находится в ее собственности. С одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим определенные гражданско-правовые сделки с коммерческим банками и государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики, которые зафиксированы в Законе «О Национальном банке РК». Основной задачей НБК является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и проведение денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и валютных отношений, содействие обеспечению стабильности денежной, кредитной и банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков банка. НБК также выступает эмитентом государственных ценных бумаг, участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга РК, гарантом которых является Правительство РК; Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты и устанавливает пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность банков. То есть, Нацбанк несет полную ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы и представляет интересы РК в отношениях с центральными банками и финансово-кредитными учреждениями других стран.

Проводимые Нацбанком меры положительно сказались на результатах финансовой и макроэкономической стабилизации, достигнутой на фоне достаточно сложной и противоречивой ситуации на микроуровне.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Банковская система Республики Казахстан становление и развитие на современном этапе

    Реферат >> Банковское дело
    ... и развития банковской системы Республики Казахстан на современном этапе 2.1 Этапы развития банковской системы в РК 2.2 Анализ состояния банковской системы Республики Казахстан на ...
  2. Банковская система Республики Казахстан (2)

    Реферат >> Банковское дело
    ... требования и определенаответственность банковских аудиторов. Глава II Банковская система Республики Казахстан 2. Теоритические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан. В результате ...
  3. Банковская система Республики Казахстан (3)

    Реферат >> Банковское дело
    ... 1. Банковская система Республики Казахстан. 1.1. История развития банковской системы Республики Казахстан………4 1.2. Современная банковская система Республики Казахстан……………..7 Глава 2. Анализ современного состояния. 2.1. Эволюция реформирования банковской ...
  4. Банковский сектор в Республике Казахстан

    Закон >> Финансы
    ... времени сложилась ситуация, когда банковские учреждения в Казахстане действуют как универсальные банки, без ... ликвидности банковской системы и обеспечение адекватных условий для развития рынка. В банковской системе Республики Казахстан принадлежит важнейшая ...
  5. Банковская системв в Казахстане

    Реферат >> Банковское дело
    ... банковской системы в Казахстане 1.1 История развития банковской системы Казахстана………………...…………5 1.2 Перспективы банковской системы………………………………..……………8 2 Банковская система Республики Казахстан ... не противоречащей действующему банковскому законодательству. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0072650909423828