Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Биография
1. Биография. Курт Цадек Левин родился 2 сентября 1890 года в деревушке прусской провинции Позен. Когда в 1905 году Курту исполнилось пятнадцать лет, ...полностью>>
Психология->Реферат
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V-VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до че...полностью>>
Психология->Реферат
Понятие «стресс» уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс – эт...полностью>>
Психология->Реферат
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: н...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рассмотрим «границы» с двух сторон при помощи выделения трех уровней, таких как общая социологическая теория (исторический материализм), специальные социологические теории (например, теории личности), конкретные социологические исследования. Кроме этого, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. Вопрос об уровнях развития общественного сознания — один из вопросов этой проблемы. Наряду с идеологией анализируется и низший уровень — общественная психология, представляющая интерес для социальной психологии. Однозначно здесь проходит одна из границ.

Если взять области специальных социологических теорий, можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например: социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социальные личности. Но именно в этой сфере особенно трудны разграничения, а само понятие «границы» весьма условно. Сами различия по предмету сложно отыскать, хотя при помощи выделений специфических аспектов это сделать можно.

«Границы» между общей психологией и социальной психологией определяются еще более сложно. Если оставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, ибо вся психология социальна, то специфическая проблематика социальной психологии, естественно, будет ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. По мнению А.Н. Леонтьева, личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом14,

В каких бы условиях и формах ни проходила деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. Таким же образом в общей психологии исследуется структура потребностей, личности. Но так или иначе остается класс специфических задач для социальной психологии, которые не решаются, в частности, общей психологией, например динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и форма складывающегося общения и взаимодействия. В отношении личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения на эту так называемую границу. А вопрос заключается в том, как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах. Причем вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, почему те или иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере это зависит от группы, в которой эта личность действует, весьма не прост.

Итак, как мы видим, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается четко, что и позволяет нам отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это не прибавляет аргументов в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, что, однако, не мешает определению областей исследования. Проблемы определения статуса решаются на Западе с принципиально иных методологических и теоретических позиций. Представителями их выступают французские исследователи Р. Пэнто и М. Гравитц. Они обосновывают линию этой проблемы тем, что до возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества. Психология как бы анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. И, как следствие, возникла самостоятельная наука — социальная психология, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Однозначно теперь уже трудно отыскать такого рода психологическую теорию, хотя многие из них, признавая факт влияния общества на человека, не находят конкретного решения проблемы о способах этого влияния. Вероятнее всего, что предмет социальной психологии и его статус в системе наук, понимании роли и задач зависят от понимания предметов как психологии, так и социологии.

3. Задачи социальной психологии в обществе

На сегодняшний день существуют две социальные психологии: одна — с более «социологической проблематикой», другая — с «психологической» проблематикой15. Любая двойственность порождает ряд неудобств. Она может иметь место на начальном этапе развития, когда все споры и дискуссии способствуют наиболее полному и однозначному решению вопроса. Сегодня же социальная психология характеризуется некой неопределенностью своего положения в системе наук. Взять хотя бы социально-психологическое знание, характеристикой которого является «включенность» в политическую и социальную проблематику общества. Несомненно, это касается в основном таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и при исследовании малых групп области условий их социализации так или иначе связаны с конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. Что касается теоретической части этого социально-психологического знания, то, безусловно, здесь просматривается влияние определенной идеологической позиции, и, как следствие, возникает проблема соотношения классового и общечеловеческого содержания. Здесь может возникнуть задача критического анализа зарубежной социальной психологии (теоретических концепций), методов и результатов исследований. Так, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Может возникнуть также задача тщательной обработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Очевидно, что направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Совершенно естественно возникает вопрос о профессиональной социально-психологической этике и о формировании личностной позиции.

Существует мнение, подтверждающее вышесказанное, — задачи перед социальной психологией ставит именно общество, оно диктует ей проблемы.

Также это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, улавливать и осознавать их. Так называемая социальная чуткость должна органично вплетаться в понимание сущности идеологической функции этой научной дисциплины.

Здесь уместно коснуться сфер приложения социальной психологии в современном обществе, ведь ее специфика состоит не только в идеологической направленности, теории и методологии. Многие из явлений, таких как межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность, присущи любому типу общественной организации. Однако возникают обстоятельства, когда одни и те же явления, описанные в традиционной социальной психологии, могут приобретать совершенно иное содержание. Казалось бы, процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д. Но важнее всего то, каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям. Все это определяется содержанием конкретных общественных отношений, а это означает, что анализ этих традиционных проблем приобретает новое значение. Принцип методологии включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в первую очередь и общественными проблемами. Возьмем хотя бы проблемы коллектива. Идея о том, что именно общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявлять эти проблемы.

3.1 Конкретные прикладные задачи

Кроме задач общетеоретического плана, общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи, которые выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов16. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика, которому сплошь и рядом приходится не только проводить прикладные исследования, но и напрямую вмешиваться в происходящие процессы. Такого рода деятельность породила специфическую область социальной психологии, получившую название «практическая социальная психология».

Задачами социальной психологии выступают17:

Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками:

а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп;

б) соотношения между различными их компонентами;

в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

Всестороннее осмысление и обобщение данных:

а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов;

б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.

Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.

Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.

Социально-психологический анализ взаимодействия, межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность.

Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.

Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.

Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.

♦ Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.

Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.

Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач, стоящих перед социальной психологией, может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук — социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология
    ... . 2. Рассмотреть выделение социальной психологии в самостоятельную область знания.3. Проанализировать специфика предмета и задач социальной психологии. Выделение социальной психологии в самостоятельную область ...
  2. Предмет и задачи социальной психологии (3)

    Реферат >> Психология
    Содержание Введение…………………………………………………………………………….3 1 Предмет социальной психологии……………………………………….……….5 2 Задачи социальной психологии……………………………….………………..14 Заключение………………………………………………………..……………….20 Глоссарий………………………………….………………………………………22 ...
  3. Предмет и методы социальной психологии. Отрасли социальной психологии

    Реферат >> Психология
    ... социальная задача. Социальная психология может внести свой вклад в ее решение. Содержание психологии социальных классов Каждый социальный класс ...
  4. Предмет и задачи детской психологии

    Шпаргалка >> Психология
    ... нарушения должны быть в поле зрения психолога. 3. Социально–психологический. Дети из многодетных семей ... по ходу выполнения. ВОПРОС 8. Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии Предмет психологии - наука о душе, которая ...
  5. Предмет и задачи современной психологии

    Курсовая работа >> Психология
    ... : “Предмет и задачи современной психологии” Выполнила: Проверила: Содержание Содержание 2 Введение. 3 1. Что такое психология 5 2. Возникновение психологии 8 4. Предмет психологии 16 5. Задачи ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018119812011719