Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Культура и искусство
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г.Чернышевского»
Русская православная культура
Реферат
Русское искусство в эпоху Петра I
Выполнила: студентка 2 курса ЗабГГПУ Кривякина А.А.
Проверила : к.п.н. Бурунова Н.Д.
Чита 2009
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………….3
§1. Петр I : биография……………………………………………………….5
§2. Зарождение нового искусства при Петре I………………………….11
§3.Развитие живописи в петровскую эпоху…………………………...19
§4. Графика начала XVIII века………………………………………….25
§5.Освоение новых методов в скульптуре…………………………….28
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………….. 34
Введение.
Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в.
По мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, «Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной» [8,37].
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских [1,19].
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.
§1.Петр I: биография.
Пётр
Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий)
- первый император всероссийский, родился
30 мая 1672 года, от второго брака царя
Алексея
Михайловича с Натальей
Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей
боярина А.С.Матвеева. Пётр был четырнадцатым
ребёнком царя Алексея и первым от его
второго брака. Первая жена царя, дочь
И.Д. Милославского Марья Ильинична,
умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора
и Ивана, и много дочерей. Таким образом,
при царе Алексее в царском семействе
два враждебных друг другу круга родных:
старшие дети царя с Милославскими и
Наталья Кирилловна с сыном и роднёй.
Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не
отличались физической крепостью и не
подавали надежды на долголетие, а младший
царевич Пётр цвёл здоровьем, поэтому,
несмотря на то, что он был самым младшим
из братьев, именно ему было суждено
стать царём. На это и надеялись Нарышкины,
но этого очень боялись Милославские, и
только страх перед царём Алексеем
сдерживал проявления семейной вражды.
Со
смертью царя Алексея Михайловича глухая
борьба Милославских и
Нарышкиных
переходит в открытое столкновение.
Начались ссоры и интриги. Боярин А.С.
Матвеев, стоявший тогда во главе всех
дел был сослан на север в Пустозёрск.
Положение матери Петра стало очень
затруднительно.
Обучение
Петра шло довольно медленно. По
старорусскому обычаю его начали учить
с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк
Никита Моисеев, сын
Зотов, человек
учёный, но любящий выпить. Впоследствии
Петр назначил его князем-папой шутовской
коллегии пьянства.
Зотов прошёл
с Петром азбуку, часослов, псалтырь,
евангелие и апостол. Так же начинали
своё учение и царь Алексей, и его старшие
сыновья.
Зотов касался и русской
старины, рассказывал царевичу про дела
его отца, про царя Ивана Грозного, о
Дмитрии Донском и Александре
Невском.
Впоследствии Пётр не терял
интереса к истории, придавал ей большое
значение для народного образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
«Учился
ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся
неизвестным; сохранилось предание о
том, что Зотов показывал царевичу много
“потешных листов”, то есть картинок
исторического и бытового содержания,
привозимых в Москву из-за границы. За
обучением у Зотова должна была следовать
схоластическая наука, с которой
знакомились старшие братья и даже
сёстры
Пётра под руководством киевских
монахов. Петру предстояло изучить
грамматику, пиитику, риторику, диалектику
и философию, латинскую и греческую
грамоту и, вероятно, польский язык. Но
перед началом этого обучения царь Фёдор
умер, и началась смута 1682 года. Из-за
этого Пётр остался без систематического
образования. До конца жизни он игнорировал
грамматику и орфографию »[7,24].
Царь
Фёдор Алексеевич умирает, не оставив
наследников престола. По общему мнению,
наследовать престол должен был его брат
Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным
и малоумным и, конечно, не мог принять
власти. Зная это, любимцы царя Фёдора
(Языков, Лихачёв и др.) устроили дело
так, что сразу после смерти Фёдора
патриарх Иоаким и бояре провозгласили
царём младшего царевича Петра. Однако,
права царевича Ивана были нарушены и
его родные не могли примириться с
происшедшим. Самыми умными и решительными
среди них были царевна Софья Алексеевна
и боярин Иван Михайлович
Милославский.
Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных)
они подняли стрелецкое войско.
Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29- го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в государственных делах.
За всё время регентства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего сына.
«Огненный,
гениальный ребёнок не может сидеть в
комнате без дела; он рвётся из печального
опального дома на улицу, собирает около
себя толпу молодёжи из придворных
служителей: забавляется, играет с ними:
как все живые дети любит играть в войну,
в солдаты. На берегу Яузы у села
Преображенского
он построил себе “потешную” крепость
- Пресбург и около неё собрал целую
дюжину “потешных” воинов. Сначала это
был сплошной сброд “преображенские
конюхи”, как выражалась Софья. Потом
этой компании Пётр придал форму двух
солдатских полков (Преображенского - в
селе Преображенском и Семёновского - в
соседском селе Семёновском), и понемногу
из “потешных” полков у Петра образовались
настоящие полки, положившие впоследствии
начало гвардии. Полевая забава Петра
получила широкие размеры и серьёзное
значение. Пётр понял важность военного
дела и стал учиться инженерному и
артиллерийскому искусству» [5,18].
“Для
математики, фортификации, токарного
мастерства и огней артифициальных”[4,45]
появляется при Петре учитель-иностранец
Франц Тиммерман. Сохранившиеся тетради
Петра свидетельствуют о его настойчивых
усилиях усвоить прикладную сторону
арифметической, астрономической и
артиллерийской премудрости: те же
тетради показывают, что основания этой
премудрости так и остались для Петра
тайной. Зато токарное искусство и
пиротехника всегда были любимыми
занятиями Петра. Широко известна страсть
Петра к лодкам и кораблям. После того,
как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный
мореходный ботик (“дедушку русского
флота”) и научился плавать на нём, он
весь ушёл в это дело и начал строить
суда на большом Переяславском озере.
Многим
это казалось пустой забавой. Осуждали
в Петре и его близость к немцам. Пётр
часто бывал в немецкой слободе, ведь
именно там он мог найти объяснения
многим непонятным для русских людей
вещам, например астролябии.
Пётр
особенно сблизился с шотландцем Гордоном,
генералом русской службы, учёным, и со
швейцарцем Лефортом, полковником,
человеком очень способным и весёлым.
Под влиянием Лефорта Пётр привык к
шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни
князь Борис Алексеевич Голицын -
воспитатель Петра, ни его воспитатель
Никита Зотов не могли удержать молодого
царя от кутежей и шумных пирушек.
Похожие страницы:
Русский театр в эпоху Петра I
Реферат >> История... академия культуры и искусств Реферат По истории отечественного театра Тема: «Русский театр в эпоху Петра I» Выполнил ... периода. В трудах по истории русского театра эпоха Петра I часто объединяется со временем царствования ...Культура России в эпоху Петра
Реферат >> История... самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание ... Поворот к светскости в развитии искусства. Литература петровского времени. Литература ... изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков ...Преобразования в эпоху Петра I
Контрольная работа >> История... академия» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Преобразования в эпоху Петра I» Предмет: История Отечества Выполнил: Андров ... , но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества ...Особенности развития дворянской культуры в эпоху Петра
Реферат >> Культура и искусство... Содержание Введение 1 «Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра 2 Отношение русских дворян к «Европеизации» культуры 3 Изменения в ... 1992. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1996. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века - М., 1999. ...Культура серебряного века в русском искусстве
Реферат >> Культура и искусство... эпох. Но так или иначе социальные проблемы оказывались в центре внимания передового русского искусства ... ное направление. Последователь Сезанна, Петр Кончаловский причудливо соединял в ... в его знаменитом «Петре I» (1907, ГТГ) (Петр в картине просто гигантского ...