Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровне...полностью>>
Социология->Реферат
В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономик...полностью>>
Социология->Реферат
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры Поскольку набор ценностей, кото...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконны...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию и науке Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Гуманитарный факультет

Кафедра философии

Курсовая работа по «Методике и методологии социологических исследований»

Этнические стереотипы о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка

Работа выполнена студенткой

2 курса группы С-081

Андреевой В.В.

Научный руководитель

Канд. психол. Наук, Доцент

Добрынина О.А.

Новокузнецк 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Проблема этнического стереотипа

1.1 Анализ понятий «Стереотип», «Социальный стереотип», «Этнический стереотип»

1.2 Виды, структура, свойства и функции этнических стереотипов

2. Анализ этнических стереотипов в восприятии студентов города Новокузнецка

2.1 Характеристика метода и выборки исследования

2.2 Выявление этнических стереотипов о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотип, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы [10].

После распада СССР на территории СНГ наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри государств. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Этнические стереотипы - обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними [11].

Знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах [14].

Проблема: Этнические стереотипы оказывают влияние на отношение к представителям различных этнических групп в городе Новокузнецке.

Объект: Этнические стереотипы

Предмет: Этнические стереотипы в различных этнических группах в представлении студентов города Новокузнецка

Цель: Выявить этнические стереотипы о представителях различных этнических групп в восприятии студентов города Новокузнецка.

Гипотеза: Студенты города Новокузнецка в отношении представителей различных этнических групп испытывают: на эмоциональном уровне – негатив, на поведенческом уровне – желание соблюдать дистанцию, на когнитивном уровне – отсутствие знаний о культуре; существует гендерная специфика в восприятии этнических стереотипов: девушки более доброжелательны, чем юноши.

Задачи:

  1. Проанализировать понятие «Стереотип», «Социальный стереотип», «Этнический стереотип».

  2. Описать виды, структуру, свойства и функции этнических стереотипов.

  3. Разработать анкету для проведения опроса.

  4. Провести опрос среди студентов г. Новокузнецка.

  5. Обработать результаты полученного исследования, с помощью которых выявить подтвердилась ли выдвинутая гипотеза.

Методологические основания: Стереотип как принятый в исторической общности образец восприятия рассматривал в своих работах У. Липпман, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко описывали стереотип как прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. Описывали структуру, функции и свойства этнических стереотипов такие исследователи как Эдвардс, Стефаненко, Налчаджян.

Методологические принципы: В данном исследовании использовались, следующие принципы, такие как: научность и историзм.

Практическая значимость:

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в образовательных учреждениях, ориентируясь на которые, преподаватели могут предупредить негативное отношение и формирование стереотипов о представителях других этнических групп.

  1. Проблема этнического стереотипа

    1. Анализ понятий «Стереотип», «Социальный стереотип», «Этнический стереотип»

Понятие стереотип имеет множество интерпретаций. Рассмотрим некоторые из них.

Стереотип (греч. στερεός + τύπος — «твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы [18].

Понятие "стереотип" в общественно-политический западный дискурс ввёл Уолтер Липпман, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г [1].

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт [8].

Кац и Брейли определяют стереотип следующим образом. Стереотип – это устойчивое представление, мало согласующееся с теми реалиями, которое оно стремится представить, и вытекающее из присущего человеку свойства сначала определить явление, а потом уже его пронаблюдать [13].

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко описывают стереотип как прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. Это схематический, стандартизированный образ или представления о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Они выражают привычное отношение к человеку как какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта [3].

Проанализировав различные определения можно сделать вывод, что стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

Социальный стереотип – упрощённое, стандартизированное представление или образ о социальном объекте, индивиде, группе, явлении или процессе, обладающее высокой устойчивостью, нередко эмоционально окрашенное. Социальный стереотип выступает формой наиболее концентрированного проявления социальной установки. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению. Данный термин введён У. Липманом для обозначения предвзятых образов, эталонов, общественного мнения относительно этнических, сословных, классовых, политических и других групп, представителей партий и социальных институтов.

Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».

Социальный стереотип стал синонимом этнического предрассудка с соответствующими коннотациями - иррациональностью, неадекватностью, прочей фиксацией знака валентности - и обычно приписывался малоинформированному, предубежденному сознанию [4].

Наличие социального стереотипа, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой социальный стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире [6].

Этнический стереотип – это вид социального стереотипа. Это устойчивый, эмоционально насыщенный, достаточно упрощенный, и схематизированный обобщенный образ этнической группы, обобщённые устойчивые представления о каком-либо народе. В содержании этнического стереотипа, как правило, зафиксированы оценочные мнения, относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Помимо этого в содержании этнического стереотипа могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей определенной национальности.

Этнические стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. Они в целом легко распространяются на всех ее представителей. В них фиксируются наиболее характерные для того, или иного этноса черты, складывающиеся в результате межэтнического и межкультурного общения, так как только в контакте с другими этносами осознается, формируется, закрепляется нечто специфическое для данного народа и данной культуры [9].

В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания этнических стереотипов действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т. д.), где данные народы наиболее активно контактировали [12].

Этнический стереотип отражает как эмоционально-оценочное отношение к представителям этнической группы, так и знания о ней. Содержание этнического стереотипа аккумулирует пристрастные представления об этносе, особенностях внешнего облика его представителей, чертах их характера, поведения, сильных и слабых сторонах, возможностях и специфике взаимодействия с ними и мн. др.

Этнические стереотипы нередко воспринимаются с детства от авторитетных для ребенка людей (родителей, учителей), а затем черпаются из средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т.п. Каждый этнический стереотип относится к определенной этнической группе и переносится на каждого члена этой группы, с которым усвоившие этот стереотип люди вступают в контакт. Тем самым национальные стереотипы создают базу для этнических предубеждений и могут быть использованы для теоретического подкрепления национализма. Таким образом, суть многих межэтнических конфликтов кроется в умелом манипулировании поверхностными представлениями людей. В этой связи следует отметить, что нередко этнические стереотипы создаются сознательно и становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды [17].

    1. Виды, структура, свойства и функции этнических стереотипов



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Отечественная история. Курс лекций (1)

    Конспект >> История
    ... стереотипа поведения коллектив. Этногенез — весь процесс существования и развития этнической ... представителей различных социальных групп от ... крестьян, студентов, ... как Магнитогорск, Новокуз­нецк, Хибиногорск и ... настороженное восприятие различного рода ...
  2. Понятие социально-экономического конфликта

    Реферат >> Социология
    ... политических, национально-этнических, экономических, ... конфликта и восприятием важности его ... представители властей. Четвёртую группу ... на «Новокузнецком металлургическом ... представляющей различные группы новых ... сознания стереотипа "враги" ... студентов.28 Студенты ...
  3. Развитие коммуникативной компетентности у студентов

    Реферат >> Промышленность, производство
    ... Дружилов. – Новокузнецк: Изд-во ... , межличностном восприятии. Кроме ... лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения; ... группам людей, например, к представителям ... стандартов, стереотипов поведения, овладение ... студентов (на примере студентов ...
  4. Сравнительный анализ образа семьи в ТВ рекламе

    Дипломная работа >> Маркетинг
    ... группами. Весьма полезно выделить из группы типичного ее представителя ... различные временные интервалы, с использованием роликов различной ... стереотип получает ... этнической принадлежности ... создание, психология, восприятие. - М.: Прогресс ... . Новокузнецк, ... студентам” ...
  5. Рынок труда (21)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... восприятие рабочей ... области после Новокузнецка, Кемерово, ... Из представителей населения ... для студентов бакалавриата экономических ... , этнические, социальные ... и динамика различных групп непостоянных работников ... свободная от стереотипов монетаризма. // ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021250247955322