Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Глобализация, как вызов XXI века, это не искусственная проблема, а объективный процесс, возникший на базе развивающихся в мире интеграции и кооперации...полностью>>
Экономика->Реферат
Собственность – основа, становой хребет любого общественного строя и общества Она возникла на заре развития человечества, выражаясь вначале в индивиду...полностью>>
Экономика->Учебное пособие
Перехідна економіка – розділ економічної теорії, що вивчає процеси переходу економічної системи від одного рівноважного стану до іншого Водночас це ти...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социа...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал г. Перми

Кафедра Экономики и менеджмента

Оценка _______________________

Подпись преподавателя _________________

«___» __________ 20__г.

Научный комплекс и его современное состояние

Курсовая работа

по Национальной экономики

Груздева Татьяна Евгеньевна

студента курса 5, группа НЭ- 43

Специальность: национальная экономика

Руководитель:

Доброва Н. М.

Пермь 2011

Содержание

1). Введение……………………………………………………………………………………

2). Глава 1. Научный комплекс и его современное состояние……………………………

3). Глава 1.1. Сущность и классификация науки…………………………………………

4). Глава 1.2. Наука в системе государственных приоритетов…………………………

5). Глава 1.3. Современное состояние научного комплекса……………………………

6). Глава 1.4. Организационные формы управления научным комплексом………….

7). Глава 2. Финансирование научного комплекса………………………………………

8). Глава 2.1. Механизм финансирования расходов на науку. Оценка результатов научной деятельности………………………………………………………………………

9). Глава 2.2. Законодательная и нормативная база развития науки………………….

10). Глава 3. Современное состояние научного комплекса в России…………………..

11). Заключение……………………………………………………………………………

12). Список литературы…………………………………………………………………..

Введение

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

Российский научный комплекс является одним из крупнейших в мире. Он есть звено в единой цепи науки, как института, призванного служить на благо человечества и во имя его развития. В этой работе я попытаюсь наиболее точно отразить состояние нашей научной отрасли, показать ее основные проблемы и достижения, указать основные места концентрации наукоемких производств, в общем, и отдельно по конкретным отраслям. В нашей стране основные достижения в области наукоемкого производства были достигнуты на поприще военно-промышленного комплекса и в области космического ракетостроения.

Наши отечественные достижения в основном связаны с этими двумя направлениями производства техники и технологий. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране поставила военно-промышленное производство в очень тяжелое экономическое положение. Конверсия предприятий ВПК приводит к структурным изменениям в экономике в целом, что вносит свои изменения на экономическую карту страны практически ежедневно. В связи с распадом бывшего СССР Россия потеряла доступ к одному из крупнейших космодромов мира – Байконуру. Теперь это территория Казахстана и Россия вынуждена арендовать этот крупнейший в мире космический порт. Все эти проблемы, несомненно, сказываются на общем состоянии российской науки. Остаточное финансирование со стороны государства негативно сказывается в первую очередь на благосостоянии деятелей науки.

Не исчезла проблема “утечки мозгов” за границу. Специфика научного рынка в реально сложившихся у нас условиях определяется многими факторами. Среди основных из них можно выделить следующие:

- слабую интеграцию с мировым рынком;

- недостаточную заинтересованность производственных организаций во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся технологий;

- отсутствие механизма передачи результатов академической науки в отраслевую;

- практическое отсутствие государственной и иных видов поддержки предпринимателей в науке;

- низкие темпы обновления основных фондов;

- низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разработок;

- низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспечения ученых и специалистов, занятых в сфере науки.

Но, тем не менее, отечественный научный комплекс продолжает жить и даже развиваться! Есть крупные достижения в различных областях и отраслях науки. Это еще раз указывает на огромный умственный потенциал нашей страны. Россия была, есть и будет великой научной державой мира. Научный комплекс является двигателем отечественных отраслей промышленности. Внедряются и осваиваются научно-исследовательские разработки в различных областях промышленности. Дальнейшее развитие научно-исследовательской базы будет залогом того, что и в следующем тысячелетии Россия будет являться крупнейшей сверхдержавой на политической карте мира.

Глава 1. Научный комплекс и его современное состояние.

Глава 1.1 Сущность и классификация науки.

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования (промышленное освоение), они революционизируют, преобразуют производство, умножают его возможности в области наращивания объемов производства, обновления и расширения ассортимента и улучшения качества продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, тем самым обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы не только неэффективен, но и практически невозможен.

Все это дает основания для отнесения науки к производительным силам общества в качестве его важнейшей компоненты, революционизирующей весь процесс общественного производства. Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу ее получения, но и по результатам. Создаваемый научный продукт должен обладать специфическими свойствами, которые обеспечивали бы в процессе целесообразного использования этого продукта экономический или социальный эффект в той сфере деятельности, для которой он предназначен. Труд ученых представляет собой творческую деятельность, характеризующуюся новизной мышления, оригинальностью решений и уникальностью. Важнейшим отличительным признаком научного труда является неопределенный, вероятностный характер получения положительного результата, т. е. наличие определенного риска.

Наука является одним из видов духовной деятельности, включающей и другие формы общественного сознания: литературу, искусство, мораль и т. п., для которых характерны свои способы отражения объективного мира посредством образов и художественных форм. Искусство и другие формы общественного сознания являются объектами научных исследований, в процессе развития науки из нее выделяются специализированные области знаний, изучающие искусство и другие формы общественного сознания, раскрывающие закономерности их развития. Следовательно, наука и другие отрасли интеллектуальной деятельности тесно взаимосвязаны, и в процессе их координации обеспечивается гармоничное развитие человеческой личности, способной успешно решать различные задачи во всех сферах человеческой деятельности.

Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки все более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований. В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, развитие которой определяет перспективы всего общественного развития, эволюцию общественного сознания.

Авангардная роль науки в развитии человеческого общества определила ее место в системе общественных приоритетов: в современных условиях все страны мира считают развитие науки важнейшей стратегической задачей общегосударственного значения.

В связи с этим стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:

— укрепление и развитие научно-технического потенциала государства и, в первую очередь, в приоритетных ее направлениях;

— создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды, тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции;

— интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями;

— согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности;

— разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, использовав для этих целей финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики.

Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки. Границы между этими подсистемами в определенной мере условны — некоторые отрасли научных знаний находятся на стыке этих наук: бионика, техническая эстетика, экономическая география и т. д.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.

Фундаментальная наука развивается с определенным опережением по сравнению с прикладной наукой. Между фундаментальными и прикладными науками должно быть определенное соответствие, при котором достигалось бы опережающее развитие фундаментальных исследований и вместе с тем обеспечивалось прикладное использование их результатов.

По своей природе процесс развития науки бесконечен, в силу чего невозможно в обозримой перспективе конкретно определить все его формы и взаимосвязи.

Глава 1.2 Наука в системе государственных приоритетов.

Наука является производительной силой общества, активно влияет на развитие мирохозяйственных связей и эффективность общественного производства. Именно поэтому она занимает в системе государственных приоритетов особое место. Система государственных приоритетов ориентирована на укрепление обороноспособности страны, обеспечение суверенитета государства, экономической и технологической безопасности, продовольственной, энергетической и сырьевой независимости, а также внешнеэкономической и финансовой самостоятельности.

Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической и технологической безопасности страны. Для выполнения этой роли в бывшем СССР были созданы крупнейшие государственные научно-исследовательские институты в сфере фундаментальных и прикладных наук с целью разработки проектов в приоритетных направлениях, особенно в области генной инженерии, управляемого термоядерного синтеза, создания новых средств транспорта и связи, мембранной, лазерной, плазменной и других технологий, развития авиакосмонавтики и все более широкого использования космоса в интересах производства и охраны окружающей среды и т. д.

В современных условиях без активного участия ученых и широкого внедрения достижений науки невозможно успешно решать проблемы обеспечения экологической безопасности общества. С помощью науки разрабатываются и реализуются экологически чистые технологии в промышленности и других отраслях хозяйства страны. Наука предлагает практике наиболее эффективные и экономичные способы добычи и глубокой переработки полезных ископаемых, применение ресурсосберегающих энергетических установок, новых материалов и химических веществ, что позволяет улучшать среду обитания человека, делать ее более безопасной для жизни людей. Улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья, и тем самым — демографической ситуации в стране.

Под наукоемкой продукцией понимается новая и сложная техническая (технологическая) система определенного класса изделий, созданная высококвалифицированным персоналом на базе научных разработок, часто с использованием патентов на изобретения. Наукоемкая продукция по своим технико-экономическим параметрам соответствует уровню мировых стандартов или его превышает, особенно по таким показателям, как производительность труда, экономичность в расходовании ресурсов, экологическая чистота окружающей среды.

Российская наука по-прежнему может предложить ряд уникальных проектов, например, в области энергетики. Это ядерные энергетические установки с предельно высокой степенью безопасности (подземные, жидкометаллические, модульные, космические, газовые); энергетические установки с комбинированными нетрадиционными энергоносителями (геотермальные, биотехнологические); установки с использованием энергоаккумулирующих веществ, жидких и газообразных водородных средств; в области добычи и глубокой переработки полезных ископаемых — технологию интенсификации нефтедобычи и отдачи путем применения вибрационных процессов; технологию слабой динамичности при добыче алмазов (локальные тепловые процессы, дефлагационные процессы горения и взрыва); мембранные технологии разделения химических веществ; высокотемпературный и сверхвысококачественный синтез энергоносителей; в области биотехнологий — методы управления наследственностью, способы управляемой очистки опасных технологических процессов; создание экологически чистых лекарственных препаратов.

Однако для успешного решения указанных и ряда других задач требуется новая научно-техническая политика государства, направленная на подъем российской науки и системы образования, включая подготовку научных кадров. Эти процессы должны стать объектом государственного регулирования, особенно фундаментальные исследования, так как они носят долгосрочный характер, требуют больших единовременных затрат и соответствующей организации.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. Для этого необходимо:

- создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством;

- совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала;

- рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности;

- совершенствование системы подготовки научных кадров;

- поддержка НИР и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки с учетом мировых тенденций в этой сфере.

Формы государственного регулирования науки, научно-технических и инновационных процессов разнообразны. Основные из них следующие:

— государство способствует сохранению и развитию ведущих школ и научных направлений, в том числе обеспечивая на государственной основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

— в рамках правительственных ведомств реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; для этих целей эффективно используются бюджетные средства, направляемые на поддержку науки;

— создаются условия для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирования и поддержки инновационной деятельности;

— фискальные и другие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливающее эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

— государство выступает в роли посредника при организации эффективного взаимодействия академической, вузовской и прикладной науки, стимулируя различными методами кооперацию в области НИОКР.

Следовательно, эффективность государственного воздействия на инновационные процессы определяется способностью государства использовать ведущие направления развития техники и технологии, обеспечивать поступательное развитие науки, разрабатывать мероприятия, стимулирующие инновационную деятельность предприятий, оказывать соответствующее воздействие на работу организаций и фирм в области создания и внедрения новых технологий.

В сфере государственной собственности необходимо сохранить государственные федеральные и унитарные предприятия и организации, находящиеся в ведении субъектов Федерации. К ним следует отнести предприятия, выполняющие работы на особо важных прорывных направлениях научно-технического прогресса, перевооружения различных отраслей хозяйства региона и страны в целом, ведущие отраслевые научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские организации, поскольку с ликвидацией отраслевых министерств большинство из них оказались бесхозными, потерявшими научный, проектный и конструкторский потенциал.

Глава 1.3. Современное состояние научного комплекса.

Эффективность функционирования научного комплекса зависит от уровня развития научного потенциала, который является важнейшим неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны. Научный потенциал характеризуется:

— объемом финансирования научного комплекса, в том числе за счет средств: государственного бюджета, внебюджетных фондов, организаций предпринимательского сектора, иностранных инвесторов;

— количеством научных организаций, в том числе: учреждений академического сектора науки, организаций вузовского и отраслевого секторов науки, конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций, научных организаций негосударственного сектора;

— уровнем развития материально-технической базы науки;

— численностью работающих в сфере науки, в том числе: действительных членов академии наук (включая отраслевые академии), членов-корреспондентов академии наук, докторов наук и профессоров, кандидатов наук.

Эффективность функционирования научного комплекса неразрывно связана с результатом работы научных работников и их оплатой труда. К сожалению, за последние годы стимулирующая функция оплаты труда научных сотрудников значительно снижена.

По этой причине резко снизился приток молодых ученых в научные учреждения академического сектора науки. Продолжается отъезд молодых специалистов за рубеж. Это приводит к «старению» научного потенциала. На отток молодых ученых из научных учреждений влияет и отсутствие современной экспериментальной базы. Происходит моральное и физическое старение основных фондов науки. Все это связано с недостатком средств, направляемых на финансирование науки. Так, физический износ основных фондов в академическом секторе науки достигает критической величины (до 65%), при том условии, что экспериментальная база в научных учреждениях должна быть оснащена самым современным оборудованием и в течение пяти лет полностью обновляться. Все это связано с недостатком средств, направляемых на финансирование науки. Другие источники (частные вложения), используемые для финансирования науки, незначительны. В общем объеме финансирования науки они составляют около 5%. В мировой практике состояние экономики считается нормальным, а перспективы благоприятными, если затраты на науку из всех источников, включая государственные и частные вложения, составляют 2,5-3% от ВВП.

Изменение экономической ситуации в научной сфере может произойти в том случае, если удельный вес внебюджетных источников финансирования науки резко возрастет. С этой целью правительство Российской Федерации приняло постановление от 13 октября 1999 г. «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок». Согласно этому постановлению федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок:

— Министерство науки и технологий Российской Федерации — Российский фонд технологического развития;

— федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительнойвласти — фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

— коммерческие организации — фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.

Глава 1.4 Организационные формы управления научным комплексом

Организационная структура управления научно-техническим комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны. Специфика и роль в процессах нововведений существующих типов научно-технических организаций различна. В основу классификации научно-технических организаций закладывается преобладающий вид научно-технической деятельности, определяющий их место и функции в процессе нововведений. По этому признаку научные организации распределяются на четыре основные группы:

— научные учреждения, выполняющие преимущественно научные исследования — фундаментальные и прикладные;

— конструкторские, технологические и проектные организации, осуществляющие в основном технические разработки;

— научно-технические подразделения и центры, лаборатории и экспериментальные производства, занятые преимущественно освоением новой продукции и новой технологии;

— организации и предприятия научно-технического обслуживания.

Кроме отмеченных четырех групп научно-технических организаций функционирует и большое число комплексных учреждений, сочетающих научно-исследовательские работы с другими видами научно-технической деятельности: конструированием, технологическими разработками, проектированием.

К ним относятся:

— научно-исследовательские и проектные (проектно-изыскательские) институты (НИПИ);

— научно-исследовательские и конструкторские институты (НИКИ);

— научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты (НИКТИ) и другие аналогичные.

Определенный вклад в решение многих межотраслевых проблем призваны внести финансово-промышленные группы (ФПГ), включающие в себя как институты финансовой системы (банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании), так и организации промышленной сферы деятельности — предприятия, фирмы различных форм собственности. Функционирование ФПГ позволяет сконцентрировать промышленный и финансовый капитал и направить его на проведение фундаментальных теоретических разработок по проблемам создания новых видов техники, современных технологий, конкурентоспособной продукции.

В настоящее время организационно-экономическая среда, в которой работают научно-технические организации, определяется:

— сокращением платежеспособного спроса заказчиков;

— определенной «оторванностью» научно-технической продукции от потребителей;

— ограниченностью бюджетных средств в связи с резким спадом производства;

— неплатежеспособностью предприятий в течение длительного времени;

— острой зависимостью экономики от импорта, а также растущей внешней и внутренней задолженностью;

— наличием негосударственного сектора науки;

— низким спросом со стороны коммерческих структур на собственно научную продукцию и, наоборот, возрастающей их заинтересованностью в использовании квалифицированных научных кадров, оборудования, материалов, находящихся в сфере науки;

— отсутствием существенных налоговых льгот;

— неэффективным государственным регулированием науки или полным его отсутствием.

Во всем мире происходит усиление государственного регулирования развития науки и техники в целях ускорения внедрения новшеств, все большая часть выделяемых на науку и технику ресурсов передается в распоряжение специальных правительственных органов для стимулирования приоритетных направлений.

Забота государства о техническом уровне развития своей страны является одной из приоритетных целей. А это во многом определяется системой управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Одной из основных форм освоения государственных ассигнований на научные исследования и разработки является прямое бюджетное финансирование научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских центров и лабораторий, организованных при различных государственных учреждениях и ведомствах.

Особенность организации научных исследований на предприятиях, фирмах и в корпорациях заключается в подчинении научных исследований задачам совершенствования производства процессу поиска оптимальных схем взаимодействия, обеспечивающих сокращение цикла «исследование — производство».

Финансирование исследований и разработок на предприятиях, фирмах и в корпорациях должно рассматриваться как рычаг управления научной деятельности.

Источниками финансирования исследований также являются собственные средства предприятий и средства, полученные по контрактам, которые предприятия заключают с правительственными учреждениями.

В последнее время структура управления, а следовательно, и финансирования, претерпела определенные изменения. В частности, среди приоритетных направлений, по которым обеспечивается финансирование, выделяются: фундаментальные исследования, государственные программы, государственные научные центры.

Многие научные работы стали финансироваться на конкурсной основе, что в значительной степени повысило отдачу ряда научных учреждений. Главными проблемами современного управления научно-технической деятельностью являются: определение организационных структур в рамках государственного патронажа над ними; появление новых исследовательских образований в крупных фирмах и корпорациях; формирование практически неизвестных или малоизвестных научно-исследовательских образований, связанных с разработкой рисковых исследований;

Среди новых организационных форм одно из важнейших мест занимают государственные научные центры (ГНЦ) как новая организационная структура, выполняющая фундаментальные и прикладные исследования по государственным планам и программам. Таким научным центрам принадлежит будущее в области организации и проведения научных исследований и разработок, тем более что сейчас многие организации науки на предприятиях и фирмах практически прекратили свое существование. По мере готовности научных организаций и наступления финансовой стабилизации количество ГНЦ будет возрастать, поскольку условия для их работы сравнительно благоприятны.

Главное условие функционирования ГНЦ — целевое использование средств и получение предусмотренного результата разрабатываемых ГНЦ программ. Режим финансирования подобных научных центров весьма устойчив. Значительную часть средств они получают из федерального бюджета, а часть средств могут получать из внебюджетных фондов, за счет пожертвований и иностранных инвесторов. При этом последние могут участвовать в распределении прибыли, соответствующей вложенной доле капиталов в ту или иную программу. Кроме того, ГНЦ может привлекать и небольшие исследовательские и инновационные фирмы для разработки каких-то частей или разделов программы.

Появление и развитие ГНЦ связано с Указом Президента РФ от 23 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».

В соответствии с этим указом предполагалось, что в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров следует организовывать государственные научные центры или присваивать такой статус предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению, не изменяя при этом его формы собственности и организационно-правовой формы, а имея в виду отнесение его к категории объектов, предполагающих особые формы государственной поддержки.

Государственная поддержка, согласно указу, заключается в целевом финансировании программ, выполняемых государственными научными центрами за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета с учетом целевого назначения. Эти средства направляются на:

— проведение фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ в соответствии с заключением (планами) Межведомственной координационной комиссией по научно-технической политике;

— поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы;

— информационное обеспечение, включая приобретение литературы, в том числе зарубежной;

— подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных кадров;

— участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

Не менее важная роль среди новых организационных форм научно-технической деятельности отводится научным паркам, которые представляют собой территории с высокой концентрацией высокотехнологических предприятий, размещенных вблизи исследовательских центров. Научные парки играют важную роль в стимулировании развития технологической базы и повышении конкурентоспособности продукции. Они расцениваются специалистами как идеальная среда для появления инноваций.

В современных условиях хозяйствования в структуре организационных форм научно-технической деятельности возросла роль наукоградов. Наукограды представляют собой территориальные образования с градообразующим научно-производственным комплексом, использующие национальные кадры, с привлечением специалистов зарубежных научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических и других организаций, объединяемых общностью целей и задач, пользующихся при этом единой системой налоговых и финансово-кредитных льгот.

Главная цель создания и функционирования наукоградов — стимулирование инновационной деятельности всех видов (от разработки до внедрения включительно) и повышение эффективности научно-исследовательских разработок. Реализация главной цели предполагает широкую и всестороннюю поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета, направляемые на развитие инфраструктуры этих территориальных образований, налоговые льготы и льготные кредиты, что особенно важно для мелких инновационных фирм.

В настоящее время российские наукограды проводят широкий спектр работ по различным направлениям науки и техники совместно с зарубежными партнерами. При этом данные работы осуществляются в строгом соответствии с требованиями обеспечения национальной и экономической безопасности страны.

Многие из отечественных наукоградов создавались специально для обеспечения строгой секретности при проведении определенных научных исследований, например, связанных с созданием производств в сфере вооружений.

Глава 2. Финансирование научного комплекса.

Глава 2.1. Механизм финансирования расходов на науку. Оценка результатов научной деятельности.

В условиях развития рыночных отношений механизм финансирования научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование указанных видов деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или приравненных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством. При этом источники финансирования науки имеют целевую направленность и в основном зависят от характера выполняемых работ и видов научной деятельности. Так, фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, включая средства Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, а также исследовательские и экспериментальные работы, направленные на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений науки и техники, т. е. исследования, имеющие прикладной характер, финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также за счет собственных средств предприятий и организаций (заказчиков) на долевой основе.

Из федерального бюджета финансируются, в том числе в порядке долевого участия, наиболее приоритетные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты которых имеют межрегиональное значение и могут быть использованы в ряде регионов.

Механизм планирования расходов на науку включает: планирование и рассмотрение финансовых назначений по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», а также формы финансирования научных организаций.

Финансирование научных и иных организаций, созданных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, обеспечивается из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Научные организации для осуществления своей деятельности получают бюджетные средства через лицевые счета, открытые в соответствующих территориальных органах федерального казначейства. Лицевой счет — регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями.

В соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» грантом являются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Условием предоставления грантов является обязательство ученых, научных коллективов и организаций опубликовывать результаты исследований в открытой печати с упоминанием о поддержке этих исследований фондами. Выделенные средства могут быть использованы только по целевому назначению, т. е. на цели, указанные в проекте.

Финансирование фондами получателей средств федерального бюджета, в том числе грантодержателей, осуществляется через лицевые счета, открытые им в соответствующих территориальных органах федерального казначейства на основе смет, сформированных по показателям экономической классификации и утвержденных фондами. Грантодержатели и исполнители договоров представляют в органы федерального казначейства учредительные и иные документы, подтверждающие их правомочность на выполнение соответствующих работ.

Министерство науки и технологий Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансирование:

— конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;

— федеральных целевых научно-технических программ;

— межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

— приоритетных направлений научно-технического прогресса;

— подведомственных научных организаций;

— корпорации «Трансстрой», Межгосударственного авиационного комитета. Российского научного центра «Курчатовский институт» и Объединенного института ядерных исследований.

Расходование выделенных средств производится в соответствии со сметами и календарными планами, утверждаемыми в установленном порядке.

Оценка результатов научной деятельности и эффективности науки.

В условиях развития рыночных отношений существенно меняются подходы к оценке результатов научной деятельности, присущие методам планового ведения хозяйства. Это связано с тем, что научная продукция, создаваемая интеллектуальным, творческим трудом ученых, изобретателей и новаторов, часто не принимает материально-вещественную форму, как продукция производственной сферы, однако она имеет стоимостную оценку и должна реализоваться по рыночным ценам и приносить прибыль. При этом научно-техническая продукция должна отвечать в максимальной степени запросам потребителей.

Результатом деятельности научного сообщества являются: открытия, ноу-хау, изобретения, лицензии, полезная модель, промышленные образцы, информационные технологии, предложения и рекомендации в области социально-экономической деятельности.

Открытия — это наиболее существенные результаты научной деятельности, выступающие как не известные ранее, но объективно существующие закономерности свойств и явлений материального мира, вносящие коренные изменения в существующие научные знания. Открытия составляют решающий элемент научно-технического прогресса.

Ноу-хау — полностью или частично конфиденциальные знания технического, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и применимы в производственно-экономической и хозяйственной деятельности. К ноу-хау относятся знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в частности: отчеты о НИОКР; научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация; способы и приемы, без знания которых невозможно выпустить продукцию, включая ее проектирование, расчеты, строительство и изготовление каких-либо объектов или изделий; маркетинговые исследования, социально-экономические прогнозы и т. д.

Изобретения — это продукты творческой деятельности, позволяющие решать технические задачи, обладающие новизной, имеющие изобретательский уровень и промышленно применимые.

Лицензии (проданные лицензии) — это особый вид сделки, при которой владелец патента или обладатель авторского права уступает другому лицу за определенное вознаграждение право на использование изобретения.

Полезная модель. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой.

Промышленные образцы. К промышленным образцам относятся изделия, внешний вид которых определяет их художественно-конструкторское решение.

Информационные технологии — зарегистрированные программы для ЭВМ, база данных, технологии микросхем, созданные в научных организациях и официально зарегистрированные в установленном порядке.

В условиях рынка научно-техническая продукция имеет стоимостную оценку, а поэтому она может реализоваться как на внутреннем, так и международных рынках в соответствии с нормами национального законодательства и нормами международного права.

Стоимостная оценка научно-технической продукции связана со следующими факторами:

1. Отраслевая, внутрифирменная, частично вузовская и академическая научная деятельность осуществляется на коммерческой основе, поэтому организации и предприятия — заказчики научной продукции — оплачивают только те научные разработки, которые дают реальный эффект.

2. Научная продукция в форме интеллектуальной собственности становится важным фактором и ресурсом производства, имеющим относительно высокую ликвидность. Она может служить одним из показателей состоятельности юридических и физических лиц, обладающих ею. Поэтому научно-техническая продукция отражается наравне с материальными, финансовыми и другими ресурсами на балансе собственника.

3. Научная продукция может включаться (частично или полностью) в уставной капитал предприятия или организации в виде нематериальных активов. Нематериальные активы — это обобщающее понятие, используемое для обозначения активов предприятий, организаций, фирм, не имеющих физического содержания. Нематериальные активы имеют стоимостную характеристику и обладают способностью приносить доход; используются в финансово-хозяйственной деятельности свыше одного года; реализуются в виде прав, вытекающих из патентов, лицензий, и являются результатами интеллектуального труда.

4. Имея высокую ликвидность и защищенность от инфляционных процессов, интеллектуальная собственность в виде научной продукции выступает в качестве гаранта, под который можно выпускать ценные бумаги, выдавать банковские ссуды. Она (научная продукция) может иметь высокую залоговую стоимость.

5. При проведении приватизации предприятий и организаций, обладающих научно-технической интеллектуальной собственностью, необходимо иметь ее оценку для того, чтобы объективно подойти к определению стоимости предприятия или организации.

Ценность научного товара характеризуется следующими показателями:

— масштабностью задач, решаемых с использованием данного товара. Чем более широкий круг проблем охватывает интеллектуальная собственность, тем она ценнее, полезнее для ее потребителей;

— устойчивостью к моральному старению. Наибольшую потребительскую ценность имеет научная продукция с более продолжительным жизненным циклом. Именно поэтому она более устойчива к моральному старению;

— прогрессивностью или коэффициентом новизны научной продукции, характеризующими различный научно-технический уровень этой продукции. К примеру, новшество, являющееся открытием, более ценно, чем изобретение;

— надежностью прикладного использования и обоснованностью результатов интеллектуальной деятельности. Любое новшество при его использовании имеет различную вероятность получения искомых результатов.

Чем выше вероятность, тем надежнее и ценнее продукция, созданная трудом ученых. Кроме того, новшество может иметь различную степень разработанности, которая отражается на его сроках внедрения;

— полем внедряемости или коэффициентом внедрения. Чем больше потенциальных потребителей новшества, тем оно ценнее.

— технологичностью внедрения. Новшество может быть использовано на базе имеющегося производственного потенциала. В этом случае оно более ценно, чем если бы для его внедрения создавались особые производственные условия;

— научным эффектом, который получается в результате выполнения фундаментальных исследований. Он проявляется в приросте теоретических знаний и часто не имеет непосредственно экономического измерения, хотя создает основы для развития прикладных исследований, в результате которых может иметь место экономическое количественное измерение.

Научная деятельность часто сопряжена с риском, что является определенным тормозом для развития науки на уровне конкретных заказчиков (потребителей) научной продукции. Этот риск связан с вероятностным характером результатов научных исследований, что не исключает некоторого просчета при определении производственных и коммерческих результатов.

Глава 2.2. Законодательная и нормативная база развития науки.

Существуют нормативно-правовые акты, регламентирующие и обеспечивающие государственное регулирование в области развития науки и технологий и направленные на:

- развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок (формирование системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий, а также приоритетов научно-технической и инновационной деятельности);

- повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности и формирование рынков потребления научно-технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу);

- правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

- совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса - субъектами инновационной деятельности;

- создание, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и инновационного комплексов, повышение престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;

- организацию финансирования инновационной деятельности, повышение эффективности деятельности федеральных, межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития, интеграцию в этом направлении усилий государства и предпринимательского сектора экономики;

- регулирование сферы международного научного, научно-технического и технологического сотрудничества, стимулирование создания международных научных организаций, научно-производственных структур, поддержку продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции.

Базовые законодательные акты:

  1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).

  2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. От 30.03.2002 N Пр-576 Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Правовой базой Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О науке и государственной научно-технической политике", "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Реализация Основ направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Основы формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации.

  3. Доктрина развития российской науки. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 N 884. Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.

  4. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. От 21 мая 2006года.

-Безопасность и противодействие терроризму

-Живые системы

-Индустрия наносистем и материалы

-Информационно-телекоммуникационные системы

-Перспективные вооружения, военная и специальная техника

-Рациональное природопользование

-Транспортные, авиационные и космические системы

-Энергетика и энергосбережение

Нормативная база Министерства образования и науки РФ

Наименование документа:

1. Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования: Приказ Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. N 3177

2. О нарушении высшими учебными заведениями законодательства об образовании и о защите прав потребителей: Письмо Минобразования РФ от 3 июля 2003 г. N 14-55-824ин/15

3. Письмо Минобразования РФ от 8 мая 2003 г. N 14-55-547ин/15 (В связи с обращениями студентов вузов по вопросам многократных пересдач экзаменов промежуточной аттестации и установления платы за пересдачу экзаменов)

4. Перечень законодательных и нормативно-методических документов по платным образовательным услугам

5. Типовой контракт между студентом и работодателем, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

В процессе совершенствования структуры Государственной Думы признано целесообразным создать Комитет по науке и наукоемким технологиям. Комитет создан в целях решения конкретных задач и исполнения определенных функций. Будет разделении сфер деятельности, концентрация внимания каждого из структурных подразделений Государственной Думы на вполне конкретных направлениях. Вместе с Комитетом по образованию ГМ предстоит работать над вопросами правового обеспечения вузовкой науки, развития процесса интеграции науки, образования и производства, правового обеспечения формирования национальной инновационной системы и рядом иных, не менее важных и требующих совместных согласованных решений.

Комитет по науке и наукоемким технологиям призван заниматься законодательством в сфере науки, научной, научно-технической и инновационной деятельности и наукоемких технологий, совершенствованием законодательства по охране интеллектуальной собственности.

Сегодня рассматривают возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ в части уточнения системы финансирования науки. Реальное состояние следующее:

— федеральное законодательство «наполняется» законами, регулирующими создание территорий инновационного развития (законы «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах»;

— формируются элементы инновационной инфраструктуры;

— система образования, научная сфера начинает реально участвовать в создании национальной инновационной системы;

— появились «лидирующие регионы», где инновационная экономика получает реальное воплощение.

Глава 3. Современное состояние научного комплекса в России.

Разрушенный научно-технологический потенциал, тот, которым обладала наша страна во времена СССР, восстановить уже не удастся, да и не нужно. Главная задача сегодня - ускоренными темпами создать в России новый, мощный научно-технологический потенциал, а для этого необходимо точно знать истинное положение дел в науке и высшем образовании. Только тогда решения по управлению, поддержке и финансированию этой сферы будут приниматься на научной основе и дадут реальные результаты.

Во всем мире науку делают молодые. У нас же научные кадры стремительно стареют. В 2005 году средний возраст академиков РАН был более 70 лет. Это еще можно понять - большой опыт и большие достижения в науке даются не сразу. Но то, что средний возраст докторов наук - 61 год, а кандидатов - 52 года, тревожит. Если положение не изменится, то примерно к 2016 году средний возраст научных сотрудников достигнет 59 лет. Для российских мужчин это не только последний год допенсионной жизни, но и среднестатистическая ее продолжительность. Такая картина складывается в системе Академии наук. В вузах и отраслевых НИИ в общероссийском масштабе возраст докторов наук - 57-59 лет, а кандидатов - 51-52 года. Так что через 10-15 лет наука у нас может исчезнуть.

По официальным данным, последние 10 лет конкурсы в вузы росли (2001 год стал в этом смысле рекордным), а аспирантура и докторантура "выпекали" молодых ученых высшей квалификации невиданными темпами. Если принять численность студентов, обучавшихся в вузах в 1999/2001 учебном году, за 100%, то в 2005/2006 году их стало на 21,2% больше. Численность аспирантов НИИ возросла за это время почти на треть (1577 человек), а аспирантов вузов - в 2,5 раза (82 584 человека). Прием в аспирантуру увеличился втрое (28 940 человек), а выпуск составил: в 2004 году - 9532 человека (23,2% из них с защитой диссертации), а в 2005-м - 14 832 человека (27,1% - с защитой диссертации).

Но есть и другие важные причины ухода молодых из научной сферы. Человеку нужна еще возможность совершенствоваться, реализовать себя, утвердиться в жизни. Он хочет видеть перспективу и чувствовать себя, по крайней мере, на одном уровне с зарубежными коллегами. В наших, российских, условиях это почти невозможно. И вот почему. Во-первых, наука и опирающиеся на нее высокотехнологичные разработки у нас очень мало востребованы. Во-вторых, экспериментальная база, учебно-исследовательское оборудование, аппараты и приборы в учебных заведениях физически и морально устарели на 20-30 лет, а в лучших, самых передовых университетах и НИИ - на 8-11 лет. Если учесть, что в развитых странах технологии в наукоемких производствах сменяют друг друга через каждые 6 месяцев - 2 года, такое отставание может стать необратимым. В-третьих, система организации, управления, поддержки науки и научных исследований и, что особенно важно, информационное обеспечение остались, в лучшем случае, на уровне 1990-х годов. Поэтому почти каждый действительно способный, а тем более талантливый молодой ученый, если он не хочет деградировать, стремится уйти в коммерческую структуру или уехать за границу.

По официальной статистике, в 2005 году в науке были заняты 890,1 тысячи человек (в 2000 году в 2 с лишним раза больше - 1943,3 тысячи человек). Если же оценивать потенциал науки не по численности сотрудников, а по результатам, то есть по количеству зарегистрированных, особенно за рубежом, патентов, проданных, в том числе за рубеж, лицензий и публикаций в престижных международных изданиях, то окажется, что мы уступаем наиболее развитым странам в десятки, а то и в сотни раз. В США, например, в 2003 году в науке были заняты 12,5 миллиона человек, из них - 505 тысяч докторов наук. Выходцев из стран СНГ среди них не более 5%, причем многие выросли, учились и получили ученые степени там, а не здесь. Таким образом, утверждать, что Запад живет за счет нашего научно-интеллектуального потенциала, было бы неправильно, а вот оценить его реальное состояние и перспективы стоит.

В 2004 году впервые в бюджете было выделено 3 млрд рублей на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Кроме того, в 2005 году президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении 500 ежегодных грантов президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с указом, ежегодно молодым учёным предоставляются гранты в размере 60 тыс. рублей. В том же году учреждены 100 ежегодных президентских грантов для господдержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук.

Первое место среди высоких технологий занимает авиакосмическая отрасль. В ней задействовано все: компьютеры, современные системы управления, точное приборостроение, двигателе- и ракетостроение и т. д. Хотя Россия занимает в этой отрасли достаточно прочные позиции, отставание заметно и здесь. Касается оно в немалой степени и авиационных вузов страны. Участвовавшие в наших исследованиях специалисты Технологического университета МАИ назвали несколько самых болезненных проблем, связанных с подготовкой кадров для авиакосмической отрасли. По их мнению, уровень подготовки преподавателей прикладных кафедр (проектно-конструкторских, технологических, расчетных) в области современных информационных технологий все еще низок. Это во многом объясняется отсутствием притока молодых преподавательских кадров. Стареющий профессорско-преподавательский состав не в состоянии интенсивно осваивать постоянно совершенствующиеся программные продукты не только из-за пробелов в компьютерной подготовке, но и из-за нехватки современных технических средств и программно-информационных комплексов и, что далеко немаловажно, из-за отсутствия материальных стимулов.

Еще одна важная отрасль - химическая. Сегодня химия немыслима без научных исследований и высокотехнологичных производственных систем. В самом деле, химия - это новые строительные материалы, лекарства, удобрения, лаки и краски, синтез материалов с заданными свойствами, сверхтвердых материалов, пленок и абразивов для приборо- и машиностроения, переработка энергоносителей, создание буровых агрегатов и т. д.

Ученые Ярославского технологического университета, изучавшие этот вопрос совместно со специалистами Центра ИСТИНА, приводят такие сведения: сегодня на долю всей российской химической промышленности приходится около 2% мирового производства химической продукции. Это лишь 10% объема химического производства США и не более 50-75% объема химического производства таких стран, как Франция, Великобритания или Италия. Что же касается прикладных и экспериментальных исследований, особенно в вузах, то картина такова: к 2004 году в России было выполнено всего 11 научно-исследовательских работ, а число экспериментальных разработок упало практически до нуля при полном отсутствии финансирования. Технологии, используемые в химической отрасли, устарели по сравнению с технологиями развитых промышленных стран, где они обновляются каждые 7-8 лет. У нас даже крупные заводы, например по производству удобрений, получившие большую долю инвестиций, работают без модернизации в среднем 18 лет, а в целом по отрасли оборудование и технологии обновляются через 13-26 лет. Для сравнения: средний возраст химических заводов США составляет шесть лет.

Главный генератор фундаментальных исследований в нашей стране - Российская академия наук, но в ее более или менее сносно оборудованных институтах работают всего около 90 тысяч сотрудников (вместе с обслуживающим персоналом), остальные (более 650 тысяч человек) трудятся в НИИ и вузах. Там тоже проводятся фундаментальные исследования. По данным Минобразования РФ, в 1999 году в 317 вузах их было выполнено около 5 тысяч. Средние бюджетные затраты на одно фундаментальное исследование - 34 214 рублей. Если учесть, что сюда входит приобретение оборудования и объектов исследования, затраты на электроэнергию, накладные расходы и т. д., то на зарплату остается всего от 30 до 40%.

Еще в XVII веке английский философ Томас Гоббс писал, что людьми двигает выгода. Через 200 лет Карл Маркс, развивая эту мысль, утверждал, что история есть не что иное, как деятельность людей, преследующих свои цели. Если та или иная деятельность не выгодна (в данном случае речь идет о науке, об ученых, разработчиках современных технологий), то нечего ожидать, что в науку пойдут наиболее талантливые, первоклассно подготовленные молодые ученые, которые почти даром и при отсутствии подобающей инфраструктуры будут двигать ее вперед.

Сегодня ученые говорят, что им невыгодно патентовать результаты своих исследований в России. Они оказываются собственностью НИИ и шире - государства. Но у государства, как известно, средств на их внедрение почти нет. Если новые разработки все же доходят до стадии промышленного производства, то их авторы в лучшем случае получают премию 500 рублей, а то и вовсе ничего.

Пока интеллектуальная собственность не будет принадлежать тому, кто ее создает, пока ученые не начнут получать от нее прямую выгоду, пока не внесут радикальные изменения по этому вопросу в наше несовершенное законодательство, на прогресс науки и технологии, на развитие научно-технологического потенциала, а следовательно, и на подъем экономики в нашей стране надеяться бессмысленно. Если положение не изменится, государство может остаться без современных технологий, а значит, и без конкурентоспособной продукции. Так что в условиях рыночной экономики выгода - не позор, а важнейший стимул общественного и экономического развития.

Учитывая достижения науки, специфику России и ограниченность ее финансовых и иных ресурсов, можно предложить очень краткий перечень действительно критических технологий, которые дадут быстрый и ощутимый результат и обеспечат устойчивое развитие и рост благосостояния людей.

К критическим следует отнести:

* энергетические технологии: атомную энергетику, включая переработку радиоактивных отходов, и глубокую модернизацию традиционных теплоэнергетических ресурсов.

* транспортные технологии. Для России современные дешевые, надежные, эргономичные транспортные средства - важнейшее условие социального и экономического развития;

* информационные технологии. Без современных средств информатизации и связи управление, развитие производства, науки и образования, даже простое человеческое общение будут просто невозможны;

* биотехнологические исследования и технологии. Только их стремительное развитие позволит создать современное рентабельное сельское хозяйство, конкурентоспособные пищевые отрасли, поднять на уровень требований XXI века фармакологию, медицину и здравоохранение;

* экологические технологии. Особенно это касается городского хозяйства, поскольку в городах сегодня проживает до 80% населения;

* рациональное природопользование и геологоразведку. Если эти технологии не будут модернизированы, страна останется без сырьевых ресурсов;

* машиностроение и приборостроение как основу промышленности и сельского хозяйства;

* целый комплекс технологий для легкой промышленности и производства бытовых товаров, а также для жилищного и дорожного строительства. Без них говорить о благосостоянии и социальном благополучии населения совершенно бессмысленно.

Если такие рекомендации будут приняты и мы начнем финансировать не вообще приоритетные направления и критические технологии, а только те, которые реально необходимы обществу, то не только решим сегодняшние проблемы России, но и построим трамплин для прыжка в будущее.

В России наиболее экономически успешными являются компании, занятые добычей и экспортом нефти, газа, металлов. Компании сырьевых отраслей, как известно, не являются наукоемкими и не предъявляют соответствующего их экономическому значению спроса на научные знания и технологии. Лидеры российского бизнеса - например, "Газпром", "Лукойл", - вполне сравнимые по экономическому потенциалу с аналогичными зарубежными компаниями, осуществляют крупные научно-технические проекты и программы модернизации в своих подразделениях, но их значение для научно-технического потенциала страны нельзя сравнить с итогами деятельности лидеров мирового хайтека - "ИБМ", "Сони", "Майкрософт", "Сименс", "Интел" и "Самсунг". В России пока еще нет жизнеспособного ядра крупных компаний - сходного с тем, которые существуют, например, в Южной Корее и которые способны осваивать и создавать новейшие технологии, укреплять стратегические связи со знающими, квалифицированными поставщиками и клиентами внутри страны и за ее пределами. Это обстоятельство не способствует улучшению российского инновационного климата.

Ввиду снижения объемов государственного финансирования науки в России можно было бы ожидать большей эффективности расходов государственных средств, а также прогрессивных сдвигов в структуре приоритетов. Однако этого не произошло, и резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не был использован. В результате различия в бюджетных приоритетах РФ и ряда развитых стран за прошедшее десятилетие только углубились.

В России современное соотношение по указанным приоритетам близко к послевоенной ситуации в развитых странах: стабильно высокая доля оборонных исследований, превосходящих затраты на социальные цели в 5-6 раз, многократное превышение доли технических наук по сравнению с науками о жизни и особенно с финансированием исследований в интересах здравоохранения.

Официальная статистика, как российская, так и зарубежная, представляет не очень много данных о результатах научных исследований. Так, Центр исследований и статистики науки (ЦИСН) публикует только сопоставимые данные о патентной деятельности в России. Коэффициент активности изобретательской деятельности (рассчитывается по количеству патентных заявок в расчете на 10 тыс. жителей) составил в РФ в 2003 г. 1,1, что значительно ниже, чем в странах-лидерах (Япония - 29,1, Корея - 9,7, Германия - 6,2, США - 5,7, Финляндия - 5,1, Швеция - 5,3), но ненамного хуже, чем в таких странах, как Франция, Нидерланды, Канада. Сравнительно низок в России и показатель соотношения поданных за рубежом и национальных заявок.

Эти два параметра изобретательской активности отражают, с одной стороны, средний уровень развития патентования в стране, с другой - слабую интеграцию в мировой процесс патентования, что характеризует низкую активность российских производителей на мировых рынках. При сравнении объемов патентования национальных заявителей за рубежом оказывается, что разрыв просто огромен: США патентуют за пределами своей страны более 2 млн. заявок, а Россия - 21 тыс.

Место России в глобальных показателях исследовательской активности по количеству опубликованных научных работ в целом остается достаточно высоким. В период 1999-2005 гг. наша страна занимала 8-е место по числу опубликованных научных работ - 131,2 тыс. (общая исследовательская активность), 12-е место по числу цитированных работ - 46,5 тыс. публикаций, хотя по показателю процент цитируемости работ находится на 144-м месте (38,6%) при среднемировом показателе - 59,1% . Отчасти это объясняется лингвистическими трудностями - далеко не все российские ученые публикуются на английском языке, а знание русского у зарубежных специалистов практически отсутствует. Вместе с тем сравнение России со странами СНГ и Восточной Европы показывает, что и уровень, и эффективность исследовательской работы в нашей стране, как правило, выше.

Вклад России в традиционно сильные для нее области науки хотя и остается высоким, но имеет очевидную тенденцию к снижению. К началу XXI века РФ занимает четвертое место в области физики (9,8% публикаций в этой области), пятое место в области химии (7%), шестые места в области наук о Земле, о космосе, материаловедении. Россия традиционно является одной из лидирующих стран в математике (3,5%), в технических науках (3,75%). Вместе с тем очень незначителен вклад отечественных ученых в интенсивно развивающиеся в наше время науки о жизни: биологию и биохимию (2%), иммунологию (0,4%), агронауки и науки о растениях и животных (соответственно 1,5 и 1,7%) Явное различие в уровнях развития классических областей естествознания и науки о жизни отчасти объясняется значительным разрывом в их финансировании, сложившимся в советское время и сохраняющимся до сих пор.

Еще один показатель результативности научной деятельности - число Нобелевских премий, присужденных ученым разных стран. В этом отношении России принадлежит почетное 7-е место, что отражает и исторически важное положение нашей страны в мировом научном потенциале, и наличие устойчивых традиций в развитии крупных научных школ.

Современная международная статистика, располагающая большими массивами данных о научно-техническом развитии, активно разрабатывает и постоянно совершенствует методы расчета разнообразных индексов и рейтингов конкурентоспособности, отражающих потенциал и сравнительные преимущества той или иной страны. Разработчики этих рейтингов исходят из того, что основной вектор современной глобальной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях. Новые технологии и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рынков, на основе высокой производительности труда и при одновременном повышении реальных доходов населения.

Так, в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) в 2000 г. в дополнение к публиковавшимся ранее рейтингам по позиции "технология" введен новый индекс конкурентоспособного роста (Growth Competitiveness Index, GCI), который стали называть индексом инновационной способности экономики. Он отражает способность национальной экономики к устойчивому экономическому росту в среднесрочной перспективе (ближайшие пять лет), принимая во внимание текущий уровень экономического развития.

В основе построения индекса GCI - выделение группы стран-лидеров по ключевому, с точки зрения авторов, показателю - количеству патентов, зарегистрированных в стране в расчете на 10 тыс. жителей. Кроме того, в модель включены объемы инновационных инвестиций и их эффективность, а также использование информационных технологий в повседневной жизни граждан (количество мобильных телефонов и компьютеров на душу населения в стране, активность пользователей Интернета и т.д.). Особо учитываются институциональные и макроэкономические условия, содействующие или препятствующие инновационной деятельности.

Полученные индексы GCI показывают, что при таком подходе экономика России попадает в группу стран с низким уровнем развития, причем по всем составляющим: технологии - 60-е место, институциональные условия - 61-е, макроэкономическая среда - 57-е. Рассмотренные индексы дают определенное представление об относительном состоянии сферы инновационной деятельности РФ, но далеко неполное и противоречивое. Безусловно, соседство страны в предложенном списке с такими государствами, как Иордания, Венесуэла, Колумбия, Панама, Сальвадор и Шри-Ланка, представляется сомнительным. Россия сохраняет целый ряд преимуществ в ключевых для современного развития сферах, в частности лидерство в ряде научных областей, научные школы и традиции, опыт реализации крупных, в т.ч. международных исследовательских проектов.

Во-первых, экономика России сейчас занимает девятое место в мире и в соответствии с приведенной таблицей опережает только Канаду. Во-вторых, что более существенно, ясно виден наш разрыв по большинству качественных показателей роста. Так, если Россия еще опережает Китай и Индию по показателям ВВП в расчете на душу населения, то уже отстает от них по индексу инновационной способности. Этот разрыв, как показывают рейтинги ВЭФ, говорит о потенциале ускорения развития экономики для Китая и Индии и, наоборот, об угрозах экономическому росту России в ближайшем будущем. В-третьих, если РФ и имеет значительное преимущество по сравнению с большинством стран мира по численности научно-исследовательских кадров, то этот количественный показатель практически не оказывает влияния на перспективы экономического роста страны.

Процесс адаптации России к мировым тенденциям научно-технологической и промышленной интеграции находится на начальной стадии, хотя сейчас совершенно ясно, что интеграция в глобальную инновационную сферу стала важнейшим фактором развития национальных отраслей высоких технологий. Международное научно-техническое и технологическое сотрудничество способствует повышению конкурентоспособности предприятий, продвижению современных передовых технологий на внутренний рынок.

Для большинства российских отраслей хайтека главной задачей современного развития стало решение дилеммы конкуренция - сотрудничество с мировыми производителями. В условиях глобализации страна не может абстрагироваться от мировых тенденций развития, поскольку связь с системой мировых экономических отношений превращается в один из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность национальных экономик.

В России насчитывается около четырёх тысяч организаций, занимающихся исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.

В период 1998—2008 гг. российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2008 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования.

В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.

С 2002 по 2009 год число патентных заявок на изобретения в России увеличилось на 47 % (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине прирост среди стран «Большой восьмёрки».

В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей.

В 2010 году российские ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне совместно с американскими коллегами впервые в истории успешно синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева, 114-й элемент был впервые синтезирован в Дубне ещё в декабре 1998 года, однако независимое подтверждение было получено только в сентябре 2009 года

Правительство утвердило федеральные целевые программы: «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы», «Национально-технологическая база на 2007—2011 годы». Приняты «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

В марте 2006 года правительство РФ одобрило программу создания 7 технопарков — в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге.

В декабре 2006 года были внесены изменения в закон «О науке и государственной научно-технической политике». Изменения направлены на изменения правового положения РАН и отраслевых академий.

Ожидается принятие закона, согласно которому Российская академия наук практически потеряет самостоятельность и будет подчиняться президенту и правительству России.

8 апреля 2010 председатель правительства России В. В. Путин сообщил, что до 2012 государство выделит не менее 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах.

Правительство РФ поручило Минфину в течение трёх лет выделить 12 млрд руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 г. выделяется 3 млрд руб., в 2011 г. — 5 млрд руб. и в 2012 г. — 4 млрд руб. Средства выделяются в виде грантов правительства, которые будут на конкурсной основе предоставляться под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых.

Затраты на науку в СССР в 1990 году составляли 1,9 % ВВП. Затраты в России в 2008 году составили 125 млрд. рублей или 0,3 % ВВП.

Предполагаемые затраты на 2010 год — 400—600 млрд рублей

Российские производители наукоемкой продукции стремятся активнее осваивать внешние рынки из-за ограниченности и узости отечественного спроса и в расчете на реализацию преимуществ, связанных с заниженной (по сравнению с мировой) ценой труда, особенно интеллектуального. Далеко не во всех случаях эти ожидания оправдываются, высокотехнологичная продукция гражданского назначения не стала заметной позицией российского экспорта, но наиболее успешные предприятия приобрели на внешних рынках новый значительный опыт, связанный с особенностями продажи наукоемкой продукции. Во многих случаях наиболее эффективной стала стратегия долгосрочной кооперации, участие в альянсах с мировыми лидерами хайтека как альтернативы самостоятельному выходу на внешние рынки.

Анализ российских компаний, выпускающих технически сложную продукцию в области авиастроения и космических технологий, информационных технологий и связи, показывает, что чем выше степень их сотрудничества с зарубежными партнерами, чем дальше они продвинулись по пути понимания проблем и преимуществ выхода на мировой рынок, тем более устойчивым является их финансовое и экономическое положение.

В заключение необходимо отметить, что развитие российской науки и сферы инновационной деятельности все меньше зависит от амбициозных политических и идеологических установок и все в большей мере подчиняется требованиям экономической целесообразности. Преодолевается автаркия научно-технического развития, происходит формирование российского сегмента в мировом рынке инноваций. Именно эти аспекты наиболее рельефно отражают современные процессы в сфере инновационной деятельности и определяют особенности политики адаптации национальной научно-технической системы к реалиям складывающихся рыночных отношений. При всей неоднозначности и незавершенности этих процессов, во многих случаях противоречащих сложившимся традициям и менталитету российских ученых, обозначенные тенденции соответствуют глобальным переменам в современном научном и инновационном развитии.

Заключение.

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

Российский научный комплекс является одним из крупнейших в мире. Он есть звено в единой цепи науки, как института, призванного служить на благо человечества и во имя его развития.

В современных условиях без активного участия ученых и широкого внедрения достижений науки невозможно успешно решать проблемы обеспечения экологической безопасности общества. С помощью науки разрабатываются и реализуются экологически чистые технологии в промышленности и других отраслях хозяйства страны. Наука предлагает практике наиболее эффективные и экономичные способы добычи и глубокой переработки полезных ископаемых, применение ресурсосберегающих энергетических установок, новых материалов и химических веществ, что позволяет улучшать среду обитания человека, делать ее более безопасной для жизни людей. Улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья, и тем самым — демографической ситуации в стране.

Наука является производительной силой общества, активно влияет на развитие мирохозяйственных связей и эффективность общественного производства. Именно поэтому она занимает в системе государственных приоритетов особое место.

Главная задача сегодня - ускоренными темпами создать в России новый, мощный научно-технологический потенциал, а для этого необходимо точно знать истинное положение дел в науке и высшем образовании. Только тогда решения по управлению, поддержке и финансированию этой сферы будут приниматься на научной основе и дадут реальные результаты.

В заключение необходимо отметить, что развитие российской науки и сферы инновационной деятельности все меньше зависит от амбициозных политических и идеологических установок и все в большей мере подчиняется требованиям экономической целесообразности. Преодолевается автаркия научно-технического развития, происходит формирование российского сегмента в мировом рынке инноваций. Именно эти аспекты наиболее рельефно отражают современные процессы в сфере инновационной деятельности и определяют особенности политики адаптации национальной научно-технической системы к реалиям складывающихся рыночных отношений. При всей неоднозначности и незавершенности этих процессов, во многих случаях противоречащих сложившимся традициям и менталитету российских ученых, обозначенные тенденции соответствуют глобальным переменам в современном научном и инновационном развитии.

Список литературы

1). Бекетов Н.В. «Наука в России и мире» ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2003. № 11. С. 12-22.

2). Наука России в цифрах: Статистический сборник. М.: Центр исследований и статистики науки (ЦИСН), 2004. С. 121.

3). Инновации. СПб., 2003. № 1. С. 45-48.

4). Инновации. СПб., 2002. № 9-10. С. 72-77.

5). Информационные ресурсы России (Москва). 2003. № 6. С. 32-35.

6). Шульга В. А. Учебник «Национальная экономика» 2002 год

7). Иванченко В. «Тенденции использования наукоемких технологий» «Экономист». – 2005г.

8). Комаров В.Ф. Наука производства / «ЭКО». – 2004г., №2

9). Курс экономической теории: Учебное пособие./ Под ред.А.Н.Тур,

10). Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Под ред.Камаева.М.1998

11). Экономическая теория./Под ред. Базылева, гурко,Мн.БЭГУ,1999

12). Бурмистрова Т., Федотов А. Новая научно-техническая политика: контуры формирования и реализация/"Экономист", 1992 г.

13). Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности./ "Экономист", 1998г.

14). Синягов А. НТП в условиях формирования рынка: стратегия, тактика, показатели./ "Экономист", N 4, 1998 г.

15). Логинов В., Курнышева И. Возможности и перспективы научно-технического развития./ "Экономист", N 7, 1998 г.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Научный потенциал и его влияние на развитие национальной экономики

    Курсовая работа >> Экономика
    ... развития научной мысли и научного комплекса России 2.2 Современное состояние научного потенциала России 2.3 Сравнительная характеристика научного потенциала России с научными достижениями ...
  2. Научно–технический потенциал России и его современное состояние

    Контрольная работа >> Экономика
    ... его высоком уровне и актуальности. В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного ... Холодной войны научный комплекс имел явный ... научных и инженерно-технических кадров. С учетом мирового опыта и особенностей современного состояния ...
  3. Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области

    Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во
    Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области 1. Состояние ... продовольствия и обеспечение его стабильности. Также к ... обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса, отсутствие на ... совместно с научными учреждениями разработать ...
  4. Современное состояние хлебопекарной промышленности Республики Беларусь

    Реферат >> Экономика
    ... эффект дают собственные научно-исследовательские и ... диверсифицировать производство, изменять его структуру и ассортимент, ... покупателей цены. Современное состояние хлебопекарной промышленности в ... организаций и отраслей агропромышленного комплекса. Книга 2/ Под ...
  5. Современное состояние образования

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... , учебно-методических комплексов по предметам; дифференциация ... общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и ... а) Определить основные характеристики современного состояния образования; выделить негативные тенденции ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0075139999389648