Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Дипломная работа
Основной деятельностью компании является добыча и переработка полезных ископаемых, преимущественно меди; компания осуществляет сбыт порошка меди, медн...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Актуальность темы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителей банковских услуг Малое предп...полностью>>
Экономика->Реферат
Макроэкономика – раздел экономической теории, в котором исследуется экономика как целостная система, формируются цели экономической политики и определ...полностью>>
Экономика->Реферат
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических п...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 2.2. Законодательная и нормативная база развития науки.

Существуют нормативно-правовые акты, регламентирующие и обеспечивающие государственное регулирование в области развития науки и технологий и направленные на:

- развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок (формирование системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий, а также приоритетов научно-технической и инновационной деятельности);

- повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности и формирование рынков потребления научно-технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу);

- правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

- совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса - субъектами инновационной деятельности;

- создание, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и инновационного комплексов, повышение престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;

- организацию финансирования инновационной деятельности, повышение эффективности деятельности федеральных, межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития, интеграцию в этом направлении усилий государства и предпринимательского сектора экономики;

- регулирование сферы международного научного, научно-технического и технологического сотрудничества, стимулирование создания международных научных организаций, научно-производственных структур, поддержку продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции.

Базовые законодательные акты:

  1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).

  2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. От 30.03.2002 N Пр-576 Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Правовой базой Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О науке и государственной научно-технической политике", "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Реализация Основ направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Основы формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации.

  3. Доктрина развития российской науки. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 N 884. Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.

  4. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. От 21 мая 2006года.

-Безопасность и противодействие терроризму

-Живые системы

-Индустрия наносистем и материалы

-Информационно-телекоммуникационные системы

-Перспективные вооружения, военная и специальная техника

-Рациональное природопользование

-Транспортные, авиационные и космические системы

-Энергетика и энергосбережение

Нормативная база Министерства образования и науки РФ

Наименование документа:

1. Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования: Приказ Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. N 3177

2. О нарушении высшими учебными заведениями законодательства об образовании и о защите прав потребителей: Письмо Минобразования РФ от 3 июля 2003 г. N 14-55-824ин/15

3. Письмо Минобразования РФ от 8 мая 2003 г. N 14-55-547ин/15 (В связи с обращениями студентов вузов по вопросам многократных пересдач экзаменов промежуточной аттестации и установления платы за пересдачу экзаменов)

4. Перечень законодательных и нормативно-методических документов по платным образовательным услугам

5. Типовой контракт между студентом и работодателем, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

В процессе совершенствования структуры Государственной Думы признано целесообразным создать Комитет по науке и наукоемким технологиям. Комитет создан в целях решения конкретных задач и исполнения определенных функций. Будет разделении сфер деятельности, концентрация внимания каждого из структурных подразделений Государственной Думы на вполне конкретных направлениях. Вместе с Комитетом по образованию ГМ предстоит работать над вопросами правового обеспечения вузовкой науки, развития процесса интеграции науки, образования и производства, правового обеспечения формирования национальной инновационной системы и рядом иных, не менее важных и требующих совместных согласованных решений.

Комитет по науке и наукоемким технологиям призван заниматься законодательством в сфере науки, научной, научно-технической и инновационной деятельности и наукоемких технологий, совершенствованием законодательства по охране интеллектуальной собственности.

Сегодня рассматривают возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ в части уточнения системы финансирования науки. Реальное состояние следующее:

— федеральное законодательство «наполняется» законами, регулирующими создание территорий инновационного развития (законы «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах»;

— формируются элементы инновационной инфраструктуры;

— система образования, научная сфера начинает реально участвовать в создании национальной инновационной системы;

— появились «лидирующие регионы», где инновационная экономика получает реальное воплощение.

Глава 3. Современное состояние научного комплекса в России.

Разрушенный научно-технологический потенциал, тот, которым обладала наша страна во времена СССР, восстановить уже не удастся, да и не нужно. Главная задача сегодня - ускоренными темпами создать в России новый, мощный научно-технологический потенциал, а для этого необходимо точно знать истинное положение дел в науке и высшем образовании. Только тогда решения по управлению, поддержке и финансированию этой сферы будут приниматься на научной основе и дадут реальные результаты.

Во всем мире науку делают молодые. У нас же научные кадры стремительно стареют. В 2005 году средний возраст академиков РАН был более 70 лет. Это еще можно понять - большой опыт и большие достижения в науке даются не сразу. Но то, что средний возраст докторов наук - 61 год, а кандидатов - 52 года, тревожит. Если положение не изменится, то примерно к 2016 году средний возраст научных сотрудников достигнет 59 лет. Для российских мужчин это не только последний год допенсионной жизни, но и среднестатистическая ее продолжительность. Такая картина складывается в системе Академии наук. В вузах и отраслевых НИИ в общероссийском масштабе возраст докторов наук - 57-59 лет, а кандидатов - 51-52 года. Так что через 10-15 лет наука у нас может исчезнуть.

По официальным данным, последние 10 лет конкурсы в вузы росли (2001 год стал в этом смысле рекордным), а аспирантура и докторантура "выпекали" молодых ученых высшей квалификации невиданными темпами. Если принять численность студентов, обучавшихся в вузах в 1999/2001 учебном году, за 100%, то в 2005/2006 году их стало на 21,2% больше. Численность аспирантов НИИ возросла за это время почти на треть (1577 человек), а аспирантов вузов - в 2,5 раза (82 584 человека). Прием в аспирантуру увеличился втрое (28 940 человек), а выпуск составил: в 2004 году - 9532 человека (23,2% из них с защитой диссертации), а в 2005-м - 14 832 человека (27,1% - с защитой диссертации).

Но есть и другие важные причины ухода молодых из научной сферы. Человеку нужна еще возможность совершенствоваться, реализовать себя, утвердиться в жизни. Он хочет видеть перспективу и чувствовать себя, по крайней мере, на одном уровне с зарубежными коллегами. В наших, российских, условиях это почти невозможно. И вот почему. Во-первых, наука и опирающиеся на нее высокотехнологичные разработки у нас очень мало востребованы. Во-вторых, экспериментальная база, учебно-исследовательское оборудование, аппараты и приборы в учебных заведениях физически и морально устарели на 20-30 лет, а в лучших, самых передовых университетах и НИИ - на 8-11 лет. Если учесть, что в развитых странах технологии в наукоемких производствах сменяют друг друга через каждые 6 месяцев - 2 года, такое отставание может стать необратимым. В-третьих, система организации, управления, поддержки науки и научных исследований и, что особенно важно, информационное обеспечение остались, в лучшем случае, на уровне 1990-х годов. Поэтому почти каждый действительно способный, а тем более талантливый молодой ученый, если он не хочет деградировать, стремится уйти в коммерческую структуру или уехать за границу.

По официальной статистике, в 2005 году в науке были заняты 890,1 тысячи человек (в 2000 году в 2 с лишним раза больше - 1943,3 тысячи человек). Если же оценивать потенциал науки не по численности сотрудников, а по результатам, то есть по количеству зарегистрированных, особенно за рубежом, патентов, проданных, в том числе за рубеж, лицензий и публикаций в престижных международных изданиях, то окажется, что мы уступаем наиболее развитым странам в десятки, а то и в сотни раз. В США, например, в 2003 году в науке были заняты 12,5 миллиона человек, из них - 505 тысяч докторов наук. Выходцев из стран СНГ среди них не более 5%, причем многие выросли, учились и получили ученые степени там, а не здесь. Таким образом, утверждать, что Запад живет за счет нашего научно-интеллектуального потенциала, было бы неправильно, а вот оценить его реальное состояние и перспективы стоит.

В 2004 году впервые в бюджете было выделено 3 млрд рублей на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Кроме того, в 2005 году президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении 500 ежегодных грантов президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с указом, ежегодно молодым учёным предоставляются гранты в размере 60 тыс. рублей. В том же году учреждены 100 ежегодных президентских грантов для господдержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук.

Первое место среди высоких технологий занимает авиакосмическая отрасль. В ней задействовано все: компьютеры, современные системы управления, точное приборостроение, двигателе- и ракетостроение и т. д. Хотя Россия занимает в этой отрасли достаточно прочные позиции, отставание заметно и здесь. Касается оно в немалой степени и авиационных вузов страны. Участвовавшие в наших исследованиях специалисты Технологического университета МАИ назвали несколько самых болезненных проблем, связанных с подготовкой кадров для авиакосмической отрасли. По их мнению, уровень подготовки преподавателей прикладных кафедр (проектно-конструкторских, технологических, расчетных) в области современных информационных технологий все еще низок. Это во многом объясняется отсутствием притока молодых преподавательских кадров. Стареющий профессорско-преподавательский состав не в состоянии интенсивно осваивать постоянно совершенствующиеся программные продукты не только из-за пробелов в компьютерной подготовке, но и из-за нехватки современных технических средств и программно-информационных комплексов и, что далеко немаловажно, из-за отсутствия материальных стимулов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Научный потенциал и его влияние на развитие национальной экономики

    Курсовая работа >> Экономика
    ... развития научной мысли и научного комплекса России 2.2 Современное состояние научного потенциала России 2.3 Сравнительная характеристика научного потенциала России с научными достижениями ...
  2. Научно–технический потенциал России и его современное состояние

    Контрольная работа >> Экономика
    ... его высоком уровне и актуальности. В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного ... Холодной войны научный комплекс имел явный ... научных и инженерно-технических кадров. С учетом мирового опыта и особенностей современного состояния ...
  3. Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области

    Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во
    Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области 1. Состояние ... продовольствия и обеспечение его стабильности. Также к ... обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса, отсутствие на ... совместно с научными учреждениями разработать ...
  4. Современное состояние хлебопекарной промышленности Республики Беларусь

    Реферат >> Экономика
    ... эффект дают собственные научно-исследовательские и ... диверсифицировать производство, изменять его структуру и ассортимент, ... покупателей цены. Современное состояние хлебопекарной промышленности в ... организаций и отраслей агропромышленного комплекса. Книга 2/ Под ...
  5. Современное состояние образования

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... , учебно-методических комплексов по предметам; дифференциация ... общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и ... а) Определить основные характеристики современного состояния образования; выделить негативные тенденции ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0075619220733643