Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Глобализация, как вызов XXI века, это не искусственная проблема, а объективный процесс, возникший на базе развивающихся в мире интеграции и кооперации...полностью>>
Экономика->Реферат
Собственность – основа, становой хребет любого общественного строя и общества Она возникла на заре развития человечества, выражаясь вначале в индивиду...полностью>>
Экономика->Учебное пособие
Перехідна економіка – розділ економічної теорії, що вивчає процеси переходу економічної системи від одного рівноважного стану до іншого Водночас це ти...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социа...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 1.4 Организационные формы управления научным комплексом

Организационная структура управления научно-техническим комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны. Специфика и роль в процессах нововведений существующих типов научно-технических организаций различна. В основу классификации научно-технических организаций закладывается преобладающий вид научно-технической деятельности, определяющий их место и функции в процессе нововведений. По этому признаку научные организации распределяются на четыре основные группы:

— научные учреждения, выполняющие преимущественно научные исследования — фундаментальные и прикладные;

— конструкторские, технологические и проектные организации, осуществляющие в основном технические разработки;

— научно-технические подразделения и центры, лаборатории и экспериментальные производства, занятые преимущественно освоением новой продукции и новой технологии;

— организации и предприятия научно-технического обслуживания.

Кроме отмеченных четырех групп научно-технических организаций функционирует и большое число комплексных учреждений, сочетающих научно-исследовательские работы с другими видами научно-технической деятельности: конструированием, технологическими разработками, проектированием.

К ним относятся:

— научно-исследовательские и проектные (проектно-изыскательские) институты (НИПИ);

— научно-исследовательские и конструкторские институты (НИКИ);

— научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты (НИКТИ) и другие аналогичные.

Определенный вклад в решение многих межотраслевых проблем призваны внести финансово-промышленные группы (ФПГ), включающие в себя как институты финансовой системы (банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании), так и организации промышленной сферы деятельности — предприятия, фирмы различных форм собственности. Функционирование ФПГ позволяет сконцентрировать промышленный и финансовый капитал и направить его на проведение фундаментальных теоретических разработок по проблемам создания новых видов техники, современных технологий, конкурентоспособной продукции.

В настоящее время организационно-экономическая среда, в которой работают научно-технические организации, определяется:

— сокращением платежеспособного спроса заказчиков;

— определенной «оторванностью» научно-технической продукции от потребителей;

— ограниченностью бюджетных средств в связи с резким спадом производства;

— неплатежеспособностью предприятий в течение длительного времени;

— острой зависимостью экономики от импорта, а также растущей внешней и внутренней задолженностью;

— наличием негосударственного сектора науки;

— низким спросом со стороны коммерческих структур на собственно научную продукцию и, наоборот, возрастающей их заинтересованностью в использовании квалифицированных научных кадров, оборудования, материалов, находящихся в сфере науки;

— отсутствием существенных налоговых льгот;

— неэффективным государственным регулированием науки или полным его отсутствием.

Во всем мире происходит усиление государственного регулирования развития науки и техники в целях ускорения внедрения новшеств, все большая часть выделяемых на науку и технику ресурсов передается в распоряжение специальных правительственных органов для стимулирования приоритетных направлений.

Забота государства о техническом уровне развития своей страны является одной из приоритетных целей. А это во многом определяется системой управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Одной из основных форм освоения государственных ассигнований на научные исследования и разработки является прямое бюджетное финансирование научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских центров и лабораторий, организованных при различных государственных учреждениях и ведомствах.

Особенность организации научных исследований на предприятиях, фирмах и в корпорациях заключается в подчинении научных исследований задачам совершенствования производства процессу поиска оптимальных схем взаимодействия, обеспечивающих сокращение цикла «исследование — производство».

Финансирование исследований и разработок на предприятиях, фирмах и в корпорациях должно рассматриваться как рычаг управления научной деятельности.

Источниками финансирования исследований также являются собственные средства предприятий и средства, полученные по контрактам, которые предприятия заключают с правительственными учреждениями.

В последнее время структура управления, а следовательно, и финансирования, претерпела определенные изменения. В частности, среди приоритетных направлений, по которым обеспечивается финансирование, выделяются: фундаментальные исследования, государственные программы, государственные научные центры.

Многие научные работы стали финансироваться на конкурсной основе, что в значительной степени повысило отдачу ряда научных учреждений. Главными проблемами современного управления научно-технической деятельностью являются: определение организационных структур в рамках государственного патронажа над ними; появление новых исследовательских образований в крупных фирмах и корпорациях; формирование практически неизвестных или малоизвестных научно-исследовательских образований, связанных с разработкой рисковых исследований;

Среди новых организационных форм одно из важнейших мест занимают государственные научные центры (ГНЦ) как новая организационная структура, выполняющая фундаментальные и прикладные исследования по государственным планам и программам. Таким научным центрам принадлежит будущее в области организации и проведения научных исследований и разработок, тем более что сейчас многие организации науки на предприятиях и фирмах практически прекратили свое существование. По мере готовности научных организаций и наступления финансовой стабилизации количество ГНЦ будет возрастать, поскольку условия для их работы сравнительно благоприятны.

Главное условие функционирования ГНЦ — целевое использование средств и получение предусмотренного результата разрабатываемых ГНЦ программ. Режим финансирования подобных научных центров весьма устойчив. Значительную часть средств они получают из федерального бюджета, а часть средств могут получать из внебюджетных фондов, за счет пожертвований и иностранных инвесторов. При этом последние могут участвовать в распределении прибыли, соответствующей вложенной доле капиталов в ту или иную программу. Кроме того, ГНЦ может привлекать и небольшие исследовательские и инновационные фирмы для разработки каких-то частей или разделов программы.

Появление и развитие ГНЦ связано с Указом Президента РФ от 23 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».

В соответствии с этим указом предполагалось, что в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров следует организовывать государственные научные центры или присваивать такой статус предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению, не изменяя при этом его формы собственности и организационно-правовой формы, а имея в виду отнесение его к категории объектов, предполагающих особые формы государственной поддержки.

Государственная поддержка, согласно указу, заключается в целевом финансировании программ, выполняемых государственными научными центрами за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета с учетом целевого назначения. Эти средства направляются на:

— проведение фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ в соответствии с заключением (планами) Межведомственной координационной комиссией по научно-технической политике;

— поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы;

— информационное обеспечение, включая приобретение литературы, в том числе зарубежной;

— подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных кадров;

— участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

Не менее важная роль среди новых организационных форм научно-технической деятельности отводится научным паркам, которые представляют собой территории с высокой концентрацией высокотехнологических предприятий, размещенных вблизи исследовательских центров. Научные парки играют важную роль в стимулировании развития технологической базы и повышении конкурентоспособности продукции. Они расцениваются специалистами как идеальная среда для появления инноваций.

В современных условиях хозяйствования в структуре организационных форм научно-технической деятельности возросла роль наукоградов. Наукограды представляют собой территориальные образования с градообразующим научно-производственным комплексом, использующие национальные кадры, с привлечением специалистов зарубежных научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических и других организаций, объединяемых общностью целей и задач, пользующихся при этом единой системой налоговых и финансово-кредитных льгот.

Главная цель создания и функционирования наукоградов — стимулирование инновационной деятельности всех видов (от разработки до внедрения включительно) и повышение эффективности научно-исследовательских разработок. Реализация главной цели предполагает широкую и всестороннюю поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета, направляемые на развитие инфраструктуры этих территориальных образований, налоговые льготы и льготные кредиты, что особенно важно для мелких инновационных фирм.

В настоящее время российские наукограды проводят широкий спектр работ по различным направлениям науки и техники совместно с зарубежными партнерами. При этом данные работы осуществляются в строгом соответствии с требованиями обеспечения национальной и экономической безопасности страны.

Многие из отечественных наукоградов создавались специально для обеспечения строгой секретности при проведении определенных научных исследований, например, связанных с созданием производств в сфере вооружений.

Глава 2. Финансирование научного комплекса.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Научный потенциал и его влияние на развитие национальной экономики

    Курсовая работа >> Экономика
    ... развития научной мысли и научного комплекса России 2.2 Современное состояние научного потенциала России 2.3 Сравнительная характеристика научного потенциала России с научными достижениями ...
  2. Научно–технический потенциал России и его современное состояние

    Контрольная работа >> Экономика
    ... его высоком уровне и актуальности. В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного ... Холодной войны научный комплекс имел явный ... научных и инженерно-технических кадров. С учетом мирового опыта и особенностей современного состояния ...
  3. Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области

    Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во
    Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области 1. Состояние ... продовольствия и обеспечение его стабильности. Также к ... обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса, отсутствие на ... совместно с научными учреждениями разработать ...
  4. Современное состояние хлебопекарной промышленности Республики Беларусь

    Реферат >> Экономика
    ... эффект дают собственные научно-исследовательские и ... диверсифицировать производство, изменять его структуру и ассортимент, ... покупателей цены. Современное состояние хлебопекарной промышленности в ... организаций и отраслей агропромышленного комплекса. Книга 2/ Под ...
  5. Современное состояние образования

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... , учебно-методических комплексов по предметам; дифференциация ... общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и ... а) Определить основные характеристики современного состояния образования; выделить негативные тенденции ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0067460536956787