Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Сегодня для тех, кто работает на финансовых рынках или связан с ними, совершенно очевидна необходимость управления рисками Поэтому продолжаются попытк...полностью>>
Экономика->Реферат
Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов Система национальных счетов (ее полное название Система сче...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Интернационализация экономики разных стран сопровождается интенсивным развитием международного рынка труда, оказывающим все более заметное влияние не ...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал г. Перми

Кафедра Экономики и менеджмента

Оценка _______________________

Подпись преподавателя _________________

«___» __________ 20__г.

Научный комплекс и его современное состояние

Курсовая работа

по Национальной экономики

Груздева Татьяна Евгеньевна

студента курса 5, группа НЭ- 43

Специальность: национальная экономика

Руководитель:

Доброва Н. М.

Пермь 2011

Содержание

1). Введение……………………………………………………………………………………

2). Глава 1. Научный комплекс и его современное состояние……………………………

3). Глава 1.1. Сущность и классификация науки…………………………………………

4). Глава 1.2. Наука в системе государственных приоритетов…………………………

5). Глава 1.3. Современное состояние научного комплекса……………………………

6). Глава 1.4. Организационные формы управления научным комплексом………….

7). Глава 2. Финансирование научного комплекса………………………………………

8). Глава 2.1. Механизм финансирования расходов на науку. Оценка результатов научной деятельности………………………………………………………………………

9). Глава 2.2. Законодательная и нормативная база развития науки………………….

10). Глава 3. Современное состояние научного комплекса в России…………………..

11). Заключение……………………………………………………………………………

12). Список литературы…………………………………………………………………..

Введение

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

Российский научный комплекс является одним из крупнейших в мире. Он есть звено в единой цепи науки, как института, призванного служить на благо человечества и во имя его развития. В этой работе я попытаюсь наиболее точно отразить состояние нашей научной отрасли, показать ее основные проблемы и достижения, указать основные места концентрации наукоемких производств, в общем, и отдельно по конкретным отраслям. В нашей стране основные достижения в области наукоемкого производства были достигнуты на поприще военно-промышленного комплекса и в области космического ракетостроения.

Наши отечественные достижения в основном связаны с этими двумя направлениями производства техники и технологий. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране поставила военно-промышленное производство в очень тяжелое экономическое положение. Конверсия предприятий ВПК приводит к структурным изменениям в экономике в целом, что вносит свои изменения на экономическую карту страны практически ежедневно. В связи с распадом бывшего СССР Россия потеряла доступ к одному из крупнейших космодромов мира – Байконуру. Теперь это территория Казахстана и Россия вынуждена арендовать этот крупнейший в мире космический порт. Все эти проблемы, несомненно, сказываются на общем состоянии российской науки. Остаточное финансирование со стороны государства негативно сказывается в первую очередь на благосостоянии деятелей науки.

Не исчезла проблема “утечки мозгов” за границу. Специфика научного рынка в реально сложившихся у нас условиях определяется многими факторами. Среди основных из них можно выделить следующие:

- слабую интеграцию с мировым рынком;

- недостаточную заинтересованность производственных организаций во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся технологий;

- отсутствие механизма передачи результатов академической науки в отраслевую;

- практическое отсутствие государственной и иных видов поддержки предпринимателей в науке;

- низкие темпы обновления основных фондов;

- низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разработок;

- низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспечения ученых и специалистов, занятых в сфере науки.

Но, тем не менее, отечественный научный комплекс продолжает жить и даже развиваться! Есть крупные достижения в различных областях и отраслях науки. Это еще раз указывает на огромный умственный потенциал нашей страны. Россия была, есть и будет великой научной державой мира. Научный комплекс является двигателем отечественных отраслей промышленности. Внедряются и осваиваются научно-исследовательские разработки в различных областях промышленности. Дальнейшее развитие научно-исследовательской базы будет залогом того, что и в следующем тысячелетии Россия будет являться крупнейшей сверхдержавой на политической карте мира.

Глава 1. Научный комплекс и его современное состояние.

Глава 1.1 Сущность и классификация науки.

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования (промышленное освоение), они революционизируют, преобразуют производство, умножают его возможности в области наращивания объемов производства, обновления и расширения ассортимента и улучшения качества продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, тем самым обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы не только неэффективен, но и практически невозможен.

Все это дает основания для отнесения науки к производительным силам общества в качестве его важнейшей компоненты, революционизирующей весь процесс общественного производства. Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу ее получения, но и по результатам. Создаваемый научный продукт должен обладать специфическими свойствами, которые обеспечивали бы в процессе целесообразного использования этого продукта экономический или социальный эффект в той сфере деятельности, для которой он предназначен. Труд ученых представляет собой творческую деятельность, характеризующуюся новизной мышления, оригинальностью решений и уникальностью. Важнейшим отличительным признаком научного труда является неопределенный, вероятностный характер получения положительного результата, т. е. наличие определенного риска.

Наука является одним из видов духовной деятельности, включающей и другие формы общественного сознания: литературу, искусство, мораль и т. п., для которых характерны свои способы отражения объективного мира посредством образов и художественных форм. Искусство и другие формы общественного сознания являются объектами научных исследований, в процессе развития науки из нее выделяются специализированные области знаний, изучающие искусство и другие формы общественного сознания, раскрывающие закономерности их развития. Следовательно, наука и другие отрасли интеллектуальной деятельности тесно взаимосвязаны, и в процессе их координации обеспечивается гармоничное развитие человеческой личности, способной успешно решать различные задачи во всех сферах человеческой деятельности.

Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки все более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований. В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, развитие которой определяет перспективы всего общественного развития, эволюцию общественного сознания.

Авангардная роль науки в развитии человеческого общества определила ее место в системе общественных приоритетов: в современных условиях все страны мира считают развитие науки важнейшей стратегической задачей общегосударственного значения.

В связи с этим стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:

— укрепление и развитие научно-технического потенциала государства и, в первую очередь, в приоритетных ее направлениях;

— создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды, тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции;

— интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями;

— согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности;

— разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, использовав для этих целей финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики.

Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки. Границы между этими подсистемами в определенной мере условны — некоторые отрасли научных знаний находятся на стыке этих наук: бионика, техническая эстетика, экономическая география и т. д.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.

Фундаментальная наука развивается с определенным опережением по сравнению с прикладной наукой. Между фундаментальными и прикладными науками должно быть определенное соответствие, при котором достигалось бы опережающее развитие фундаментальных исследований и вместе с тем обеспечивалось прикладное использование их результатов.

По своей природе процесс развития науки бесконечен, в силу чего невозможно в обозримой перспективе конкретно определить все его формы и взаимосвязи.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Научный потенциал и его влияние на развитие национальной экономики

    Курсовая работа >> Экономика
    ... развития научной мысли и научного комплекса России 2.2 Современное состояние научного потенциала России 2.3 Сравнительная характеристика научного потенциала России с научными достижениями ...
  2. Научно–технический потенциал России и его современное состояние

    Контрольная работа >> Экономика
    ... его высоком уровне и актуальности. В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного ... Холодной войны научный комплекс имел явный ... научных и инженерно-технических кадров. С учетом мирового опыта и особенностей современного состояния ...
  3. Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области

    Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во
    Современное состояние земельных отношений в Южно-Казахстанской области 1. Состояние ... продовольствия и обеспечение его стабильности. Также к ... обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса, отсутствие на ... совместно с научными учреждениями разработать ...
  4. Современное состояние хлебопекарной промышленности Республики Беларусь

    Реферат >> Экономика
    ... эффект дают собственные научно-исследовательские и ... диверсифицировать производство, изменять его структуру и ассортимент, ... покупателей цены. Современное состояние хлебопекарной промышленности в ... организаций и отраслей агропромышленного комплекса. Книга 2/ Под ...
  5. Современное состояние образования

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... , учебно-методических комплексов по предметам; дифференциация ... общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и ... а) Определить основные характеристики современного состояния образования; выделить негативные тенденции ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017728805541992