Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН») ведет отсчет своей...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Уголовное право охраняет все основные сферы жизнедеятельности людей и их объединений от преступных посягательств, регулирует их поведение, предотвраща...полностью>>
Государство и право->Реферат
Продукция имеет множество различных свойств, которые могут проявляться при ее создании и эксплуатации или потреблении, т.е. при разработке, производст...полностью>>
Государство и право->Реферат
В УК РФ впервые дано законодательное определение наказания. До этого определение наказания давалось в учебниках, монографиях, пособиях по уголовному п...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

17


Претензии и иски в коммерческой деятельности.

Слово «претензия» (от лат. praetensio - претензия, требование), означающее требование кредитора к должнику об уплате долга, о возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков выполненной работы.

Претензия - в страховании претензия предъявляется страхователем страховщику в связи с наступлением страхового случая. В практике страхования такая претензия в ряде случаев именуется «убытком».

Установление фактов и причин страхового случая, размера ущерба, причиненного застрахованному имуществу в результате страхового случая, документальное оформление оплаты страхового возмещения принято именовать удовлетворением претензии или ликвидацией убытка. Претензия к страховщику может быть предъявлена не только страхователем, но и другим юридическим или физическим лицом, в пользу которого учинена передаточная надпись на полисе. Срок давности предъявления претензий, вытекающих из условий страхования, оговаривается в полисе и основывается, как правило, на действующем законодательстве страны, в которой выдан полис. В понятие претензии могут также входить претензии, предъявляемые к стороне, виновной в возникновении страхового случая - регресс.

По логике законодателя, понятие «досудебный порядок урегулирования спора» является более широким, включающим в себя самые разнообразные формы досудебного разрешения возникшего правового конфликта. Указание на «досудебность» означает всего лишь их предшествование по времени судебному порядку урегулирования спора.

Вместе с тем следует признать, что на сегодняшний день в действующем законодательстве нет четкости в разграничении претензионного порядка и иных видов досудебного урегулирования споров, вследствие чего и возможны ошибки как исследователей, так и правоприменителей, что особенно опасно, поскольку такие ошибки чреваты нарушением прав граждан и юридических лиц на скорую судебную защиту.

Важнейшим признаком, характеризующим претензионное производство, как, впрочем, и любой другой досудебный порядок урегулирования споров, помимо указания на время его осуществления (досудебный период развития правового конфликта), является его установление федеральным законом или соглашением сторон.

Своим соглашением стороны могут определить условия и порядок предъявления претензий. Как правило, запись о необходимости соблюдения претензионного порядка делается в одном из пунктов договора.

Соблюдение до предъявления иска в суде претензионного порядка в таких случаях является обязательным.

Вместе с тем следует отметить, что, даже если соглашением сторон претензионный порядок не установлен для них как обязательный, претензионная процедура все равно может быть ими выдержана при наличии на то доброй воли сторон. На деле это означает, что сторона, считающая себя потерпевшей в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения обязательств другой стороной, вправе в любом случае предъявить этой стороне свою претензию. Соответственно вторая сторона вправе рассмотреть ее и дать свой ответ.

Действующее законодательство не содержит легального определения иска, несмотря на то, что категория «иск» является ключевой и употребляется законодателем в сотнях и тысячах нормативных актов.

В Большой советской энциклопедии «иск» определен как, обращение в суд, арбитраж или третейский суд за защитой нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Возбуждение дела в исковом судопроизводстве производится посредством подачи заинтересованным лицом иска или искового заявления; по делам, возникающих из административно-правовых отношений - жалобы, делам особого производства - заявления (ст. 4 ГПК).

Иск представляет собой единое целое. Вместе с тем он как бы состоит из двух сторон: материально-правовой и процессуально-правовой.

Под материальной стороной понимается требование заинтересованного лица к ответчику об осуществлении нарушенного или оспариваемого права. Под процессуальной - обращение заинтересованного лица к суду с требованием о защите его нарушенного или оспариваемого права.

При отсутствии у заинтересованного лица права на иск в материальном смысле суд отказывает ему в иске (например, при отсутствии доказательства, свидетельствующего о наличии правоотношения между сторонами, участвующими в деле и т.п.).

В том случае, если нет права на иск в процессуальном смысле, наступают другие последствия: отказ в приеме искового заявления, прекращение производства по делу, оставление иска без рассмотрения.

Право на обращение лица в суд за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов, другими словами, право на иск в процессуальном смысле, возникает при наличии ряда условий.

В силу ст. 129 ГПК такое право возникает если: заявление подлежит рассмотрению в суде; соблюден установленный законом для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела (например, некоторые трудовые споры) или его урегулирования самими сторонами (например, споры клиентуры с органами транспорта), отсутствует вступившее в законную силу вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение суда о принятии отказа истца от иска или об утверждении мирового соглашения; в производстве суда не имеется дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; между сторонами нет заключенного договора о передаче данного спора на разрешение третейского суда; дело подсудно данному суду; наличие процессуальной правоспособности у истца и ответчика; у лица. подающего заявление от имени истца, имеются полномочия на ведение дела.

Судья единолично выносит определение о приеме искового заявления к рассмотрению после того, как убедится в том, что все условия, необходимые для разрешения данного спора, налицо. Все эти обстоятельства устанавливаются путем опроса судьей лица, заявляющего иск.

Если обнаруживается несоответствие заявления указанным требованиям, судья обязан отказать в его приеме.

Для того чтобы исковое заявление получило дальнейшее движение, необходимо соблюдение ряда условий. К ним относятся: предъявление иска дееспособным лицом; соблюдение надлежащей формы искового заявления.

Обязательные реквизиты письменного заявления перечислены в ст. 126 ГПК РФ: наименование суда, в который оно подается; стороны, представители и их адреса местожительства (нахождения); обстоятельства с которыми истец связывает свои требования и доказательства, их подтверждающие; суть требований истца; цена иска, если он подлежит оценке; сведения об оплате заявления госпошлиной; подтверждение документом полномочии представителя; перечень прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано истцом. Если оно подписывается представителем, то к нему должна быть приложена доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

В любом иске могут быть выделены два элемента: основание и предмет. Основанием иска называются обстоятельства дела, обосновывающие требование истца к ответчику, т.е. факты, свидетельствующие о наличии права истца и о его нарушении. Юридические факты, подтверждающие существование правоотношений между сторонами (например, наличие договора найма жилого помещения), носят название активного основания, а удостоверяющие наступление срока выполнения обязанности ответчиком, вытекающей из договора, или отсутствие исполнения - пассивного основания иска (например, неуплата суммы аренды к обозначенному сроку).

Предметом иска называют само материально-правовое требование истца к ответчику (уплата долга при договоре займа, выселение ответчика из жилого помещения при нарушении им своих обязанностей и др.).

Иногда, кроме основания и предмета иска, говорят еще и о содержании иска, понимая под ним суть конкретной просьбы истца к суду (заставить ответчика снести незаконно возведенную постройку на участке истца).

Право определить предмет и основание иска принадлежит только истцу. Без его согласия они не могут быть изменены.

Обеспечение иска - гарантия реального исполнения будущего судебного решения. По искам о присуждении с его помощью охраняются интересы истца от недобросовестного ответчика.

Согласно ГПК РФ, обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного решения (например, ответчик может продать, скрыть имеющееся у него имущество и др.). Просьба об обеспечении иска может быть заявлена любым лицом, участвующим в деле. Суд или судья вправе и по своей инициативе принять необходимые меры по его обеспечению.

Рассмотрим на примере претензий и исков, вытекающих из договора перевозки пассажира.

В случае возникновения спора между пассажиром и перевозчиком, то спор разрешается в судебном порядке. Нормы, регламентирующие порядок подачи претензий и исков к перевозчику, закреплены в ГК РФ, а также в транспортных уставах и кодексах.

Претензии, которые возникли в связи с перевозкой пассажиров, могут быть заявлены пассажирами:

- на железной дороге – железной дороге отправления или железной дороге назначения (по желанию заявителя) в течение шести месяцев (УЖТ РФ);

- на воздушном транспорте – в случае задержки в перевозке пассажира или по каким-либо иным причинам не позднее, чем через 21 день после даты, когда пассажир прибыл в пункт назначения, или даты, когда он должен был прибыть в пункт назначения (Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа);

- на автомобильном транспорте – автотранспортному предприятию или организации пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии в течение шести месяцев (Устав автомобильного транспорта);

- на морском транспорте – перевозчику, который осуществлял перевозку или перевозчику, который должен был осуществить перевозку, в течение первых шести месяцев срока исковой давности (КТМ РФ).

В претензионном заявлении указываются:

- полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии (почтовый индекс, город, улица, номер дома) и транспортного предприятия, которому предъявляется претензия;

- отделение банка, в котором открыт счет заявителя претензии, номер счета и иные банковские реквизиты;

- за что именно предъявляется претензия (за просрочку в доставке, за задержку отправления пассажира и проч.), обоснование претензии и требования заявителя;

- сумма претензии по каждому требованию и каждым отдельным документом (билетом, багажной квитанцией и т.д.);

- перечень документов, которые прилагаются к претензии и обосновывают требования заявителя;

- дата составления претензионного заявления и его номер.

Претензионное заявление подписывается пассажиром или уполномоченным лицом и посылается адресату рекомендованным или ценным письмом или вручается под расписку.

Перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения в течение трех месяцев. Этот срок установлен для всех предприятий независимо от вида транспорта (КТМ РФ, УЖТ РФ, УАТ, Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа).

Так, например, авиакомпания обязана рассмотреть претензию и уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении в течение 3 месяцев, если перевозка полностью осуществлялась рейсами соответствующей авиакомпании. Иски об ответственности авиакомпании из-за ненадлежащей перевозки пассажира или багажа должны быть поданы в суд (по выбору истца) по месту регистрации авиакомпании или по месту нахождения ее главного офиса, либо по месту нахождения офиса перевозчика, через который был составлен договор перевозки, в течение двух лет со дня прибытия в пункт назначения, или со дня, когда пассажир должен был прибыть в место назначения, либо с даты прекращения перевозки.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Претензии и иски по перевозкам грузов

    Кодекс >> Транспорт
    ... , связанных с деятельностью в области торгового мореплавания. Однако, если обязательный порядок предъявления претензии установлен ... должен представляться коммерческий акт. Документы, необходимые при предъявлении претензии или иска о неисправной почтовой ...
  2. Коммерческая деятельность на транспорте и сервисное обслуживание потребителей пассажирских и

    Курсовая работа >> Астрономия
    ... удовлетворении моральных и материальных претензий пассажира. 2. Перевозка груза ... при окончательном урегулировании иска;     * авиаперевозчики должны ... в кредит. Коммерческая деятельность на транспорте. Коммерческая деятельность – комплекс мероприятий ...
  3. Коммерческая деятельность транспортного предприятия

    Дипломная работа >> Экономика
    ... конкурентоспособности в своей деятельности. 1.3 Роль маркетинга в коммерческой деятельности транспортного предприятия Коммерческая деятельность тесно связана ... суде общей юрисдикции, подписывать претензии и иски; 7заключать хозяйственные договоры, ...
  4. Сущность и правовое регулирование коммерческой деятельности

    Шпаргалка >> Экономика
    ... Сущность и виды коммерческой деятельности Коммерческой деятельностью - открытая хозяйственная деятельность, которую от ... третейская запись, признание иска, отказ от иска и т.д. Сторонами ... знать потребности рынка, какие претензии у потребителей к качеству его ...
  5. Государственное регулирование в коммерческой деятельности ГА

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... служба (РосАэроНавигация). 5 1. Государственное регулирование в коммерческой деятельности гражданской авиации 1.1. Понятие и задачи государственного ... грузополучателя права на предъявление претензии или иска.8 Право на предъявление перевозчику ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001755952835083