Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Контрольная работа >Философия
2. Что отличает общество как систему от других систем?
Источники:
Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды – субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”.
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.
3. Что такое общественные материальные отношения и идеальные общественные отношения?
Источники:
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43.
Общественные отношения — отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеальные (духовные).
Материальны отношения, возникают и складываются в ходе практической деятельности человека, отражая и оформляя ее. Материальные отношения бывают:
- производственные отношения;
- отношения в системе «человек-природа»;
- отношения между людьми в процессе непосредственного воспроизводства человека.
Идеальные (духовные) отношения формируются предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Идеальные отношения могут быть:
- политические;
- правовые;
- нравственные;
- религиозные;
- философско-мировоззренческие;
- эстетические и т.д.
Тема 15. Сферы общественной жизни.
1. В чем состоит содержание понятия “сфера общественной жизни”?
Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях. Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.?
Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни - его социальной сферы. В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе, которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях, и их дифференциации, макросоциальной структуре общества - первичных коллективах, семье и т.д. Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но, тем не менее, довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д. Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемы осмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивы механистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иных исследованиях они просто "сосуществуют", а не рассматриваются во взаимосвязи, "застылость" многих социальных определений, недооценку микросоциальной структуры общества, ее недостаточную связь с макросоциальными процессами, слабое внимание к общим методологическим проблемам, касающимся всех общностей, всех социальных связей, недостаточное вычленение именно общих законов всей социальной сферы и некоторые другие проблемы.
Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни. На фоне возросших общественных и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы комплексно. По-видимому, своеобразным стержнем развернувшейся некоторое время назад дискуссии о социальной сфере был не столько вопрос о том, выделять или не выделять социальную жизнь как отдельную сферу, сколько обсуждение необходимости именно комплексного обобщающего анализа социальной жизни.
2.Укажите сущность и структуру материально-производственной (экономической) сферы общественной жизни? Социальной? Политической? Духовной?
Источники:
Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43-55.
Экономическая сфера общества – необходимая социальная система, функционирующая по собственным законам, направленная на удовлетворение материальных потребностей людей и обладающая своей основой в виде способа производства материальных благ.
Структура:
А) способ производства материальных благ:
-производительные силы;
-производственные отношения.
Б) материально-производственная деятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет производство, обмен, распределение, потребление материальных ценностей.
В) субъекты материально-производственной деятельности:
-работник;
-производственная бригада;
-предприятие, фирма банк, учреждение и др.;
-экономические министерства, ведомства и др.;
Г) объект материально-производственной деятельности- производство, распределение, потребление материальных благ.
Д) экономическое сознание – форма общественного сознания, складывающаяся в процессе материально-производственной деятельности социальных субъектов.
Политическая сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная социальная система, характеризующаяся деятельностью социальных субъектов и отношениями, складывающимися между ними по поводу завоевания, удержания, упрочнения и использования государственной власти, проведения внутренней и внешней политики.
Структура:
А) субъекты политической деятельности и отношений:
Политическая организация общества – система целенаправленно создаваемых государственных и негосударственных организаций, управляющих политическими процессами.
Б) объекты политической деятельности и отношений:
-завоевание, удержание, упрочение, использование политической власти;
-проведение внутренней и внешней политики;
-управление политическими процессами.
В) политические отношения – складываются между социальными и политическими субъектами на основе определенных идей и взглядов в процессе деятельности по завоеванию, удержанию, использованию власти.
Г) политическая деятельность – деятельность политических и социальных субъектов, направленная на завоевание и использование власти, достижения своих коренных целей.
Д) политическое сознание – совокупность идей, теорий, мнений, настроений выражающих коренные интересы социальных групп, их отношение к государству, другим политическим институтам, политическому режиму, другим государствам.
Духовная сфера общества – необходимая социальная система, характеризующаяся деятельностью и отношениями определенных социальных субъектов, возникающими в процессе производства, распределения, потребления духовных ценностей.
Структура:
А) субъекты духовной деятельности и отношений:
-идеологи, ученые, писатели, музыканты и т.д.;
-научные, творческие, образовательные организации;
-народные массы, как производитель и потребитель духовных ценностей.
Б) объекты духовной деятельности и отношений – производство, распределение, потребление духовных ценностей.
В) духовные отношения – отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления духовных ценностей.
Г) духовная деятельность – деятельность по производству, обмену, распределению, потреблению духовных ценностей.
Д) общественное и индивидуальное сознание – как носитель духовных ценностей.
Социальная сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная общественная система, возникающая в процессе деятельности социальных субъектов и характеризующая отношениями по поводу равенства и не равенства положений людей и их групп в обществе.
Структура:
А) субъекты социальной деятельности и отношений – личности, образуемые ими социальные группы, составляющие в процессе взаимодействия социальную структуру общества.
Б) объекты социальной деятельности и отношений – положение людей и их групп в обществе с точки зрения равенства и не равенства.
В) социальные отношения – отношения между людьми и их группами по поводу положения в обществе с точки зрения равенства и не равенства.
Г) социальная деятельность – деятельность социальных субъектов, направленная на удержание, изменение (улучшение) своего места (статуса) в обществе.
Д) социальная позиция (ориентация) – осознание и оценка индивидом и социальной группой своего места (статуса) в обществе.
Е) социальный престиж – оценка общественным мнением места, занимаемого индивидом или социальной группой в обществе.
Тема 16. Философские проблемы права.
Похожие страницы:
Философия и её роль в обществе (2)
Контрольная работа >> Философия... о том, что такое сама философия, изучение ее истории. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее ... с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии. Первые ...Философия и ее развитие
Реферат >> Философия... великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был ...История философии и ее связь с историческим процессом
Реферат >> ФилософияИстория философии и ее связь с историческим процессом 1.Происхождение философии 2. Основные этапы развития европейской философии 3. Особенности развития русской ...Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Реферат >> ФилософияФилософия, круг ее проблем и роль в обществе. Слово «философия» впервые произнес великий ... в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Георг Гегель ... вытесняет мифологии: она бессмертна, ею переполнена поэзия, она завораживает ...Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре
Реферат >> ФилософияФилософия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре. Понятие «Мировоззрение» и ... чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ... периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей ...