Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
XVII ст відкриває особливий період у розвитку філософської думки, що прийнято називати класичною філософією У розвитку європейської духовної культури ...полностью>>
Философия->Учебное пособие
Новий час – доба видатних досягнень у науці, культурі та філософії Першу половину цієї доби (ХVІІ ст ) визначають як століття геніїв, вільнодумців, а ...полностью>>
Философия->Реферат
Успіх софістів на ниві освіти завів би грецьку філософію в безвихідь В результаті ми не мали б ні Платона, ні Арістотеля Проте в другій половині V в д...полностью>>
Философия->Реферат
Ренесанс визначається як історичний процес ідейного й культурного розвитку напередодні ранніх буржуазних революцій, що має самобутню цінність Його еле...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

Источники:

  • Ермакова Е.Е. Философия: Учебн. Для техн. Вузов. – М.: Высш. Шк.; Изд. центр “Академия”, 1999. С. 181-188;

  • Философия. Часть II. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 1997. С. 210-216

Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Основы учения о происхождении человека естественным путем были заложены Ч. Дарвином, доказавшим не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Гексли, Геккель и другие сторонники учения Дарвина выдвинули гипотезу о происхождении человека не непосредственно от обезьяны, а от обезьяночеловека - “не говорящего питекантропуса” - самостоятельной зоологической формы, не являющейся ни обезьяной, ни человеком. Вскоре эта гипотеза нашла подтверждение. В настоящее время науке известны многочисленные ископаемые останки “переходных существ”, найденные в различных частях света. Они характеризуют различные этапы на пути “разобезьянивания” и очеловечивания наших далеких предков. Можно сказать, что наука, как бы осуществляя призыв, обращенный древнегреческой философией к человеку: “познай самого себя”, раскрывает его истинную родословную. Многочисленные ископаемые останки переходных существ, несмотря на различные варианты их интерпретации, позволяют уверенно утверждать о реальном существовании переходных ступеней от древней обезьяны к человеку. Хотя религиозные версии о божественном акте творения человека пришли в непримиримое противоречие с научными данными, и до сих пор находятся приверженцы креационизма - учения о сверхъестественном происхождении человека как и всех форм жизни вообще в результате единого творческого акта. Имеют хождение гипотезы о внеземном происхождении жизни, о том, что настоящими предками человека являются инопланетяне.

Нет, однако, никаких достоверных научных данных, которые могли бы подтвердить столь смелые предположения. Энгельс в свое время, опираясь на открытия дарвинизма и материалистическое понимание истории, обратил внимание на то, что решающую роль в очеловечивании наших далеких предков сыграла трудовая деятельность, связанная с изготовлением и применением орудий труда. Труд, по словам Энгельса, является не только источником всякого богатства, но и первым, основным условием всякой человеческой жизни. В известном смысле труд создал самого человека. Решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку стало разделение функций передних и задних конечностей. Под влиянием своего образа жизни первобытные обезьяны стали использовать передние конечности именно в качестве рук. Они постепенно отвыкали от использования передних конечностей при ходьбе и начали осваивать прямую походку.

У обезьян вообще существует известное разделение функций между передними и задними конечностями. Передние конечности не только участвуют в ходьбе, но служат для собирания и удерживания пищи. Некоторые виды обезьян строят себе гнезда и навесы на деревьях. Они руками хватают дубины и камни, защищаясь от врагов. Но ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа. Именно здесь обнаруживается, насколько велико различие между неразвитой рукой даже высших человекообразных обезьян и усовершенствованной трудом в течение сотен тысячелетий человеческой рукой. Прежде чем камень при помощи человеческой руки был превращен в нож, прошел такой период времени, по сравнению с которым история цивилизации равняется мигу.

Развитие труда с необходимостью способствовало сплочению членов человеческих объединений. Сам характер труда требовал совместной деятельности, взаимной поддержки. У первобытных тружеников возникла потребность сказать что-либо друг другу.

По словам Энгельса, сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств.

Постепенно человечество достигло двух новых рубежей, имеющих решающее значение: пользование огнем и приручение животных.

В ходе очеловечивания наряду с биологическими законами формировались и начинали действовать законы общественно-исторические. Окончательно сформировавшийся человек разумный, он уже обладал всеми биологическими свойствами, которые были необходимы для дальнейшего общественно-исторического развития человечества. За последние 40-50 тысяч лет видовые биологические особенности человека существенно не изменились несмотря на быстрый темп и многочисленные катаклизмы исторического процесса. Хотя действие закона наследственности и изменчивости, как и других биологических законов, полностью не прекращается, развитие человека определяется главным образом и преимущественно законами общественно-историческими. Это выражается хотя бы в том, что человек не может стать человеком вне общества.

Тема 13. Философия природы.

1. В чем состоит понятие природы?

Источники:

  • Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Природа — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. Иногда природой называют лишь ее часть — биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием природы, создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд. Возникновение общества существенным образом меняет саму природу (Ноосфера). Познавая объективные закономерности природы, воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию природы для получения необходимых человеческому обществу материальных благ. Тем самым естественная среда обитания дополняется искусственной, которая представляет собой так называемую “вторую природу”, т. е. совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, приобретая все большую власть над природой, активно преобразуя ее, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять, переделывать природу в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами природы, используя естественные силы и процессы. Основным показателем уровня отношений общества с природой является характер производительных сил. В современных условиях исключительную остроту приобрела проблема охраны природы, рационального сочетания производственной деятельности общества и глобальных природных процессов нашей планеты.

2. Каков смысл современной экологической проблемы и каковы пути ее решения?

Источники:

  • Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.246-249

Под экологией понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX в.), мы фактически говорим о социальной экологии - науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические вопросы ее охраны.

В настоящее время экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатировала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы.

В настоящее время, налицо уже не локальные (региональные), а глобальные (т.е. всемирные) экологические проблемы:

1) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров планеты;

2) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

3) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных процессов;

4) вода и атмосфера во многих местах загрязнены до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

5) на Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные человеком элементы;

6) парниковый эффект (повышение средней температуры поверхности Земли из-за неконтролируемого выброса обществом огромного количества газов, аэрозолей. С началом космических полетов проблемы экологии начинают перемещаться в открытое космическое пространство. Не утилизированные отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, и их утилизация постепенно становится все более острой проблемой. Возникла и еще одна неведомая ранее проблема - экология и здоровье человека. Активно воздействуя на природу, продукты жизнедеятельности человека и производства самым отрицательным образом сказываются и на здоровье самого человечества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привело к росту и изменению структуры человеческих заболеваний. Возникают новые болезни, принесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические изменения в организме.

Тема 14. Общество как продукт деятельности людей и пространство их бытия.

1. Что такое общество?

Источники:

  • Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298

  • Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова, общество может рассматриваться как конкретное общество в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (напр., индийское, американское и т. п.). До марксизма господствовали идеалистические (порой религиозно-мистические) представления об обществе, усматривавшие его основу в неком духовном начале, во взглядах и представлениях людей. Свое теоретическое объяснение общественной жизни дает исторический материализм. Общество в широком смысле — материальное образование, обособившееся от природы, не сводимая к природе часть материального мира, качественно высшая ступень его поступательного развития и вместе с тем его составная часть, подчиненная всеобщим объективным законам, безотносительно к конкретно-историческому этапу развития общества. В отличие от природы, где действуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их осуществления. На ряду с всеобщими в обществе действуют законы, отличные от законов эволюции живой материи. Общество — сложная, исторически развивающаяся целостная система. Становление общества — длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни была его форма? — ставил вопрос Маркс и отвечал: — Продукт взаимодействия людей”. В этом определении указаны не только материальные носители и творцы общества — деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению,— их взаимодействие. Общество — не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего, материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах (Общественное бытие и общественное сознание). Оставаясь в постоянной зависимости от природы, общество оказывает на нее все более глубокое противоречивое воздействие, становится глобальной (а ныне все более и космической) силой по отношению к ней. При этом от общества требуется особенно большая ответственность за судьбы природы как целостной системы (Глобальные проблемы). Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, общество находится в процессе закономерного изменения и развития, имеющего определенную прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса общества не исключает и периодов регресса. Основным, ключевым в научном понимании структуры и прогрессивного развития общества является марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации. Оно позволяет конкретизировать представление об устройстве общества и движущих силах его развития, о возникновении, развитии и ликвидации классово-антагонистических типов общества (Классы, Революция социальная), показывает направленность социального прогресса. Основные тенденции развития общества — усиление преобразующей роли и общественного характера деятельности людей; совершенствование общественных отношений; повышение степени организованности общества; возрастание роли и значения общественного сознания. На общественное развитие оказывают серьезное влияние природные и демографические факторы, которые, однако, не определяют развития общества в целом.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия и её роль в обществе (2)

    Контрольная работа >> Философия
    ... о том, что такое сама философия, изучение ее истории. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее ... с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии. Первые ...
  2. Философия и ее развитие

    Реферат >> Философия
    ... великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был ...
  3. История философии и ее связь с историческим процессом

    Реферат >> Философия
    История философии и ее связь с историческим процессом 1.Происхождение философии 2. Основные этапы развития европейской философии 3. Особенности развития русской ...
  4. Философия, круг ее проблем и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Слово «философия» впервые произнес великий ... в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Георг Гегель ... вытесняет мифологии: она бессмертна, ею переполнена поэзия, она завораживает ...
  5. Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре

    Реферат >> Философия
    Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре. Понятие «Мировоззрение» и ... чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ... периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0022828578948975