Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
XVII ст відкриває особливий період у розвитку філософської думки, що прийнято називати класичною філософією У розвитку європейської духовної культури ...полностью>>
Философия->Учебное пособие
Новий час – доба видатних досягнень у науці, культурі та філософії Першу половину цієї доби (ХVІІ ст ) визначають як століття геніїв, вільнодумців, а ...полностью>>
Философия->Реферат
Успіх софістів на ниві освіти завів би грецьку філософію в безвихідь В результаті ми не мали б ні Платона, ні Арістотеля Проте в другій половині V в д...полностью>>
Философия->Реферат
Ренесанс визначається як історичний процес ідейного й культурного розвитку напередодні ранніх буржуазних революцій, що має самобутню цінність Його еле...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Философия экзистенциализма: в чем ее смысл? Представители этой философской школы?

Источники:

  • Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.554-555

  • П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.178-185

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) - иррационалистическое направление в философии, возникшее в ХХ в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшееся большим влиянием в 40-60-е гг. Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, С.Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, которую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому Э.

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.

Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.

Экзистенциализма объявляет предметом философии - бытие. “Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Раздел II.

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

Тема 6. Проблема бытия. Философская, научная и религиозная картины мира.

1. Что такое бытие? Основные формы бытия?

Источники:

  • Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.55

  • П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.420-424

Бытие – одно из центральных понятий философии на протяжении сей ее истории, философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе - процесса материальной жизни людей.

По форме существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.

2. В чем суть диалектико-материалистической картины мироздания? Понятие материи?

Источники:

  • П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С. 425-444

  • Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 106-120

Категория “материя” обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него.

В отличие от специальных наук, изучающих законы развития и функционирования различных явлений природы и общества, Д. м. Изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью, и наиболее общие принципы ее познания и преобразования. Теоретическими источниками диалектико-материализма. явились, прежде всего, критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Основными системообразующими принципами диалектико-материализма являются: принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание, принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познаности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика, принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний др. и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов, принцип революционного преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества, достижения социальной справедливости и равноправия членов общества.

3. В чем суть религиозно-идеалистической картины мира?

Источники:

  • Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 120-130

Сущностью религиозно-идеалистической картины мира является, прежде всего, его удвоение, то есть признание существования наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором, согласно всем мировым религиям, находят или найдут свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия. Соответственно, и природа человека разделяется на две части, низшую и высшую: тело и душу, которую вдохнул Господь в момент рождения как свидетельство богопричастности человека и спасение которой и представляет собой цель, смысл земной жизни и возможность жизни вечной.

Модернизацией религиозного мировоззрения в данном контексте следует считать включение в него социальных мотивов, в частности, оформление социальной доктрины католицизма, возникновение исламских теократических учений и т.п.

С позиций религиоведения, интегративной чертой религиозного сознания следует признать религиозную веру. Она есть вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом деятельности воображения, процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи (в молитве, в диалоге, в богослужении и т.д.); в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; д) в религиозные авторитеты -- "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисатв", "архатов", церковных иерархов, служителей культа и т.д.

Тема 7. Проблема развития в философии.

1. В чем суть диалектики и метафизики?

Источники:

  • Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 130-140

  • П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.526-538

Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей

Истинно научное понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике органически сочетаются законы развития, как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме.

Термин „метафизика" возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает „то, что следует после физики". Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения „первой философией", исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук.

В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

2. Каковы основные принципы диалектики? В чем их суть?

Источники:

  • Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 143-146

  • П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.526-538

Предпосылочные принципы – принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости.

Конструктивные принципы (здесь в качестве главного выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Принцип всеобщей связи – целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Системность - означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира и его существования и развитие во времени, которое длится всегда.

3. Дайте формулировки основных законов диалектики.

Источники:

  • Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 162-165

  • П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.538-567

Закон диалектического синтеза: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой качественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

Тема 8. Философия сознания.

1. Каким образом понимали сознание античные философы?

- философы Средневековья?

- философы-идеалисты Нового времени?

- представители марксистской философии?

Источники:

  • Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 229-245

 Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Философы античности понимали что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры вощенной дощечки на которой писец процарапывал специальной острой палочкой буквы. Печать на воске – метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Античность открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Другая же сторона – умение человека сосредотачиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана.

В культуре христианства произошло важное культурное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Христиан можно характеризовать как «новых» людей, появившихся в результате мощного, сравнимого с космическим, «этического» взрыва, сопровождавшего пришествие Христа. Начиная с Бл. Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек создан по образцу и подобию божьему, а потому должен соответствующим образом строить свой жизненный путь. Христианство вводит впервые в структуру сознания время: строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего. Сознание есть знание необратимости времени, а потому сознание понимает хрупкость и эфемерность момента настоящего, которое неумолимо мгновенно становится прошлым.

Метафоры сознания в философии Нового времени и античности имели противоположные смыслы, но они совпадали в том, что содержание сознания отождествлялось с предметным. В разработке проблемы сознания философия Нового времени воспользовалась открытым в середине века умением сосредотачивать свое внимание на внутреннем опыте. Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое религиозно-мистическое содержание. Так Декарт отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры имеют дело только с характеристиками предметного мира. Он заложил основы отнесения к содержанию сознания только предметно-логического содержания.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия и её роль в обществе (2)

    Контрольная работа >> Философия
    ... о том, что такое сама философия, изучение ее истории. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее ... с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии. Первые ...
  2. Философия и ее развитие

    Реферат >> Философия
    ... великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был ...
  3. История философии и ее связь с историческим процессом

    Реферат >> Философия
    История философии и ее связь с историческим процессом 1.Происхождение философии 2. Основные этапы развития европейской философии 3. Особенности развития русской ...
  4. Философия, круг ее проблем и роль в обществе

    Реферат >> Философия
    Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Слово «философия» впервые произнес великий ... в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Георг Гегель ... вытесняет мифологии: она бессмертна, ею переполнена поэзия, она завораживает ...
  5. Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре

    Реферат >> Философия
    Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре. Понятие «Мировоззрение» и ... чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ... периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017890930175781