Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
В отличие от объектов, имеющих материально - вещественную форму (например, здания, производственное оборудование, сырьё и т.д.), финансовые активы пре...полностью>>
Финансы->Реферат
Управление активами - в банковском деле - набор принципов и методов оптимизации дохода от размещения средств, совершенствования банковских операций, м...полностью>>
Финансы->Реферат
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономичес...полностью>>
Финансы->Курсовая работа
На первый взгляд денежный рынок принципиально не отличается от любого, и, несмотря на специфику обращающихся на нем объектов, характеризуется стандарт...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджет­ную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Финансы домашнего хозяйства – это звено финансовой системы. Финансовые отношения населения имеют, исключительно, важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны. Опре­деленная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем ус­тойчивее экономическое положение предприятия.

Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое от­ражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полно­стью включены лишь централизованные фонды – бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчис­лениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступле­ния страховых возмещений, средства от штрафных санкций, де­нежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

Финансовая система развитых зарубежных стран в основном ог­раничивается бюджетной системой с внебюджетными специальны­ми фондами. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Японии) она включает государственный и местные бюджеты, а так­же внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государ­ствах (США, Германии, Швейцарии) помимо этих звеньев функци­онируют бюджеты субъектов федерации.

Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в вышестоящие. Так, в США местные бюджеты относительно самостоятельны по отноше­нию к бюджетам штатов, а последние – по отношению к федераль­ному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверж­даемый как закон, формируемый главным образом за счет налого­вых поступлений и используемый на общенациональные цели. Мест­ные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами глав­ным образом социально-экономические цели.

Среди внебюджетных фондов решающее значение имеет фонд национального страхования, предназначенный для оказания соци­альной поддержки населению.

2.3. Финансовая система и состав её звеньев

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья Финансовых отношений: государственный бюджет, бюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования. Фондовый рынок, финансы предприятий различных форм ответственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разделить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (рис. 3)

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования фондов денежных средств.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимос­ти централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюд­жетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фон­дов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов го­сударственной власти и управления; поддержка отраслей народ­ного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнива­ние уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаменталь­ных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования и использования де­нежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресур­сов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизован­ных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между произ­водственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населе­ния. Эффективное использование финансовых ресурсов возмож­но лишь на основе активной финансовой политики государства.

Через финансовую систему государство воздействует на фор­мирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансо­вой системы. Он представляет собой форму образования и ис­пользования централизованного Фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как за­кон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансиро­вания народного хозяйства, социально-культурных мероприя­тий, укрепления обороны страны и содержания органов государ­ственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возмож­ность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и фи­нансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, фи­нансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращи­ванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, на­пример, ликвидировать нерентабельные предприятия или их пе­репрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет сущест­венно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджет­ные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджет­ных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и уч­реждения социально-культурного направления. Расходы бюдже­та, обусловленные реализацией социальной политики государст­ва, имеют огромное значение. Они позволяют государству разви­вать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслужива­нии, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культур­ного уровня жизни народа.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Фи­нансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирова­ние внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюдже­тов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсион­ный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюд­жетных фондов за последние годы превышали 60% доходов госу­дарственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це­левое назначение, что гарантирует использование средств в пол­ном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходова­ние средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контро­лю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возмож­ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денеж­ных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для Финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заем­щиком - государство в лице его органов. Дополнительные ресур­сы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государст­венных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщи­ку направлять мобилизованные дополнительные финансовые ре­сурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно умень­шают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается из­быточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обра­щения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необ­ходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюд­жетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирова­ния экономических и социальных программ, т. е, государствен­ный кредит является средством увеличения финансовых возмож­ностей государства. На общегосударственном уровне государст­венные займы не выражают конкретного целевого характера, тог­да как местные органы власти могут использовать мобилизован­ные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просве­тительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управле­ния. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от го­да до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следст­вие, дает большую государственную задолженность. Размер госу­дарственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго­вые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это задолженность по не­погашенным внешним займам и невыплаченным по ним про­центам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязатель­ства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не мо­гут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуще­ствлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуще­ствляет Центральный банк Российской Федерации.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефи­нансирование государственного долга, т. е. погашение старой го­сударственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В условиях административно-командной системы страхова­ние было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возме­щению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, осу­ществлявшим свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхо­вание позволяла в общегосударственном масштабе централизо­вать денежные средства, предусмотренные на эти цели,

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 г. было по­кончено с государственной монополией в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новым экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

Многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. Успешно работают такие акционерные страховые общества, как Ингосстрах, Росно другие страховые компании. Ведущую роль на страховом рынке занимает Российская государственная страховая компания (Рос госстрах).

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок — это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфически финансовых активов — ценных бумаг.

Задача фондового рынка — обеспечение процесса переливания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Финансы предприятий различных Форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта_ и. национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою де­ятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначе­ния, изыскивают необходимые им средства для расширения про­изводства продукции, используя кредитные ресурсы и возможно­сти финансового рынка. Развитие предпринимательской дея­тельности способствует расширению самостоятельности пред­приятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны госу­дарства и вместе с тем повышению ответственности за фактичес­кие результаты работы.

Заключение.

Из всего выше изложенного можно сделать следующие вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство устанавливает формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Список использованной литературы.

1. Лекции по учебной дисциплине «Финансы и Кредит»

2.«Финансы и Кредит», Шевчук Д., М: Эксмо, 2009г

3. «Финансы и Кредит», Белоглазова Г.Н., М: ЮРАЙТ, 2007г

4. «Финансы», под редакцией Поляка Г.Б., М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г

5. «Финансы, денежное обращение и кредит», учебник, Нешитой А.С., М:Дашков, 2008г

6. «Финансы», учебное пособие, Нелюбова Н.Н, Сазонов С.П., Волгоград:Изд-во ВолГУ, 2001г

7. «Финансы, денежное обращение и кредит», учебник, под редакцией Самсонов Н.Ф., М: Инфра-М, 2005г

8. «Бюджетная система», учебник, Ермасова Н.Б., М: ЮРАЙТ, 2009г.

38




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Налоги и их роль в условиях рыночной экономики

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... функция Счётного комитета РК. Цель дипломной работы - провести анализ налогов и их роли в условиях рыночной экономики. ... Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004. Налоги в рыночной экономике. - М.: ...
  2. Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег

    Реферат >> Экономика
    ... По дисциплине «Финансы и кредит» 1. Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег.2. Денежная ... Социально-экономическая сущность и функции финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансы - экономические ...
  3. Банки и их роль в современной рыночной экономике

    Реферат >> Экономическая теория
    ... « Банки и их роль в современной рыночной экономике» Выполнил: студент ... система: сущность и структура 2. Роль банков в современной рыночной экономике 2.1. ... финансов используется крайне редко. Какие бы функции ... функционировала в условиях рыночной экономики, и ...
  4. Функции денег и их роль в экономике

    Реферат >> Финансы
    ... и их роль в современной рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: Рассмотреть сущность и функции ...
  5. Сущность и функции финансов предприятий в рыночной экономике

    Курсовая работа >> Финансы
    ... курсовой работы – исследование сущности и функций финансов предприятия в условиях рыночной экономики, предложение путей по ... их фондирования В условиях рыночной экономики эти ограничения в значительной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019669532775879