Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
В отличие от объектов, имеющих материально - вещественную форму (например, здания, производственное оборудование, сырьё и т.д.), финансовые активы пре...полностью>>
Финансы->Реферат
Управление активами - в банковском деле - набор принципов и методов оптимизации дохода от размещения средств, совершенствования банковских операций, м...полностью>>
Финансы->Реферат
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономичес...полностью>>
Финансы->Курсовая работа
На первый взгляд денежный рынок принципиально не отличается от любого, и, несмотря на специфику обращающихся на нем объектов, характеризуется стандарт...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.

Финансовая система вообще трактуется как совокупность отношений, существующих в границах данной общественно-экономической формации. В более узком понимании она рассматривается как система финансовых учреждений государства. В процессе эволюции социально-экономических отношений или результате революционных изменений и реформ общественно-экономическая формация сталкивается с изменениями финансовой системы, с их сужением или расширением, обусловленным необходимостью выполнения новых функций и задач государственным аппаратом, включая повышение финансовой маневренности.

Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы (рис 1).

Рисунок 1

Основу финансовой системы составляют денежные фонды. Под денежными фондами (или денежными, финансовыми активами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг, которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направления формирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченные направления использования. Финансовая система пронизывает всю национальную экономическую систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством.

В странах рыночной экономики финансовая система включает такие составляющие: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (предприятий).

Финансовую систему можно рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.

Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровень мирового хозяйства — международные финансы; обобщающий уровень — финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций; международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Организационная структура финансовой системы характеризуется совокупностью финансовых органов и институтов, отображающих систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВНП является объективным явлением, формы и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране составляют органы государственной власти и управления.

2.2. Финансовая система Российской Федерации.

На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип госу­дарства: унитарное – единое и федеративное – союзное.

Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.

Для федеративного государства характерна трехуровневая финан­совая система, у которой появляются финансовые отношения чле­нов федерации.

Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов само­управления. Эта часть финансовой системы находится в распоряже­нии государства и выступает как централизованные финансы. Одно­временно функционируют децентрализованные финансы.

В целом состав финансовой системы представлен на рис. 2.

Рис. 2. Состав финансовой системы

Централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяют бюджет­ную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и вне­бюджетные специальные фонды.

В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Россий­ской Федерации, как и других союзных республик, включался в госу­дарственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты стра­ны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюд­жете в 1970–1990 гг. концентрировались 52–50% общего объема ре­сурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48–50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в местных бюджетах.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюджет, региональные бюджеты, в том числе республиканские, краевые, областные, автоном­ной области, автономных округов и местные бюджеты, в том числе районные, городские, поселковые, сельские.

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюд­жет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюд­жет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется кон­солидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивает­ся структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищ­но-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотрасле­вом и межтерриториальном перераспределении средств для вырав­нивания уровней экономического и социального развития регионов.

Специальные внебюджетные фонды начали функционировать с 1 января 1992 г. В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на эконо­мические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональ­ные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три со­циальных внебюджетных фонда.

Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначе­ны для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсион­ный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дота­ций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по воз­расту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджет­ным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты регио­нальных внебюджетных фондов также утверждаются представитель­ными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – мест­ными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы составляют основу финансовой систе­мы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домаш­него хозяйства.

Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния финансов коммерческих орга­низаций зависит общее финансовое положение страны и, следова­тельно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться из собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют произ­водственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя, в том числе и ресурсы фи­нансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозит­ные сертификаты и прочие его инструменты.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Налоги и их роль в условиях рыночной экономики

    Дипломная работа >> Финансовые науки
    ... функция Счётного комитета РК. Цель дипломной работы - провести анализ налогов и их роли в условиях рыночной экономики. ... Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004. Налоги в рыночной экономике. - М.: ...
  2. Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег

    Реферат >> Экономика
    ... По дисциплине «Финансы и кредит» 1. Возникновение денег и их роль в условиях рыночной экономики. Виды и функции денег.2. Денежная ... Социально-экономическая сущность и функции финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансы - экономические ...
  3. Банки и их роль в современной рыночной экономике

    Реферат >> Экономическая теория
    ... « Банки и их роль в современной рыночной экономике» Выполнил: студент ... система: сущность и структура 2. Роль банков в современной рыночной экономике 2.1. ... финансов используется крайне редко. Какие бы функции ... функционировала в условиях рыночной экономики, и ...
  4. Функции денег и их роль в экономике

    Реферат >> Финансы
    ... и их роль в современной рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: Рассмотреть сущность и функции ...
  5. Сущность и функции финансов предприятий в рыночной экономике

    Курсовая работа >> Финансы
    ... курсовой работы – исследование сущности и функций финансов предприятия в условиях рыночной экономики, предложение путей по ... их фондирования В условиях рыночной экономики эти ограничения в значительной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019209384918213