Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Мы тратим время на все, но забываем, что готовность к встрече с неожиданностями, как это не парадоксально звучит, становится едва ли не единственным с...полностью>>
Психология->Реферат
Одной из величайших загадок, над разгадкой которой уже не одно столетие трудятся учёные мужи всего мира, является тайна человеческого разума. Этого пр...полностью>>
Психология->Реферат
Мы создаем группы в ходе социального взаимодействия, объединяя людей в социальные ячейки: семьи, команды, национальности, расы, профессиональные союзы...полностью>>
Психология->Реферат
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неот...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических

поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития

психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия,

произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной

сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей

формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии:

дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей,

мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных

автоматизмов. v Понятие «умственная отсталость» включает в себя

такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».

Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма

психического недоразвития, возникающая вследствие раз­личных причин:

патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio —

искажение, ломка), природовой па­тологии, органического поражения центральной

нервной систе­мы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах

постнатального развития.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий

характер. Действия вре­доносного фактора в большой мере уже остановилось, и

ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономернос­тям

формирования психики, но имеет свои особенности, обус­ловленные типом

нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин

«олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином).

Деменция (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление

познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению

памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е.

наблюдается медлен­ное прогрессирование болезненного процесса.

В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических

заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях

мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и

ушибов).

В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени

умственной отсталости:

1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;

3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе

психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре

формы: легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49),

тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).

Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется

тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре

клинической картины выде­ляют неосложненные и осложненные формы олигофрении.

Ослож­ненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразви­тия мозга с

его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом

нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также

более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых

фун­кций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных пред­ставлений,

счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с

церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.

В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологичес­ких (указывающих

причину) факторов умственной отсталости (по Г.Е.Сухаревой, 1956).

Первая группа — неполноценность генеративных клеток роди­телей,

наследственные заболевания родителей, патология эмбрио­генеза.

Вторая группа — патология внутриутробного развития (воздей­ствия

инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения центральной

нервной системы.

Для установления правильного диагноза необходимо учитывать соотношение трех

групп симптомов: дизонтогенетических синдро­мов (связанных с дисфункцией

созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС)

той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции, и синдро­мов,

отражающих вторичные защитные механизмы организма.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталос­ти: клинический

(наличие органического поражения головного моз­га); психологический (стойкое

нарушение познавательной деятель­ности); педагогический (низкая обучаемость).

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными

факторами оказываются слабая любознатель­ность (ориентировка) и замедленная

обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие ум­ственно отсталого

ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития

статики и локомоций, причем ча­сто задержка бывает весьма существенной,

захватывающей не толь­ко весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается

отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая

патологическая инертность (что не исключает крикливос­ти, беспокойства и т.

п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует,

как правило, «комплекс ожив­ления». В дальнейшем у них не возникает интереса

ни к игруш­кам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушка­ми,

находящимися в руках взрослого. Не происходит своевремен­ного перехода к

общению на основе совместных действий взрос­лого и ребенка с предметами, не

возникает новой формы обще­ния — жестового общения. Дети на первом году жизни

не диффе­ренцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с

предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия,

тесно связанного в этот период с хватанием. Произ­водя это действие, ребенок

познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и

предметом, свойства пред­метов — величину, массу, форму. С отсутствием

хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная

координация.

Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых

детей чрезвычайно задерживается. Эта задерж­ка не является первичным

нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что

отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.

В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении

неспецифическими манипуляциями, которые прояв­ляются, например, в том, что

ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с

ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере у

умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному миру

остается весьма низким, кратковре­менным. Ориентировка типа «Что это?» у

детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного воздействия

дети 3—4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни

социальными формами поведения.

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказыва­ются при

спонтанном развитии на очень низком уровне.

Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном воз­расте умственно

отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в

психическом развитии: раз­витие предметных действий и развитие общения с

другими людь­ми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со сво­ими

сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную

деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального

опыта детей и на развитии высших пси­хических функций — мышления, произвольной

памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и

нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении

предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и

познавательных процессов — в зна­чительной мере носят вторичный характер. При

своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем

на­чале коррекционно-педагогического воздействия многие отклоне­ния развития

у детей могут быть скорригированы и даже предуп­реждены.

2. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

Практическая реализация специального дошкольного воспита­ния связана с

семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности

и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм по­мощи родителям,

воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных

условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны

получать в большей сте­пени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего

(коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматри­ваться как наиболее

прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая

семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как

уни­верситеты для родителей, материнские школы, курсы для моло­дых матерей и

т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и

компенсирующего типа, а также при психо­лого-медико-педагогических

консультациях (ПМПК).

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и роди­телям основывается на

принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с

нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной

коррекционной програм­ме развития.

Принцип системности воспитания ребенка требует учета слож­ного характера

психического развития в онтогенезе, на что впер­вые было указано Л. С.

Выготским. Принцип системности в кор­рекционной работе обеспечивает

направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом

развитии ре­бенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах

ди­агностического обследования, итогом которого становится пред­ставление

системы причинно-следственных связей, иерархии от­ношений между симптомами и

их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны

стать как струк­тура нарушения (система причинно-следственных связей,

обус­ловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной

ситуации развития ребенка.

Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... аномальных детей и целям их воспитания. Проблема ранней коррекции детей с нарушениями интеллекта чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в дошкольном возрасте ...
  2. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

    Реферат >> Педагогика
    ... детей. Таким образом, без специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталые дети достигают школьного возраста с существенными речевыми нарушениями. У умственно отсталого ... интеллекте. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает ...
  3. Формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье»), Коробейников И. А. («Нарушения развития и социальная адаптация»), Маллер А. Р. («Социальное воспитание и обучение детей ...
  4. Особенности психокогнетивного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

    Курсовая работа >> Психология
    ... обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников ... детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом ... обучению в школе умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.67-74. Обучение детей с нарушениями ...
  5. Особенности наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста с нарушение слуха

    Курсовая работа >> Психология
    ... дошкольном возрасте (от 0 до 6 лет)…………………….. 7 4. Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста имеющих нарушение слуха…………………………………………………………………….12 5. Воспитание ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0063741207122803