Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями ...полностью>>
Психология->Реферат
Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы вст...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Сегодня, в условиях непрекращающегося научно–технического прогресса, люди остро чувствуют переизбыток информации, стараются его не замечать, но это не...полностью>>
Психология->Реферат
История развитая социальной психологии в СССР освещалась в многочисленных публикациях, в частности, в учебных пособиях, посвященных систематическому и...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Ф. КАТАНОВА

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии развития

Курсовая работа

по специальности «Детская психология»

ТЕМА: Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника

выполнила:

студентка 3 курса ППФ

заочной формы обучения

Попова Е.О.

Научный руководитель:

Липина И.А.

АБАКАН – 2008

Оглавление

Введение

1 Характеристика общения и коммуникативных способностей в психолого - педагогическом исследовании

1.1 Сущность общения и коммуникативных способностей

1.2 Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

2 Музыкотерапия и ее особенности

2.1 Влияние музыкотерапии на человека

2.2 Музыкотерапия в дошкольном детстве и ее роль в развитии коммуникативных способностей дошкольников

3 Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

3.1 Цели и описание методик исследования по проблеме

3.2 Анализ полученных результатов

3.3 Коррекционно-развивающая программа, направленная на изменение коммуникативных способностей дошкольников и проверка её эффективности

Заключение

Библиографический список

Введение

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это и другие дети, сверстники. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. И по мере взросления контакты и конфликты со сверстниками становятся для дошкольника все важнее, отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.

Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры), помогает детям лучше узнать друг друга и себя. Терапевтическое влияние музыки через слушание музыкальных произведений помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, располагает его к позитивному общению. А игровые приемы музыкотерапии (музыкальные игры, инсценировки песен) понятны и близки детям, располагают к высокой активности в данном виде деятельности. В нашем исследовании мы рассмотрим влияние музыкотерапии на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Проблемой общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста занимались М.И.Лисина, Я.Л.Коломинский, Е.О.Смирнова, Ю. Гиппенрейтер и другие.

Огромный вклад в изучение общения детей дошкольного возраста внесла работа М.И.Лисиной «Общение, личность и психика ребенка», в которую вошли ее основные работы по проблемам общения, взаимосвязи общения и психического развития, личностного становления ребенка, интересна работа Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», которая содержит практические советы по улучшению общения с ребенком.

В целом, можно сказать, что проблемы общения дошкольников изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Целью работы является исследование развития коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.

Объект исследования: развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Предмет исследования: музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника.

Гипотеза: музыкотерапия влияет на развитие общения и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста при условии ее регулярного включения в жизнедеятельность детей.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1) изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить особенности развития коммуникативных способностей дошкольников;

3) проанализировать влияние музыкотерапии на коммуникативные способности дошкольников;

4) Разработать коррекционно-развивающую программу по использованию музыкотерапии в дошкольном учреждении, направленную на изменение коммуникативных способностей дошкольников и проверить её эффективность.

Задачи решались с помощью следующих методик исследования:

  1. Методика определения формы общения ребенка со взрослым М.И.Лисиной.

  2. Методика выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной.

Методологической основой этой работы явились исследования М.И. Лисиной, Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, Е.О.Смирновой, Я.Л.Коломенского и др.

В качестве методов исследования мы использовали:

1) теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

  1. эмпирические методы исследования: экспериментальные методы, направленные на изучение уровня коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;

  2. интерпретационные методы: количественный и качественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики.

Исследовательской базой послужила подготовительная к школе группа МДОУ ЦРР – детского сада «Радуга» г. Черногорска.

Новизна исследовательской работы заключается:

  • в теоретической значимости, которая состоит в анализе научной литературы и систематизации материала по влиянию музыкотерапии на коммуникативные способности детей дошкольного возраста;

  • в практической значимости, состоящей в разработке коррекционной программы по развитию коммуникативных способностей средством музыкотерапии.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

1 Характеристика общения и коммуникативных способностей в

психолого-педагогическом исследовании

1.1 Сущность общения и коммуникативных способностей

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Проблемой общения занимаются социологи, философы, педагогические деятели.

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. [16, c. 39] А.В.Петровский и авторский коллектив дает следующее определение общения: «Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности».[15 ]

А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».[10]

Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».

Следуя высказываниям психологов можно выделить главное:

  1. общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

  2. общение – атрибут других видов человеческой деятельности;

  3. общение – взаимодействие субъектов.

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность.[16, c. 44]

Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты. Итак,

предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект;

потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;

коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;

действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении –инициативные и ответные;

задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Говоря о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека следует отметить, что они многообразны, но обычно, выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии

    Дипломная работа >> Музыка
    ... двигательная музыкотерапия как средство коррекции психофизического развития ... коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство ... С. 63 – 70. Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей / Г. С. Тарасов // Вопросы психологии. – ...
  2. Формы и методы профилактики агрессивного поведения дошкольников

    Курсовая работа >> Психология
    ... Как ведущая деятельность, определяющая психи ческое развитие дошкольника, игра является и адекватным средством ... , музыкотерапию, методы ... способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных ...
  3. Арттерапия как психокоррекционный метод

    Лекция >> Психология
    ... действия музыкотерапии: 1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной пси­хотерапии. 2. Развитие навыков межличностного общения, комму­никативных функций и способностей ...
  4. Особенности методов арт-терапии в работе с детьми с задержкой психического развития

    Курсовая работа >> Психология
    ... (коммуникативных навыков, способности ... развития. Арт-терапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как ... изотерапия, музыкотерапия, ... Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями развития - Саранск, 2004г ...
  5. Коррекция агрессивного поведения у дошкольников с помощью технологии игротерапии

    Реферат >> Психология
    ... как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как ... музыкотерапия ... развитие коммуникативных навыков; формирование адекватной самооценки детей; снижение проявления агрессивности в поведении. Средства ... и нравственное развитие дошкольников / С.Н. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019619464874268