Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Я вважаю, що нам, сучасним старшокласникам, випала виняткова доля: початок нашого дорослого життя збігається з початком третього тисячоліття. На перши...полностью>>
Социология->Реферат
Людина – істота соціальна, тобто живе в колективі. Тому її цікавлять інші люди і власне місце серед них. Хтось цікавиться проблемою влади над людьми, ...полностью>>
Социология->Реферат
1.Освіта як соціокультурний інститут сучасник суспільства, що виконує важливі та складні соці­альні функції, знаходиться у стані глибокої кризи, вихід...полностью>>
Социология->Реферат
. особливостями поведінки; .3. культурними традиціями; .4. зовнішнім виглядом; .5. віруваннями; . . національною мовою; .7. важко визначити; .8. суттє...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что специалист по пенитенциарной социальной работе является в значительной степени универсалом, но при этом его «универсализм» имеет достаточно четкие предметные границы, заданные жизненными проблемами клиентов – осужденных и возможными путями их разрешения. Социальный работник не подменяет, да и не может заменить специалистов других отделов и служб исправительных учреждениях, равно как и они не могут выполнять его функции. В этой связи необходимо выделить еще одну принципиальную особенность профессиональной деятельности специалиста по пенитенциарной социальной работе – ее пограничный характер. Содержание и инструментарий социальной работы в пенитенциарных учреждениях включает в себя элементы многих видов «помогающей» деятельности осужденным и соответственно обуславливает систему профессиональной подготовленности.

Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью /34, с.310/.

Также, специалист по социальной работе должен владеть соответствующими методами и технологиями, что будет подробно рассмотрено в следующем пункте данного параграфа.

1.3 Краткая характеристика методов и технологий социальной работы в исправительном учреждении

Становление современного правового государства и развитого гражданского общества в Российской Федерации невозможно без коренной реконструкции всей отечественной пенитенциарной системы. Проблема коренного реформирования пенитенциарных учреждений РФ давно вышла за государственные рамки, превратившись в общенациональную задачу. Экономическая и социальная «цена вопроса», равно как и масштабы реформируемой системы уголовного наказания требуют от общества и государства ясного понимания: что, как и почему необходимо менять в пенитенциарной сфере. Данная глава посвящена одному из краеугольных аспектов реформирования: проблеме обновления и переподготовки кадров для пенитенциарной сферы. Думается, что активная деятельность профессиональных социальных работников в исправительных учреждениях способна переломить известные негативные тенденции, приблизив отечественную пенитенциарную систему РФ к европейским стандартам.

К сожалению, современная ситуация в исправительных учреждениях усугубляется практически полным отсутствием необходимого числа обученных социальных работников-практиков способных работать с различными категориями осужденных по-новому. В не меньшем дефиците и социальные работники-теоретики, призванные разрабатывать научную методологию социальной работы в местах лишения свободы /40, с.54/.

Технологии социальной работы с осужденными можно обозначить следующие: социальные диагностика, адаптация, реабилитация, терапия, консультирование, посредничество и т.п.

Социальная диагностика осужденного должна придерживаться следующих принципов. Прежде всего, это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, социальных работник не должен зависеть от влияния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). К сожалению, социальная диагностика может вскрывать негативные факты, которые иногда яростно отвергаются не только представителями органов управления, но и шокированной общественностью. Осознанно или неосознанно искажая действительную картину в силу нежелания подобной реакции, социальный работник тем самым блокирует возможность коррекции социальной патологии, которую он исследовал. Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов – собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Вследствие этого необходимо применять и принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения осужденного, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, взаимоотношения с окружающим его коллективом; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник ни в коей мере не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, который способен произвести углубленную диагностику, он обязан.

Специфическим принципом диагностики в пенитенциарной социальной работе можно считать принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.

Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба осужденного или его близких, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Сам осужденный, являющийся центром внимания такой проблемы, может не осознавать ее наличия.

Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не просто определить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующий этап диагностического процесса сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни осужденного. Целый ряд социальных патологий имеет наследственную природу или, по крайней мере, социально наследуется. Если мы в настоящее время не можем однозначно сказать, является ли связь пьянства и алкоголизма индивида с пьянством его родителей или прародителей результатом врожденных биологических предпосылок, унаследованных от предшествующих поколений, или это влияние семейного образа жизни, то наследование личностных черт, которые способствуют алкоголизму (инфантильность, конформность и т.д.), не подлежит сомнению.

Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Неправильно было бы думать, что структурно-функциональные методы применяются преимущественно при анализе групповых клиентов семьи, класса, трудового или студенческого коллектива.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. В условиях лишения свободы данный метод социальных технологий приобретает особенно важное значение.

В условиях пенитенциарного учреждения актуальна технология педагогической адаптации, приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров осужденного. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Немаловажную роль играет психологическая адаптация осужденного. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются условия жизни, морально-этические ориентации в колонии и т.д.

Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

1) преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения;

2) другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности – создание различных социальных утопий и их пропаганда, что в условиях лишения свободы проходит в реализации воровских идей, несущих деструктивную направленность как для психики осужденного, так и асоциальный характер в общем;

3) третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов осужденного по освобождению, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации: первая (начальная) стадия, когда осужденный улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается; вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и сам осужденный признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга (здесь осужденный осознает всю утопичность и пагубность асоциальной сферы противоправного поведения); третья стадия – приспособления, «аккомодации» – связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей, которую ему предлагает социальный работник, но и представители правопослушного общества признают некоторые его ценности; четвертая стадия – полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей преступного менталитета и полностью принимает новые.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности и т.д. Этот процесс нацелен на восстановление не только способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, по каким - либо причинам нарушенных.

Осуществление социальной работы в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность; дифференцированность; комплексность; преемственность; последовательность; непрерывность; доступность реабилитационных мероприятий для наиболее нуждающихся.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Деятельность социального работника в следственном изоляторе

    Курсовая работа >> Социология
    ... социальной работы Тема: «Деятельность социального работника в следственном изоляторе» Содержание Введение 1 Характеристика современной российской пенитенциарной системы 1.1 Система пенитенциарных учреждений ...
  2. Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Дипломная работа >> Социология
    ... использоваться пенитенциарными социальными работниками применительно ко всем категориям заключенных. 3. Перспективы социальной работы в пенитенциарной системе 3.1 Обязанности и содержание деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении ...
  3. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

    Курсовая работа >> Социология
    ... и социального работника, которого в состав персонала казахстанских пенитенциарных учреждений еще не ввели. 1.2 Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере ...
  4. Социальная работа в пенитенциарной системе РФ понятие, сущность

    Реферат >> Социология
    ... основ деятельности пенитенциарной системы по перевоспитанию преступников, и разработке конкретных программ, методик и технологий деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере ...
  5. Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Реферат >> Социология
    Содержание Статус социального работника в пенитенциарной системе Исторический опыт и современная система исправительных учреждений в России и принципы их деятельности Проблемы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011699199676514