Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Я вважаю, що нам, сучасним старшокласникам, випала виняткова доля: початок нашого дорослого життя збігається з початком третього тисячоліття. На перши...полностью>>
Социология->Реферат
Людина – істота соціальна, тобто живе в колективі. Тому її цікавлять інші люди і власне місце серед них. Хтось цікавиться проблемою влади над людьми, ...полностью>>
Социология->Реферат
1.Освіта як соціокультурний інститут сучасник суспільства, що виконує важливі та складні соці­альні функції, знаходиться у стані глибокої кризи, вихід...полностью>>
Социология->Реферат
. особливостями поведінки; .3. культурними традиціями; .4. зовнішнім виглядом; .5. віруваннями; . . національною мовою; .7. важко визначити; .8. суттє...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1 Система пенитенциарной социальной работы

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности:

- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

- адаптации или реадаптации в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».

Социальные проблемы, которые возникают у осужденных во время отбывания наказания разноплановы и многоаспектны. Они заключаются в резкой перемене как психологического, социального, так и правового климата. Осужденному необходимо обеспечение условий пенитенциарной и постпенитенциарной адаптации, поддержание социально-полезных связей в период отбывания наказания.

Так же социальную проблему представляет обеспечение прав, свобод и интересов осужденных в исправительных учреждениях. Для этого необходимо квалифицированное консультирование осужденных в социально-правовом аспекте и качественное предоставление осужденному всех полагаемых ему льгот, пенсий, страхований, обеспечений и гуманного отношения к нему со стороны администрации колонии.

Социальной проблемой является необходимость решения улучшения социально-бытовых условий спецконтингента, восстановление или поддержание социально-полезных связей, оказание помощи в пенитенциарной адаптации и т.д. Все эти направления деятельности для сотрудников пенитенциарных учреждений, по их собственному мнению, являются равнозначными и имеют практически одинаковую степень важности.

Задачи социальной работы в пенитенциарных учреждениях:

- развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

- повышение и развитие социального статуса осужденного к отбыванию наказания в пенитенциарном учреждении;

- помощь в построении и закреплении такой совокупности социальных отношений, которые соответствовали бы целям исполнения наказания и целям социальной защиты;

- содействие в обеспечении приемлемых социально бытовых условий, лицам, отбывшим наказание;

- помощь в социальном развитии лица (развитие личности - повышение образовательного уровня заключенных);

- содействие заключенным в получении помощи специалистов, работающих в пенитенциарном учреждении (педагоги, психологи, юристы и т.д.);

- организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые относятся к социально уязвимым;

- помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды с учетом их социальных интересов (искусство, ремесло, религия, образование, трудовая деятельность);

- помощь в решении и профилактике конфликтных ситуаций;

- содействие социально-правовой защищенности персонала пенитенциарного учреждения;

Таким образом, этот перечень позволяет говорить о социальной работе в пенитенциарной системе как о сложной многонаправленной деятельности тесно связанной с воспитанием, образованием, медициной, психологией и т.д.

В исправительных учреждениях присутствуют среди объектов социальной работы несколько категорий осужденных:

- те, кто объективно нуждается в социальной помощи и поддержке, не инициирует эту помощь, но и не отказывается от нее в случае ее представления;

- те, кто объективно нуждается в социальной помощи, но отказывается от контакта и сотрудничества с социальными работниками;

- наконец, те, кто в качестве добровольного клиента сами инициируют оказание им социальной помощи и поддержки.

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрены еще две обязательные категории осужденных, с которыми обязаны работать соответствующие специалисты:

- осужденные, прибывающие в исправительные учреждения и находящиеся в карантине;

- освобождаемые осужденные, которых необходимо по специальным программам подготовить к жизни на свободе, помочь им в бытовом и трудовом устройстве, социальной реадаптации.

Принципы деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении:

- принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарном учреждении имеет глубокие моральные основания;

- принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений;

- принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч. 2 ст.21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Принцип гуманизма отражен в ст.7 Уголовного кодекса РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с «низшим существом» мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному, мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной деятельности.

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде исправительных учреждений; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники исправительного учреждения относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола.

Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это, прежде всего – несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Таким образом, сегодня очень актуален вопрос о становлении и развитии института пенитенциарной социальной работы, качественная систематизация теоретических конструктов и углубление в практико-обучающих основах работы с клиентами по решению их социальных проблем. Для этого необходимо разъяснение о характере субъекте пенитенциарной работы, что будет произведено в следующем пункте данного параграфе.

1.2 Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной работы

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей /34, с.305/.

Профессиональный профиль специалиста по пенитенциарной социальной работе, должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.

Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в исправительных учреждениях, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные; специальные; специализированные.

Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста: знаний специфики работы в различной социальной среде, различных субкультурах; знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах; развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами; уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности; умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции; научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов; знаний типологии, об основных источниках возникновения и развития массовых социальных движений, формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций; владеть основами социологического анализа; знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельности и владеть ими; владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач; знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников; знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе; знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя: знания, владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в исправительных учреждениях; владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, и также использования полученных знаний в реальных социальных проектах; владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инновации в практике социальной работы; знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой; умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста; научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска; готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации; знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе; умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации; знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности; владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований; умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальная работа с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере; знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен: знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права; знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках; знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею; владеть методами осуществления социальной профилактики; использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ; знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды; осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения; участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными; участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение; осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности; своевременно ставить перед руководством исправительного учреждения и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью; осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных; организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания; осуществлять с первых дней пребывания в исправительном учреждении подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков; содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах; оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения; вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе; уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными; знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных; владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных; знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях /Приложение В/.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Деятельность социального работника в следственном изоляторе

    Курсовая работа >> Социология
    ... социальной работы Тема: «Деятельность социального работника в следственном изоляторе» Содержание Введение 1 Характеристика современной российской пенитенциарной системы 1.1 Система пенитенциарных учреждений ...
  2. Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Дипломная работа >> Социология
    ... использоваться пенитенциарными социальными работниками применительно ко всем категориям заключенных. 3. Перспективы социальной работы в пенитенциарной системе 3.1 Обязанности и содержание деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении ...
  3. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Республики Казахстан

    Курсовая работа >> Социология
    ... и социального работника, которого в состав персонала казахстанских пенитенциарных учреждений еще не ввели. 1.2 Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере ...
  4. Социальная работа в пенитенциарной системе РФ понятие, сущность

    Реферат >> Социология
    ... основ деятельности пенитенциарной системы по перевоспитанию преступников, и разработке конкретных программ, методик и технологий деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере ...
  5. Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях

    Реферат >> Социология
    Содержание Статус социального работника в пенитенциарной системе Исторический опыт и современная система исправительных учреждений в России и принципы их деятельности Проблемы ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012831687927246