Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Информатика->Контрольная работа
На квадратному аркуші картатого паперу розміру 8*8 кліток намальовано декілька прямокутників, кожний прямокутник складається з кліток, прямокутники не...полностью>>
Информатика->Реферат
Операційна система (ОС) – програма, що здійснює діалог із користувачем, керує комп ютером, його ресурсами, запускає інші програми. ОС завантажується п...полностью>>
Информатика->Курсовая работа
Даний розділ містить основні відомості про історію розвитку мови Object Pascal та середовища Delphi, їх основні технології та їх застосування для робо...полностью>>
Информатика->Курсовая работа
Вопрос о составлении оптимального плана выпуска продукции является наиболее актуальным у фирмы производителя, которому уделяется достаточно много вним...полностью>>

Главная > Самостоятельная работа >Информатика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.8. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности. Самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности, должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов. Активное использование вычислительной техники и возможностей современных информационных технологий позволяет поднять качество обучения, организовать и наладить контроль за самостоятельной работой студентов. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

  1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

  2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

  3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

  4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

  5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

  6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

  7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

  8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

  9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

  • входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

  • текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

  • промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

  • самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

  • итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

  • контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В рамках данной дисциплины самостоятельная работа студентов должна проявляется в следующем:

  • написание рефератов

  • подготовка к контрольной работе

Темы рефератов:

  1. История развития алгоритмизации, этапы программирования;

  2. Кибернетика, Кибернетическая модель управления;

  3. Сравнительный анализ языков Pascal и Basic;

  4. Описание и анализ основных операторов Pascal;

  5. Объектно-ориентированное программирование.

2.9. Развёрнутый конспект урока

Тема урока: «Понятие алгоритма и его свойства»

Тип урока: лекция

Цели урока:

  • обучающая: помочь учащимся получить знания о понятии алгоритма и его свойствах;

  • воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  • развивающая: развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Материальное обеспечение:

  • доска, маркер

  • рабочая тетрадь

  • учебник

  • Продолжительность урока: 1ч. 20 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент (5 мин).

Приветствие учеников, проверка присутствующих. Сообщение темы занятия и цели, объяснение хода урока.

  1. Вводный инструктаж (1 мин). Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего занятия «Понятие алгоритма и его свойства»

Цель: на данном занятии мы должны познакомиться с понятием алгоритма и его основными свойствами.

  1. Объяснение нового материала. (1ч).

Алгоритмы. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:

1. Достать ключ из кармана.

2. Вставить ключ в замочную скважину.

3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

4. Вынуть ключ.

Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.

Свойства алгоритмов:

1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);

2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);

3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);

5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).

Основные понятия

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Исполнитель алгоритма - это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Система команд исполнителя (СКИ)- это вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять.

Свойства алгоритма: понятность, точность, конечность.

Понятность: алгоритм составляется только из команд входящих в СКИ исполнителя.

Точность (однозначность): каждая команда алгоритма управления определяет однозначное действие исполнителя.

Конечность (или результативность): выполнение алгоритма должно приводить к результату за конечное число шагов.

Полный набор данных: необходимый и достаточный набор данных для решения поставленной задачи.

Основные приемы программирования:

1. Сведение сложного к простому. Если программист хорошо разбирается в поставленной задачи, то сможет разложить ее на много маленьких задач.

2. Цикл - многократная повторяемая последовательность. Это основное средство заставить компьютер сделать много при помощи короткой программы.

3. Собственные процедуры.

4. Ветвление (Выбор).

5. Процедуры.

Программа для очень простой задачи может быть громоздкой. ( Пр. построить дачный домик). Для этого были составлены процедуры для выполнения наиболее популярных маленьких заданий: нарисовать круг, линию и т.д. Процедура записана в комплексе, как составные части особой большой программы. 

Последовательность работы программиста на компьютере.

1. Получает задачу для компьютера.

2. Составляет блок-схему.

3. Пишет программу.

4. Набирает на клавиатуре.

5. Пробует запустить на выполнение.

6. При ошибках, исправляет их и запускает вновь - отладка.

7. Кодирование информации.

Значительную часть информации состоит из символов - букв, цифр, знаков математических действий, знаков препинания и т. д. В компьютере каждый символ кодируется (А-10000000, 7-00110111). В: Сколько всего символов можно закодировать ?). В памяти информация хранится в “замороженном виде”. В каждом байте хранится одна группа из 8, 1-наличие импульса , 0-его отсутствие или наоборот. Бит - 0 или 1. В одном байте - 8 битов.

  1. Закрепление нового материала в форме фронтального опроса (10 мин):

  • Дать понятие алгоритма,

  • Привести пример алгоритма приготовления бутерброда,

  • Назвать свойства алгоритма,

  • Дать следующие понятия ( исполнитель алгоритма, система команд исполнителя (СКИ), понятность, точность (однозначность), конечность (или результативность), полный набор данных: )

  1. Заключительный инструктаж (5 мин). Ответы на вопросы учащихся по теме, выяснение непонятных моментов.

  2. Выдается домашнее задание – прочитать и выучить конспект лекции.

Заключение

В современном цивилизованном обществе преподаватель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают ученики. Это требует от общества создания условий для личностного и профессионального развития преподавателей, которые наиболее будут подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.

В данном курсовом проекте была разработана методика организации учебного процесса по разделу «Алгоритмы» дисциплины «Информатика», проведён сбор и обработка материала обучения; анализ содержания раздела учебного материала; разработан перспективно - тематический план раздела; проанализирована учебно-методическая база данного раздела, разработан конспект урока по данному разделу «Понятие алгоритма и его свойства».

Главные задачи педагогов на сегодняшний день состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер", 2000. 304 с. - (Серия "Учебник нового века")

  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2ООО.-264(449)с.

  3. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - 240(391) с.

  4. 4)Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии. С использованием примеров из дипломных и курсовых работ. Симферополь, 2001.-119(254) с.

  5. Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224(346) с.

  6. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432(637) с.

  1. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2003(1998).-584(1056) с.

  2. Психология и педагогика. // Отв. ред. Б.А. Спасенников. Архангельск. 2003.-(354) с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия",2000.-512(867)с.

  1. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1996. 288(419)с.

  2. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека. Очерк по соционике. Вильнюс.2004( 1991 ).-50(95)с.

  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М: Академический Проект,2002г. 184(266)с.

  4. И. Семакина, Е. Хеннера. «Информатика» под редакцией.

  5. Калиш Г.Г. «Основы вычислительной техники», 2000 год издания, 271 с, Москва: «Высшая школа».

  6. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. - 2003. - № 8. - С, 53-59.

  7. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: МОДЭК. 2002. -352 с.

Ресурсы Интернета:

http://www.klyaksa.net/htm/uchitel/test8.htm

http://ale3104.narod.ru/index.html

http://www.uroki.net/docmfydocinf41.htm

http://www.metod-kopilka.ru/page-test-1-1.html

Приложение

Перспективно-тематический план на дисциплину

«Информатика» по разделу «Алгоритмы»

Темы

Кол-во

Цель

Практ. Занятия

Методы и формы занятий

Материально техническое оснащение

Дом. задание

Типичные ошибки

т

п

1 Понятие алгоритма и его свойства

2

-

Изучение понятия алгоритма, и его свойства

-

Лекция

Конспект лекции, ПК

Учить конспект лекции

Невнимательность

2. Виды алгоритмов и их реализация

2

-

Изучение основных видов алгоритмов и как они могут быть реализованы

-

Лекция

Конспект лекции, ПК

Учить конспект лекции

Невнимательность

3 Язык для описания алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык)

2

2

Изучить способы записи алгоритмов: язык блок-схемы, учебный алгоритмический язык

Структура языка, основные операторы

Лекция, практическое занятие

Конспект лекции, ПК, методичка с практическими заданиями

Учить конспект лекции, составление блок-схем для решения простейших задач

Нарушение дисциплины на практических занятиях

4 Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Метод пошаговой детализации

2

6

Изучение основных алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов назначение вспомогательных

Арифметические операции и выражения

Введение понятия переменной

С

48

оставление и отладка линейных программ

Лекция, практические занятия

Конспект лекции, ПК, методичка с практическими заданиями

Учить конспект лекции, составление блок-схем для решения простейших задач

Путают блоки языка блок-схем

5 Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных

2

-

Изучение основных типов и видов величин

-

Лекция

Конспект лекции, ПК

Учить конспект лекции

Не понимают когда и какие типы данных лучше применять

6 Языки программирования высокого уровня, их классификация.

2

-

Изучение основных языков программирования высокого уровня, их назначение, назначение систем программирования

-

Лекция

Конспект лекции, ПК

Учить конспект лекции

Невнимательность

7 Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов.

2

4

Научиться правилам оформления программы на Паскале;

правилам представления данных и операторов на паскале

Операторы повторений

Оператор условия If…then

Лекция, практические занятия

Конспект лекции, ПК, методичка с практическими заданиями

Учить конспект лекции, написание кода решения задач

Сложность запоминания и применения операторов

8 Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

2

4

Изучить способы описания и задания структурных типов, массивов

Составление и отладка программ с оператором цикла с постусловием и цикла с предусловием

М

49

ассивы

Лекция, практические занятия

Конспект лекции, ПК, методичка с практическими заданиями

Учить конспект лекции, написание кода решения задач, подготовка к контрольной

Сложность описания массивов

9 Этапы решения задач с использованием программирования

2

2

Овладение навыками последовательности выполнения программы в системе программирования; отлаживать и исполнять программы в системе программирования

Контрольное практическое задание

Лекция, практические занятия

Конспект лекции, ПК, задания для контрольной

Учить конспект лекции, написание кода решения задач, подготовка к контрольной

-

Итого

18

18

50


47




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... По мнению Е.Л. Касьяк [24] проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. ... Практическая работа учащихся по заданным алгоритмам. Исходные данные: ... заданий (подбор материалов по определенным разделам, компьютерный набор). VI ...
  2. Систематизация и обобщение учебного материала по физике в средних общеобразовательных учреждениях

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... стихи. В журналах по методике преподавания физики в ... организация учебного процесса по физике, а предметом изучения - систематизация и обобщение учебного материала по ... неизвестные ранее алгоритмы решения задач ... и обобщение по разделу: «Геометрическая оптика» ...
  3. Методы и формы организации учебного процесса в высшей школе

    Реферат >> Педагогика
    ... динамичность процесса обучения. Учебный модуль – не только раздел учебной программы ... организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой ... , выполнение действий по алгоритму); - методы, ...
  4. Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... Методика организации коллективной формы учебной ... по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики §2. Коллективная форма организации учебного процесса ... нужно разделить числитель ... работать по заданному алгоритму. Воспитывать ...
  5. Организация внеклассных занятий по ОБЖ

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности
    ... здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения. Разнообразные формы ... по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные ... учебном процессе лучше использовать на заключительном этапе темы или раздела. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019659996032715