Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Информатика->Реферат
Исследование алгебраических уравнений в начале XIX века привело математиков к необходимости выделения особого математического понятия — понятия группы...полностью>>
Информатика->Курсовая работа
Цель работы закрепление и углубление знаний по информатике, практических навыков работы на персональном компьютере и разработки пользовательских прило...полностью>>
Информатика->Контрольная работа
На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров и более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от ...полностью>>
Информатика->Курсовая работа
В условиях модернизации системы образования повышаются требования как к качеству подготовки выпускника школы, так и к эффективности образовательной де...полностью>>

Главная > Самостоятельная работа >Информатика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.1. Анализ содержания раздела

Тема алгоритмизации и программирования на сегодняшний день является очень важной. Алгоритмизация и программирование являются основными инструментариями информатики и применяются в различных областях человеческой деятельности.

Цель обучения алгоритмизации заключается в овладении учащимися структурной методикой построения алгоритмов. Это значит, ученики должны научиться использовать в практике построения алгоритмов основные управляющие структуры: следование, ветвление, цикл; уметь разбивать задачу на подзадачи, применять метод последовательной детализации алгоритма. Дидактические средства для этого хорошо отработаны - это разнообразные учебные исполнители алгоритмов: черепахи, роботы, чертежники, кенгуренки и пр. Известна методическая идея, идущая еще от А.П.Ершова: исполнители алгоритмов делятся на исполнителей, работающих «в обстановке» и исполнителей, работающих с величинами.

При изучении алгоритмизации развивающий аспект является основным. Однако в базовом курсе информатики к нему добавляются еще новые аспекты, которые следует отнести к теоретическим целям информатики. Таких аспектов два. Первый – кибернетический аспект. Речь идет о знакомстве с информационными основами процессов управления. Место алгоритмов в этой теме определяется следующим тезисом: алгоритм управления – это информационная составляющая всякой системы управления. В процессе управления происходит передача данных о состоянии управляемого объекта по линии обратной связи, а по линии прямой связи – управляющая информация, т.е. команды управления. Последовательность команд управления и составляет алгоритм управления. Его должен «знать» управляющий объект.

Второй аспект заключается в связи линии алгоритмизации и программирования с линией компьютера, с более глубоким раскрытием понятия программного управления ЭВМ. Ученики должны получить ответы на вопрос: что такое программа для ЭВМ? Как ЭВМ управляет «сама собой»? Почему ЭВМ можно назвать самоуправляемой системой?

Изучение алгоритмизации в программистском аспекте связано с введением новой группы понятий (в дополнение к алгоритмическим структурам): понятия величины, типа и структуры величины, константы и переменной, присваивания значения переменной, действия (операции) над величинами, выражения (арифметические, логические, строковые). Если до изучения этой темы ученики работали с базами данных и электронными таблицами, то представление о величинах и их свойствах у них уже имеется. От этих представлений можно оттолкнуться, вводя понятие величины в языках программирования.

Изучив данный раздел обучающийся должен знать:

  • что такое алгоритм управления;

  • какова роль алгоритма управления в системах управления;

  • в чём состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;

  • структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов;

  • технологии построения сложных алгоритмов: метод пошаговой детализации и сборочный (библиотечный) метод;

  • основные типы и виды величин;

  • назначение языков программирования;

  • правила оформления программы на языке Паскаль;

  • правила представления данных и операторов на языке Паскаль;

  • способы описания и задания массивов;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования;

Изучив данный раздел обучающийся должен уметь:

  • выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • работать с готовой программой на языке Паскаль;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • создавать несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования;

Для изучения данного раздела будет использоваться ПК с установленной на нем программой Turbo Pascal, методичка с практическими работами и курс лекций.

Формы контроля:

  • контрольная работа;

  • практические работы.

2.2. Перспективно-тематический план

Тематическое планирование составляется учителем обычно 1 раз в год. Это перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: сокращение часов за счет праздников, переноса выходных дней, болезни учителя, но этот план должен быть реализован по окончании учебного года. На основе календарно-тематического планирования учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Тематическое планирование не имеет строго очерченных параметров, разрабатывается в каждом регионе по-разному, иногда оно приближается по объему к поурочному планированию, иногда представляет собой очень короткий, тезисный план темы. И то и другое возможно, главное, чтобы тематическое планирование было рабочим документом.

Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью учащихся, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения.

Суть планирования - заблаговременное, рациональное распределение материала каждой темы по занятиям и в определении для каждого занятия соответствующих его содержанию системы методов обучения и учебных средств.

Цель перспективно-тематического планирования:

  • Определить систему работы преподавателя и учащихся, обеспечив ее целенаправленность и педагогически целесообразное и экономное использование учебного времени для решения важнейших учебно-воспитательных задач;

  • Разработать систему занятий с эффективной реализацией принципов дидактики;

  • Выстроить научно обоснованную систему методов теории развивающего обучения;

  • Разработать систему наглядных пособий, средств и форм организации познавательной деятельности студентов;

  • Наметить оптимальные пути реализации основных функций учебно-воспитательного процесса - обучающей, развивающей, воспитывающей.

Перспективно-тематический план в рамках данного раздела приведен в Приложении.

2.3. Дидактическое оснащение

Дидактический материал - особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Основные требования к дидактическому материалу:

  • выбрать последовательность знакомства с информацией;

  • дать ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле;

  • структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

Можно отметить следующее значение дидактического материала:

  • самостоятельное овладение учащимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации;

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал;

  • условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия;

  • контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов;

  • самоконтроль и самокоррекция;

  • тренировка в процессе усвоения учебного материала;

  • высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ;

  • усиление мотивации обучения;

  • развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического);

  • формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества;

  • активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Виды дидактического материала:

  • дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);

  • обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.

  • памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;

  • задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;

  • задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;

  • задания с проблемными вопросами;

  • задания на развитие воображения и творчества;

  • экспериментальные задания;

  • инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы;

  • карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

  • инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам;

  • тесты с возможностью самоконтроля.

Например, для лучшего усвоения раздела Алгоритмы можно организовать игру, учащиеся делятся на 2 команды, им предлагается написанный код программы и они должны найти ошибки в нем и проверить на практике полученный результат или учащимся предлагаются карточки, где написан код программы и учащиеся должны вставить пропущенные операторы.

При практических работах применяют инструкционные карты, в которых изложен поэтапно ход выполнения практических работ.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... По мнению Е.Л. Касьяк [24] проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. ... Практическая работа учащихся по заданным алгоритмам. Исходные данные: ... заданий (подбор материалов по определенным разделам, компьютерный набор). VI ...
  2. Систематизация и обобщение учебного материала по физике в средних общеобразовательных учреждениях

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... стихи. В журналах по методике преподавания физики в ... организация учебного процесса по физике, а предметом изучения - систематизация и обобщение учебного материала по ... неизвестные ранее алгоритмы решения задач ... и обобщение по разделу: «Геометрическая оптика» ...
  3. Методы и формы организации учебного процесса в высшей школе

    Реферат >> Педагогика
    ... динамичность процесса обучения. Учебный модуль – не только раздел учебной программы ... организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой ... , выполнение действий по алгоритму); - методы, ...
  4. Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... Методика организации коллективной формы учебной ... по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики §2. Коллективная форма организации учебного процесса ... нужно разделить числитель ... работать по заданному алгоритму. Воспитывать ...
  5. Организация внеклассных занятий по ОБЖ

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности
    ... здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения. Разнообразные формы ... по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные ... учебном процессе лучше использовать на заключительном этапе темы или раздела. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019030570983887